Татьяна Кузьмина
Нейротехнологии в работе воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Нейротехнологии – технологии, которые используют или помогают понять работу мозга, мыслительные процессы, высшую нервную деятельность, в том числе технологии по усилению, улучшению работы мозга и психической деятельности.
Публикация «Нейротехнологии в работе воспитателя ДОУ» размещена в разделах
Сейчас много интерпретаций связанных с неротехнологиями: нейропсихологические технологии, нейробика как здоровьесберегающая технология, профессия Брейн тренер, все они основываются на комплексе упражнений и последовательных действиях, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
Основоположником отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
С каждым годом увеличивается количество детей, требующих особенного к себе внимания, но при этом далеко не все родители могут обратиться за помощью к специалистам, основная нагрузка ложится на педагогов дошкольных учреждений — воспитателей, логопедов, музыкальных работников, психологов детских садов.
Положительные эффекты нейротехнологий в работе воспитателя оказываются на :
• развитие мелкой и крупной моторики;
• уменьшение утомляемости;
• развитие памяти;
• повышение продуктивности;
• стабилизация психофизического состояния.
Составляющие компоненты используемые в работе воспитателя :
1. Развитие мелкой моторики.
2. Глазодвигательные упражнения.
Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
Например, упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный воспитателем.
3. Упражнения для развития артикуляции.
Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её активизирует.
В своей работе мы с мастерили карточки с фотографиями детей нашей группы, где дети при демонстрации карточки распознают эмоцию по выражению лица, пытаются повторить, называют имя ребенка.
Смастерили игру «Эмоции» где дети на магнитных карточках могут сами подобрать глаза, нос, рот. Создать свое настроение или друга, например - веселое, удивлённое, задумчивое и т. д.
Так же, можно использовать упражнение «Веселая цепочка». Воспитатель называет любое слово (например, «стол») и просит ребенка из группы придумать следующее, которое начинается на последнюю букву слова (стол – лодка); следующий ребенок называет слово на последнюю букву слова «лодка» (стол – лодка – арбуз).
4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.
В своей работе мы так же используем «Нейротетради»
5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Например, И. п. – лежа на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде воспитателя дети делают глубокий вдох через нос, втягивая при этом живот, затем дети делают выдох через широко открытый рот, надувая живот, как шарик.
6. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др., развитие саморегуляции.
Примеры функциональных упражнений.
«Черепаха». Цель: развитие двигательного контроля. воспитатель встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу воспитателя дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.
«Руки-ноги». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, погашение импульсивности, развитие навыков удержания программы. И. п. – стоя.
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Ноги вместе – руки врозь. Ноги врозь – руки вместе. Ноги вместе – руки вместе. Ноги врозь – руки врозь.
7. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.
Примеры коммуникативных упражнений.
Упражнение «Тачка». Дети разбиваются на пары. Один из партнеров принимает «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.
«Сороконожка». Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».
За время работы в этом направлении были разработаны игры, такие как: «Сортёр», игры с прищепками, игра «Эмоции», «Найди друга». Разработаны картотеки игр и упражнений.
Применение нейротехнологий в работе воспитателя ДОУ позволяет :
Улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.
Литература:
• Лютова Е. К., Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2005.
• Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М. : Генезис, 2005.
• Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2009.
• Хомская Е. Д. Нейропсихология. – СПб. : Питер, 2007.
• «Опыт применения основ нейрокоррекции в работе педагогов дошкольного учреждения», Елена Сергеевна Малышкина, Елена Александровна Семечкова