Евгения Шатая
Нейропсихологический комплекс занятий для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологический комплекс включает в себя структуру занят
ия:[/b]
1. Растяжки (4-5 минут);
2. Дыхательные упражнения и голосовые (3-4 минуты);
3. Глазодвигательные упражнения (3-4 минуты);
4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук (10 минут);
5. Массаж, самомассаж (3-4 минуты);
Публикация «Нейропсихологический комплекс занятий для развития фонематического слуха» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
6. Когнитивные упражнения на развитие слухового восприятия, слуховой памяти и слухового внимания (20-25 минут);
7. Упражнения на релаксацию (4-5 минут).
Комплекс № 1
1. Упражнение «Перекрестное марширование»
Цель:
Ход: Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
2. Упражнение «Губы трубкой»
Цель:
Ход: Чтобы правильно дышать, Нужно воздух нам глотать. И. п. - о. с.
1 — полный вдох через нос, втягивая живот;
2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;
4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
3. Упражнение «Глазки»
Цель:
Ход: Нарисуем большой круг И осмотрим все вокруг. Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
4. Упражнение «Симметричные рисунки»
Цель:
Ход: Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
5. Упражнение «Пила»
Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.
6. Игры на развитие слухового восприятия, слуховой памяти и слухового внимания:
7. Упражнение «Путешествие на облаке».
Комплекс № 2
1. Упражнение «мельница»
Цель:
Ход: Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
2. Упражнение «Дышим носом»
Цель:
Ход: Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. Исходное положение – о. с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
3. Упражнение «Глазки»
Цель:
Ход: Чтобы зоркими нам стать, Нужно на глаза нажать. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.
4. «Кулак - ребро-ладонь»
Цель:
Ход: Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.
5. Упражнение «Пунктирное» движение»
Цель:
Ход: Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проделайте то же для другой руки.
6. Игры на развитие слухового восприятия, слуховой памяти и слухового внимания:
7. Упражнение «Дирижер»
Комплекс № 3
1. Упражнение «паровозик»
Цель:
Ход: Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
2. Упражнение «Кораблики»
Цель:
Ход: Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, — то плавно, длительно, то побыстрее и следить за движением корабликов.
3. Упражнение «Рисование носом»
Цель:
Ход: Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
4. Упражнение «Ожерелье»
Цель:
Ход: Ожерелье мы составим, Маме мы его подарим. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
5. Упражнение «моя семья»
Цель:
Ход: Этот пальчик - дедушка, (прокатывать пружинку по большому пальцу)
Этот пальчик - бабушка, (по указательному)
Этот пальчик - папочка, (по среднему)
Этот пальчик - мамочка, (по безымянному)
Этот пальчик - я, (по мизинцу).
Вот и вся моя семья! (ритмично сжимать - разжимать пальчики).
6. Игры на развитие слухового восприятия, слуховой памяти и слухового внимания:
7. Упражнение «Раскачивающееся дерево»
Игры для детей 6-7 лет на развитие фонематического восприятия, «Играем вместе»
Название игры Цель Описание игры
«Тишина» Развитие умения различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц. Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.
«Лови звук»
(Можно проводить с детьми от 6 -7 лет).
Развитие фонематического слуха и внимания. Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.
Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.
«Хлопай-топай»
Учить детей дифференцировать слова различной звуковой структуры. Развитие слухового внимания и переключаемости. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш]дошкольник топает, а на звук [ж] хлопает в ладоши.
Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т. д. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.
«Поймай слог»
Развитие фонематического слуха, переключаемости внимания у детей 5-6 лет. Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Педагог произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.
«Лови слово» Формирование внимания, способствовать развитию различать слоги и звуки изолированно, в окружении других фонем.
Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда дошкольник слышыт нужное слово, хлопает в ладоши.
«Эхо» Развитие фонематического слуха Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно “работает”. Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах.
Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а “эхо” повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.
«Громко-тихо» Учить дифференцировать неречевые звуки по высоте звучания, развитие слуховое внимание. Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом.
«Высоко-низко» Учить дифференцировать неречевые звуки по высоте звучания, развитие слуховое внимание. Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан или тромбон, дети приседают. На громких звуках — двигаются на цыпочках.
«Скажи как, я» Развитие умения различать громкие и тихие звуки, подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют.
«Слоговой поезд»
Развитие умения делить слова на слоги. Приготовьте карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Для дошкольников 6-7 лет берите слова — из 3-4 слогов.