Оксана Волкова
Нейропсихология: развиваем мозг дошкольника
▼ Скачать
Нейропсихология - наука, которая изучает психические процессы в мозге:
восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,
эмоциональное реагирование, моторику и др.
Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития
и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается
тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических
заболеваний.
Публикация «Нейропсихология: развиваем мозг дошкольника» размещена в разделах
С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. Если у ребенка слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает. Давно замечено нейропсихологами, что при выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных связей и как следствие, повышается способность к обучению.
В формировании у ребенка новых нейронных связей, способствующих его развитию могут помочь нейропсихологические упражнения и игры.
Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
На что направлены нейропсихологические игры и упражнения:
1)Развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё
тело;
2)Развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в
пространстве;
3)Работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
4)Активизация речи;
5)Работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д
Правила проведения нейропсихологических игр:
1) Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать
меньше, но качественнее.
2) Продолжительность – не более 5-7 минут.
3)Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо
интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра,
например, во время помощи маме. Удобство состоит в том, что
тренировка не привязана к месту и временному промежутку.
4)В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
5) Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
6)Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», несколько качественно выполненных упражнений достаточно.
Вот несколько вариантов нейропсихологических игр:
"Весёлый мяч"
Игры могут быть самыми разными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить,
перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол,
забрасывать мяч в игрушечное кольцо и т. д.
"Снежки"
Необходимо взять тетрадный лист и порвать его пополам. Ребенок берет по половинке в каждую руку (важно чтобы локти ничего не касались) и одновременно сминает их, чтобы весь листок спрятался в кулаке. Затем ему нужно спокойно, медленно и одновременно эти листочки выпрямлять. Каждая рука должна работать независимо и не помогая одна другой.
Когда работают пальцы обеих рук-активизируются различные участки головного мозга. Лист каждый раз сминается по разному, соответственно пальцам рук необходимо работать каждый раз по-разному.
"Жонглер"
Ребёнку предлагается одной рукой подбрасывать мячик, а другой его ловить. После серии тренировок можно усложнить упражнение и ловить мячик с закрытыми глазами.
"Межполушарное рисование"
Если полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в
обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией между
мозговитыми «соседями». Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру.
"Кулак – ладонь"
Положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе.
Одновременно менять положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения.
"Червячок в яблочке"
Дети показывают два кулачка (яблочки, на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок, затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились.
Можно сопровождать стихотвореньем: Червяк дорогу сверху вниз. В огромном яблоке прогрыз.
"Кольцо"
По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение можно повторять в прямом порядке и в обратном. Эти несложные игры помогут развить в домашних условиях работу двух полушарий.
И помните не стоит сразу ожидать результатов. Нужно быть терпеливым, ведь у ребенка не сразу может получаться, он будет отвлекаться. Только терпение и усилия приведут к положительному результату.