Лариса Камышина
Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выбранная мною тема обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи, но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку.
В свете данной проблемы, актуальной задачей становится адаптация нейропсихологических методов в помощи детям с разными психофизическими возможностями.
Публикация «Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Нейропсихологические методики предназначены для детей с самого раннего дошкольного возраста. Особенно они показаны детям с общим недоразвитие речи, ранним детским аутизмом, умственной отсталостью, задержкой психического развития, синдромом дефицита внимания гиперактивностью (СДВГ, ДЦП).
Развитие межполушарного взаимодействия является фундаментом интеллектуального развития ребёнка. Специалисты по нейропсихологии утверждают, что от совместной работы обоих полушарий во многом зависит успеваемость ребенка в школе и благополучие в жизни в целом. Недостаточное взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с такими явлениями как дисграфия, дислалия и двигательная расторможенность.
Этой проблемой занимались многие учёные, ведущие специалисты в области нейропсихологии. Благодаря этому современные методики воспитания и обучения, сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, способствуют формированию межполушарных связей, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школьных программ любой сложности.
Межполушарные связи? Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполнят свои определённые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности, контролируют процессы восприятия вербальной информации с помощью устной речи, письма или текста. В правом полушарии головного мозга формируются пространственно-временные представления, одновременно обрабатывая множество блоков информации, обеспечивает её восприятие как единое целое. Правое полушарие отвечает– за восприятие информации на слух, планирование, творчество, образное мышление. Таким образом они влияют на обучаемость человека, его достижения и положительный результат во всех видах деятельности.
Распределение активности между полушариями постоянно чередуются. Наибольшая эффективность работы мозга достигается в момент одновременной слитной обработки поступающей информации от обоих полушарий. Для совместной работы обоих полушарий необходима их функциональная связь, которая осуществляется благодаря развитию координации движений и моторики у детей в возрасте от 3 о 8 лет.
В чём выражается несформированность межполушарных взаимодействий?
Происходит неверная обработка информации и у ребенка возникают трудности в обучении:
• ошибки в письме,
• проблемы в устной речи;
• в запоминании информации;
• в счете как в письменном, так и в устном;
• в искаженном восприятии учебной информации.
Изменение поведения таких детей сводятся к повышенной активности, причём она не имеет определённой цели, часто зависит от ситуации (это новая или незнакомая обстановка, при стрессовых воздействиях). Часто ребёнок не в состоянии сосредоточиться, фиксировать своё внимание, постоянно отвлекается. Таким детям присуща быстрая смена настроения, раздражительность, импульсивность, плаксивость. Они отдают предпочтение играм с детьми более младшего возраста, выбирают примитивные игры, иногда критично относятся к окружающим.
В чё м проявляется несформированность межполушарного взаимодействия:
психологические отклонения;
• зеркальное написание букв и цифр на письме;
• пишет и рисует то правой, то левой;
• делает большое количество ошибок;
• агрессия;
• видит изображение, но не может назвать;
• отсутствие познавательной мотивации;
• инфантильность.
Что может послужить причиной плохого развития межполушарных связей у детей?
Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами, патологиями мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария. Не редко причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга. Но зачастую слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества. Поэтому важно своевременно начать работу по развитию межполушарного взаимодействия.
Играем –развиваем
Развитие межполушарных связей построено на сеансах, упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве.
Существует множество упражнений с детьми 2-х летнего возраста. Дети охотно включаются в процесс:
«Подбери пару» — можно очень широко использовать в работе с детьми :
• Предложите малышу отсортировать собственные носки и перчатки
• Распечатайте изображения животных и предложите сопоставить картинку и имеющиеся игрушечные модельки (то же самое можно проделать с любимыми машинками, цветочками и т. д.)
• Предложите найти парные карточки (цвета, изображения, текстуры).
Когда малыш освоил пары, можно переходить к более сложному варианту – сортировкам:
• Предложить разобрать по цветам карточки разных оттенков (можно нарезать картинки из журналов, лоскутов, цветного картона)
• Вспомните Золушку и предложите перебрать разные виды крупы. В начале лучше брать зернышки покрупнее: бобы, фасоль, горох. Также могут быть удобны сухие детские завтраки с хлопьями, подушечками и колечками
• Разберите по форме, цветам или количеству — шкатулку с бабушкиными пуговицами (у вас же точно такая найдётся)
• Попросите малыша разложить по местам столовые приборы,
• Предложите навести порядок на кухне и поставить все предметы похожие на цилиндры и шары в одну сторону, а на кубы и параллелепипеды в другую
• При приготовлении салата из овощей: огурцы к огурцам, помидоры к помидорам и так далее.
Для более старших детей, начиная с 5-ти летнего возраста. Можно предложить очень увлекательное, пособие Т. П. Трясокуровой
«Развитие межполушарного взаимодействия». Предлагаемая рабочая тетрадь является одним из направлений в развитии интегрированного межполушарного взаимодействия у детей, где в интересной и занимательной форме предлагаются игровые сеансы. Любимые детям птицы и животные приглашают выполнить весё лые упражнения с элементами: пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, зарядки. При этом включая такие задания как:
• рисование левой и правой рукой одновременно
• провести линии по пунктирам одновременно двумя руками
• рисование и раскрашивание левой и правой рукой, используя разные цвета
• дорисовать недостающие части тела животных и птиц
• проведи линии по образцу
Глазодвигательные игры:
• «Внимательный котёнок»
• «Охота на уток».
Для детей более старшего возраста от 6 лет, в своей работе использую уникальную авторскую методику И. И. Праведниковой «Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков». Это пособие адресовано детям младшего школьного возраста, но из практики делаю вывод, что увлекательные упражнения вполне по силам детям старшего дошкольного возраста.
Данное пособие разработано с учётом принципов нейропсихологии и механизмов развивающего обучения, где содержит комплекс познавательных занятий с интересными графическими упражнениями, направленные не только на развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственной координации, мелкой моторики, но и синхронизацию работы глаз и рук, закрепления навыка зрительного восприятия, повышения уровня устойчивости и переключения внимания. Эта книга таит много загадок и открытий. А мальчик по имени Матвей и кот Гаврюша, приглашают ребят совершить удивительное, полное приключений путешествие по разным частям света.
Очень часто дети дошкольного и младшего школьного возраста зеркалят буквы на письме. Зеркальность букв свойственна многим дошкольникам и чаще всего проявляется у детей 5-7 лет. В этом возрасте данная проблема не является нарушением и не стало для ребёнка автоматизированным навыком, ведь освоение письма и образа буквы носит развёрнутый характер.
На созревания буквенного гнозиса, локализацией которого является височно-затылочные отделы левого полушария мозга, нужно время. Буквенный гнозис, определение и написание букв является наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, тонкой моторики пальцев рук. В пособии И. И. Праведниковой «Развитие буквенного восприятия», представлен комплекс занимательных занятий с учебно-игровыми заданиями на:
• усвоение зрительного образа буквы;
• формирование правильного буквенного восприятия;
• развитие пространственного мышления;
• профилактику и коррекцию зеркальности букв при письме.
Помимо выполнения основной цели (усвоения образа буквы, коррекции зеркальности при письме) методика способствует:
• развитию произвольного внимания;
• улучшению зрительной памяти;
• развитию мелкой моторики и тонкой дифференциации пальцев руки
• формированию сравнительного анализа
• формированию усидчивости и контроля собственной деятельности у ребёнка
Развитие межполушарных связей необходимо для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников. Делая специальные задания и просто играя в игры, дошколята лучше подготовятся к школе. Планирую продолжать использовать данные методики при подготовке детей к школе, в работе с детьми, имеющими трудности в поведении и с детьми с Особыми Возможностями Здоровья.
Литература:
1. Лосев П. Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет. Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / под. Ред. П. Н. Лосева. – М. : Сфера, 2005. — 160 с.
2. Праведникова И. И. Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков / Ирина Праведникова. — Изд. 3-е –Ростов н/ Д: Феникс, 2020. -31с. : ил. — (Нейропрописи)
3. Семенович А. В. Межполушарное взаимодействие: хрестоматия / А. В. Семенович, М. С. Ковязина. — 2-е изд., испр. и доп. – М. : Генезис, 2018. – 496 с.
4. Трясокурова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь / Т. П. Трясокурова. — Изд. 10-е. — Ростов н/ Д: Феникс, 2019. — 78 с. : ил. – (Школа развития).