Елена Ларенцева
Консультация «Необходимость преодоления несовершенства детской речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Необходимость преодоления несовершенства детской речи»
1. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Если у ребёнка к пяти годам по каким-то причинам имеются речевые нарушения, то процесс обучения будет происходить с гораздо большим трудом, дольше и без того успеха, который достигается в обычные сроки.
2. Задержка речевого развития тяжело сказывается на общем росте психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, работоспособности.
Публикация «Консультация „Необходимость преодоления несовершенства детской речи“» размещена в разделах
3. Речевые расстройства порождают своеобразные изменения в характере ребё нка: замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности, маскирующие или облегчающие речь уловки.
4. Неудачные попытки преодолеть свои затруднения при общении или замаскировать их, могут вызвать чувство собственной неполноценности, депрессивные состояния, негативизм; порождают чувства обиды, досады, иногда озлобленность и раздражение.
5. Учёными доказано, что чувство ущемлённости от сознания своего дефекта речи встречается и у дошкольников. Но оно не зависит от тяжести нарушения речи, а связано с теми социальными условиями в которых растёт ребёнок и, конечно, с типом его высшей нервной деятельности.
6. У детей с нарушениями речи часто наблюдается не только нарушение артикуляторной моторики – парезы языка, губ (неполные параличи, но и общей – дискоординации, неточность и слабость движений, их замедленность или, наоборот, двигательная расторможенность.
7. Всё это, в свою очередь, порождает особенности поведения детей в играх и общеобразовательных занятиях: нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны, или берут на себя подчинённые роли.
8. Но бывает и наоборот, когда у плохо говорящих детей отмечается неоправданно смелая фантазия, некритичность к своему поведению, двигательное беспокойство, сонливость, речевая утомляемость, что затрудняет включение в коллективную игру.
9. Не устранённые в детском возрасте замены и смешения, отрицательно влияют на письмо и чтение. Отставая в обучении и теряя интерес к нему, такие школьники нередко переходят в категорию нарушителей дисциплины.
10. Звуки, исправленные только в старшем возрасте, с трудом вводятся в самостоятельную речь. Дети, даже став взрослыми, научившись правильному произношению, продолжают произносить прежние, искажённые, но более привычные для них звуки.
11. Некоторые недостатки речи ограничивают возможности в выборе любимой профессии, мешают в труде и повседневной жизни.
Развитие связной речи дошкольников
Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. Развитие связной речи ребёнка – дошкольника осуществляется в повседневной жизни, а также на занятиях. Систематически должны проводиться занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, просмотром кинокартин т. д. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи.
Постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша: он всё совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно–познавательной деятельности. Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребёнок четырёх – пяти лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, т. е. смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют.
Особое внимание на подготовительном этапе уделяется формированию навыков разговорной речи : дети учатся слушать взрослых, высказываться в присутствии товарищей. Занятия проводятся в игровой форме.
В средней, старшей и подготовительной к школе группах на занятиях также используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы – по рассказыванию на темы из личного опыта. В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный сюжет. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.
По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам. При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умение передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построение рассказа – в простейшей форме предают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения.
Обучение рассказыванию с использованием предметов и игрушек.
Такие занятия систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные и др. Для показа используются наборы – комплекты. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их на основе сравнения. Задание рассказать об игрушке побуждает ребёнка внимательно рассмотреть её детали, отметить цвет, величину и т. д.
Важное значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине.
В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.
В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы.
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам, а затем самостоятельно.
Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребёнок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
Начиная со средней группы проводятся занятия по пересказу литературно – художественных произведений.
Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связной речи дошкольников. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое развитие усиливается. Очень важно, чтобы дети глубоко и осмысленно воспринимали литературный материал. Именно тогда они пересказывают выразительно, последовательно, без пропусков и искажений, проявляют творческую активность.
В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию из личного опыта.
Основой для развития этого вида высказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов дети черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.
Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, взрослый заботится о том, чтобы ребёнок излагал свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорил выразительно, не торопясь, достаточно громко; учат пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи.
В подготовительной к школе группе детей обучают
творческому высказыванию.
Ребё нок седьмого года жизни вполне подготовлен к этому виду речевой деятельности: усложняется его мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, его устойчивость и активность.
Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно – словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.
Упражнения для формирования правильного
развития речи у детей
(период от 3-х до 5-ти лет).
Развитие речевого дыхания:
Навыки правильного дыхания надо вырабатывать, начиная с простейших игровых приёмов, постепенно усложняя их.
1. Задуть свечу.
Ребёнку предлагают спокойно вдохнуть через нос и так же спокойно выдохнуть через рот на «свечу», произнося шёпотом Ф-Ф-Ф (свечой служит указательный палец правой руки).
2. Сдуть с руки ватку или мелко нарезанные бумажки.
Взрослый кладёт ребёнку на ладонь маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребёнок на выдох сдувает ватка на пол. Чем дальше улетит ватка, тем лучше ребёнок сделал вдох и выдох.
3. При вдохе понюхать цветок.
4. На выдох подуть на пригоршни рук.
5. Подуть на «ушибленное» место руки.
Развитие голоса:
Игровые упражнения для развития голоса проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях:
- паровозному гудку – у-у-у;
- вою волка – у-у-у;
- ауканью в лесу – ау-ау-ау;
- плачу ребёнка – уа-уа-уа;
- шипению гуся – ш-ш-ш;
- жужжанию пчелы – ж-ж-ж;
- комару, мухе – з-з-з;
- лопающемуся пузырю – с-с-с;
- вою ветра – в-в-в;
- крику гусей – га-га-га;
Для голосовых упражнений можно использовать целый ряд и других звукоподражаний и всё это сначала показывает взрослый, а затем выполняет ребёнок.
Развитие координации слова и движения:
1. «Ладушки».
При произнесении текста ребёнок хлопает в ладоши. При словах «шу, полетели!» поднимает руки к голове.
- Лады-лады-ладушки,
Где были?
- У бабушки.
Лады-лады-ладушки
Побыли у бабушки.
Попили, поели,
Шу, и полетели!
На головку сели!
2. «Сорока».
При произнесении текста ребёнок водит указательным пальцем одной руки по ладони другой руки. При словах «этому дала» сгибает поочерёдно каждый палец руки, кроме мизинца.
Сорока, сорока, сорока - белобока
Кашу варила, деток кормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала – он мал.
3. «Этот пальчик».
При произнесении текста ребёнок сгибает каждый палец. При словах «этот пальчик – наш малыш» держит мизинец в руке и вертит пальцем.
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,
Это пальчик – наш малыш, его зовут… (ребёнок называет своё имя).
4. «Капуста».
Ребёнок становится к столу и стучит кулачками по крышке стола, как будто рубит капусту. Одновременно он произносит вместе со взрослым:
Туки – туки – туки – тук,
Рубим вместе в восемь рук!
Ты, капуста, рубись!
Ты, капуста, солись!
Туки – туки – туки – тук,
Рубим вместе в восемь рук!
Стихотворения для отражённого и
самостоятельного чтения наизусть:
Боровик.
По дорожке шли – боровик нашли.
Боровик боровой, в мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли, хорошо, что тихо шли.
А кто в дупле?
В сосне – дупло, в дупле – тепло.
А кто в дупле живёт в тепле?
Котик и козлик.
Там котик усатый по садику бродит,
А козлик рогатый за котиком ходит;
И лапочкой котик помадит свой ротик;
А козлик седою трясёт головою.
Рассказы и сказки для отражённого
чтения и пересказа:
«Курочка».
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пё рышки растопырила и заквохтала: «Квох – квох –квох – квох!» - это значит: прячьтесь скорей. И цыплята залезли к ней под крылышко, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят пищат и удивляются: что это такое им на головку падает?
- Кто гулял по двору с цыплятами?
- Как прятала курочка цыплят от дождика?
- Все ли цыплятки спрятались?
«Гуси».
Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги – теги – теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»
А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га – га – га! Не хотим мы домой идти! Нам и здесь хорошо».
Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьё шься: взяла длинную хворостину и погнала их домой.
- Как хозяйка звала гусей домой?
- Что ей отвечали?
- Что сделал хозяйка?
«Щенок».
Шла Таня из школы. На дороге она увидела маленького щенка. Он сидел у забора и скулил. Таня погладила щенка. Он стал лизать Танину руку. Таня взяла щенка домой. Дома Таня дала ему молока. Потом Таня положила щенка спать у печки. Щенок привык к Тане. Таня заботилась о нём.
«Белка».
Яша и Гриша поймали в лесу белку. Эту белку ребята принесли в школу. Белка стала жить в клетке. Дети были рады. Они кормили белку орехами. Дети любили белку.
«Шарик».
Была у Бори собака Шарик. Идёт Боря в школу, а Шарик за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждёт Борю. Идут дети из школы, и Шарик бежит с ними, лает. Шарик не отстаёт от Бори
Взрослый читает, а ребёнок отвечает на вопросы, пересказывает самостоятельно или с помощью.
Все эти упражнения родители могут переписать для занятий с ребёнком в домашней обстановке.