Елена Рассудова
Нейропсихологические игры в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Нейропсихологические игры в работе с дошкольниками»
• Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:
• ребёнок учиться чувствовать пространство, свое тело;
• развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);
• формируется правильное взаимодействие ног и рук;
• ребёнок учится последовательно выполнять действия;
• развивается слуховое и зрительное внимание.
Каким детям необходимы нейроигры?
Темочки:
• если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
• заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
• есть синдром дефицита внимания;
• постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
• плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
• быстро переключается с одного действия на другое;
• присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
• быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
• есть проблемы с речью разной сложности;
• наблюдается слабая познавательная деятельность;
• плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
Преимущества использования нейроигр :
• игровая форма обучения;
• эмоциональная привлекательность;
• многофункциональность;
• автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
• формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
• формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
• активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Каким детям необходимы нейроигры?
• если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
• заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
• есть синдром дефицита внимания;
• постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
• плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
• быстро переключается с одного действия на другое;
• присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
• быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
• есть проблемы с речью разной сложности;
• наблюдается слабая познавательная деятельность;
• плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
Виды нейроигр
• Тренажер «Мемори»;
• Ритмодекламация;
• Ритмические игры на стакане, c мячиками, клавесами и т. д.
• Классики
Тренажер «Мемори»
• Тренажер «Мемори» прекрасно тренирует визуальную память детей, развивает их внимательность, образное и логическое мышление.
• Для организации тренажера можно использовать цветные салфетки из рогожки, диски, цветные платочки, листы цветной бумаги, кубики, мелкие игрушки и т. д.
• Все игры с ритмом обязательно с музыкальным сопровождением (ритмичная музыка русских народных произведений в современной обработке («Два веселых гуся», «Ах вы, сени», «Калинка», детские песни, китайская детская песенка «Кукушечка» и другие ритмичные произведения).
Игра «Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку показывают на плоскости стола (или выложенные последовательно на стульях три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. : «Ладонь» - это ладонь с вытянутыми пальцами тыльной стороной вверх, «кулак» - рука, сжатая в кулак, «ребро» - ладонь, стоящая ребром. Медленно потренируйтесь вместе выполнять эти действия друг за другом. А затем ускорьте игру. Сначала можно играть правой рукой, потом левой, а затем двумя руками вместе. Для более легкого освоения предложите ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.
Ритмодекламация
Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии. Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи, её ещё называют «музыкальной речью».
Ритмодекламация помогает детям учиться импровизировать.
А вот инструментальное сопровождение речевых упражнений, даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.
Ритмодекламация позволяет сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.
Игра «Падишах»
Ход игры:
• Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера : правая в левую, левая в правую.
• На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
• ОХ руки перекрещиваются на груди, АХ а потом – хлопок по бедрам
• Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
• ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХ - потом – хлопок по бедрам
• Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
• ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам
• Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
• ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам
• Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
• ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам
• Укусила падишаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
• ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам.
Игра «Бутерброд»
• Что такое бутерброд! ( действия: «лепим пирожки»)
• Это «на» (ладонью пр. руки 2 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу)
• А это «под» (теперь ладонью лев. руки 2 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу)
• Что кладётся с верху «на» (ладонью пр. руки 4 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «на»)
• Масло, рыба, ветчина, огурец, икра (поочерё дно соединять пальцы рук на каждое слово: Большой – указательный – средний – безымянный – мизинец)
• И сыр (на «И» — пальцы рук сжать в кулачки, на «сыр» — разжать: «пальцы веером»)
• И кусочки колбасы (Попеременно на каждый слог соединять большие пальцы каждой руки с указательным, средним, безымянным и мизинцем и в обратном порядке, закончив на соединении б. пальца с указательным (обе руки одновременно выполняют это действие, на последний слог «-сы» показать образовавшиеся «колечки» — соединение б. пальца с указательным)
• Только хлеб кладётся «под» (ладонью лев. руки 4 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «под»)
• И выходит (это пауза в движении – дети складывают ладони вместе, как на молитву)
• -БУТЕРБРОД (Раскрывают ладони и разводят руки в стороны)
Игры со стаканчиками
Игры со стаканчиками могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка и очень нравятся детям. Они быстро и легко обучаются игре на стакане.
Игра на стакане универсальна - ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также в заключительной части на музыкальных занятиях и досугах и даже на прогулке с использованием стола. На своих занятиях я использую игры на стаканах, как игровой прием и как форму обучения детей (ориентирование в пространстве).
Вариант 1
• Дети сидят на полу по кругу, перед ними цветные стаканчики. Левую руку прячем за спиной, правой передаем стаканчики по кругу вправо со словами: «Бе-рем, От-да-ем!». Можно передавать стаканчик под счет или придумать другие слова, которые помогут в игре. Например: «Правой берем, вправо отдаем»;
• Далее, порядок движений усложняем: Хлопните два раза, возьмите и передайте стаканчик вправо: «Хлоп, хлоп, берем, отдаем».
• Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, берем, отдаем».
• Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой, хлопните один раз. Передайте стаканчик вправо соседу: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп, берем, отдаем». Можно использовать речитатив.
• Например: Скачут, скачут две лошадки, но, но, но!
• Скачут, скачут без оглядки, но, но, но!
• Скачут, скачут в новый город, цок, цок, цок!
• Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!
• Когда дети усвоят этот навык можно увеличить темп передачи стаканчиков.
• Теперь можно подключить музыкальное сопровождение. Сначала в медленном темпе, затем можно постепенно увеличивать темп и менять музыкальную композицию.
Вариант 2
• Играет любое количество человек. Главное-точно повторять движения за водящим. Допустивший ошибку, покидает игру. Каждый получает стакан (чашку, ставит его, перевернув вверх дном, на стол или на пол перед собой. Порядок движений такой: левой рукой хлопаем по столу слева от стакана, затем правой — справа.
• Левой рукой задеваем дно стакана. Хлопаем в ладоши и правой рукой передвигаем стакан соседу в правую сторону. Хлопаем в ладоши и левой рукой переворачиваем стакан, который получили слева. Вновь правой рукой переставляем стакан вправо, не забыв перевернуть его вверх дном. Скрещиваем руки и два раза стучим по столу так, чтобы стакан находился между руками. Разводим руки, задеваем дно стакана у соседа справа, затем слева и правой рукой перемещаем стакан игроку справа. Получив стакан слева, вновь двигаем его правому соседу. Все начинается сначала. Водящий задает темп. Можно придумать слова, которые помогут в игре.
• Слева, справа и по дну.
• Хлоп, и вправо отдаю.
• Хлоп, и левой поверну,
• Правой вправо отдаю.
• Крестик, крестик, стук по дну,
• Вам стакан передаю.
• С каждым новым кругом темп игры увеличивается.
Вариант 3
• На столе стоят стаканы вверх дном. Играющие садятся за стол. Под музыку польки начинают передвигать стаканы «против часовой стрелки» по кругу:
• Один раз передвинули, 3 хлопка и так повторили 4 раза.
• Далее музыка сменяется, и вместе с музыкой меняются движения:
• Две руки хлопнули по столу, затем в ладоши, поменялись местами по кругу «против часовой стрелки» так повторим, пока не сменится музыка на первую часть. И повторяем все сначала. Движения можно менять.
Игры с мячом
Вариант 1
• 1. Дети стоят по кругу. У каждого в правой руке мячик. Руки вытянуты вперед. Из правой руки передаем мячик соседу справа в левую руку.
• 2. Из левой руки перекладываем мяч в свою правую руку.
• Можно сопровождать словами: «Отдай, переложи…»
• Вариант 2
• 1. Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу парами. Мячик держат в правой руке.
• 2. Передают мячик в левую руку ребенку, стоящему напротив.
• 3. Перекладывают мяч из левой руки в правую.
• 4. Повторяют движения 2-3.
• Вариант 3
• 1. Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу парами. Один из игроков держит мячик в правой руке. Стоящий напротив, держит мячик в левой руке.
• 2. Одновременно передают мячик друг другу крест- накрест.
• 3. Перекладываю мяч из одной руки в другую.
• 4. Повторяют движения 2-3.
• Вариант 4
• Дети сидят на полу. Упражнение выполняется под музыку.
• Руки вытянуты вперед. Мяч в правой руке.
• Передают мяч соседу справа в левую руку.
• Перекладывают мяч из левой руки в правую, затем в левую и снова в правую.
• Повторяют движения 2-3.
• Игра продолжается до окончания музыкального произведения.
«Бежали бегемотики»
1. Бежали бегемотики, надутые животики,
Бежали и бежали, друг другу повторяли: - кулачками по каленкам
Ладонь-кулак, ты тоже можешь так! (2 раза) – чередовать ладони и кулачки, хлопая по каленкам
2. Весёлые лягушки, скакали на опушке, - закрыть-открыть ладонь
Скакали и скакали, друг другу повторяли: - ладонями по коленкам
Ладонь-кулак, ты тоже можешь так! (2 раза) - чередовать ладони и кулачки, хлопая по каленкам
3. А маленькая змейка в траве ползла, шуршала, - шуршать ладонями
А маленькая змейка за всеми повторяла:
Ладонь-кулак, ты тоже можешь так! (2 раза) - чередовать ладони и кулачки, хлопая по коленкам
Игра с клавесами
Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.
В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами.
Сначала разучиваются движения по показу педагога, затем текст, потом все вместе. Сначала игру проводит педагог, затем ведущим выбирают ребенка. Ребята с удовольствием принимают участие в таких играх.
Варианты игры : - шагать палочками по полу «топ-топ»;
• стучать палочками «тук-тук»;
• стучать «шляпками» палочек;
• стучать основаниями палочек;
• перекатывать в ладошках, «греть» палочки;
• катать «колбаски» по полу;
• стучать палочками над головой;
• прятать палочки за спиной.
Игра в классики
Классики - детская подвижная игра, пик популярности которой, приходился на советское детство нынешних родителей, бабушек и дедушек.
Классики - не просто занимательная игра. Это еще и превосходный способ развития глазомера и чувства равновесия, тренировка хорошей координации движений и прекрасная нагрузка на ноги. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами. И здесь у ребенка нет протеста, т. к. правила диктуются не взрослым, а самой игрой. Именно умение управлять своим поведением в соответствии с правилами, умение не только побеждать, но и проигрывать является очень важным для подготовки ребенка к школьному обучению.
В музыкальном зале с помощью цветного скотча можно сделать игровые поля и играть с детьми и в непогоду, и в зимнее время года в эту увлекательную и очень полюбившуюся им игру.
Для игры в классики подбирается музыкальный материал. Это могут быть и песни зарубежных исполнителей, и полюбившиеся детям современные песни, и детские песни. Главное, чтобы музыка была ритмичной.