Семушкина Любовь Владимировна
Необходимость формирования правильной осанки в дошкольном возрасте
▼ Скачать
Формы и приемы по укреплению опорно-двигательного аппарат
Аннотация:на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах РФ. Особое место в этом списке занимает группа заболеваний детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. При этом с каждым годом число воспитанников детских садов, у которых наблюдается дефекты осанки, к сожалению, увеличивается.
Осанка-это непринужденная обычна поза человека в различных положениях: стоя, сидя, при ходьбе, во время игр, развлечений, во время труда. [2, с. 9]
Публикация «Необходимость формирования правильной осанки в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Их предупреждение - задача не только педиатров, но и педагогов.
Дошкольный возраст - период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива.
В связи с этим возрастает значении организации профилактической работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно, и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий по коррекции осанки.
Я решила разобраться какие формы работу в условиях ДОУ могут помочь в формировании правильной осанки и подумала, что проще всего это будет осуществить в проектной деятельности
Целью проекта формирования правильной осанки является создание в детском саду системы работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки у детей, формирование навыков правильной осанки и походки
В задачи формирования правильной осанки входят : создание условий для организации работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки через организацию специальных мероприятий (совместно с медицинским работником) - сбор информации о состоянии здоровья каждого ребенка; обозначение для родителей важность проблемы, ознакомление с причинами возникновения нарушений осанки, с приемами укрепления мышц спины; формирование у детей понятие о правильной осанке, основных правил по профилактике правильной осанки, практических навыков самоконтроля за своей осанкой; повышение уровня развития двигательных умений и навыков у детей.
Эти цели и задачи мы реализовывали в процессе проектной деятельности
Наш проект «Формирование осанки ребенка. Приемы. Формы работы. Технологии укрепления опорно-двигательного аппарата» состоит из трех этапов.
На первом этапе мы вместе с родителями приобрели материалы для реализации проекта; пополнили атрибуты в физкультурном уголке, игры в уголке дидактических игр; развивающую среду в разных центрах активности; я подобрала информацию : литературу, пособия, иллюстрации; картотеки
утренней гимнастики, подвижных игр, дыхательной гимнастики; подготовила анкеты для опроса родителей.
На основном этапе проводилась деятельность по осуществлению задач проекта: формирование форм и методов совместной деятельности всех участников оздоровительного процесса: педагога, родителей, детей. Проводились занятия по разным образовательным областям, особенно по физкультуре [1, с. 54], чтобы разобраться, что такое «осанка», и что нужно делать, чтобы сохранить осанку правильной, а тело здоровым. В рамках проекта мною была создана картотека упражнений и игр, направленных на предупреждение нарушения осанки у детей младшего дошкольного возраста; проведена онлайн-консультация с родителями «Профилактика нарушений осанки детей младшего дошкольного возраста» : был проведен спортивный досуг «В каждом маленьком ребенке».
На заключительном этапе проекта по сравнению с началом года был сформирован план оздоровительных мероприятий, которые проводятся последовательно, систематически под контролем медработника согласно сетке занятий, режиму дня и исходной группе здоровья детей.
Совместно с медицинским работником была скорректирована работа с воспитанниками группы по физическому развитию. В конце года была проведена повторная маркировка мебели в соответствии с ростовыми показателями в группе, чтобы избежать сутулости и искривления позвоночника у детей.
Таким образом, в нашей группе был разработан ряд мероприятий: мониторинг физического и психического здоровья детей ; опрос родителей о проблемах в осанке у детей (наличие плоскостопия, сколиоза и т. д.); разработка индивидуальной схемы коррекции после консультации у ортопеда; ежедневная работа педагогов по формированию у детей привычки правильной осанки (прямо сидеть за столом, не сутулиться, при приеме пищи и на занятиях)
Но одних упражнений по формированию правильной осанки недостаточно; они должны идти в совокупности с массажем, физиотерапией, плаванием и другими процедурами, назначенными врачом.
Мы в свою очередь будем продолжать свою работу по формированию правильной осанки детей и в следующем году для получения устойчивого результата.
Список использованной литературы:
1. Пенькова И. В. Состояние опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 2. С. 53-57.
2. Оздоровление детей в условиях детского сада / Под ред. Л. В. Кочетковой. М. : ТЦ Сфера. 2007. 112 с.
3. В. Чуян Электронный ресурс URL https://ds23.edu.korolev.ru/wp-content/uploads/sites/53/2020/04/консультациянарушение-осанки. pdf Дата обращения:03.12.22
4. Е. Соловьева. Электронный ресурс URL https://azbyka.ru/zdorovie/formirovanie-pravilnoj-osanki-u-detej. Дата обращения:09.12.22