Папки-передвижки

Нейропсихологические игры в работе с дошкольниками

Елена Рассудова
Нейропсихологические игры в работе с дошкольниками

«Нейропсихологические игры в работе с дошкольниками»

• Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:

• ребёнок учиться чувствовать пространство, свое тело;

• развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);

• формируется правильное взаимодействие ног и рук;

• ребёнок учится последовательно выполнять действия;

• развивается слуховое и зрительное внимание.

Каким детям необходимы нейроигры?

• если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;

• заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;

• есть синдром дефицита внимания;

• постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;

• плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;

• быстро переключается с одного действия на другое;

• присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);

• быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;

• есть проблемы с речью разной сложности;

• наблюдается слабая познавательная деятельность;

• плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.

Преимущества использования нейроигр:

• игровая форма обучения;

• эмоциональная привлекательность;

• многофункциональность;

• автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

• формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

• формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

• активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Каким детям необходимы нейроигры?

• если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;

• заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;

• есть синдром дефицита внимания;

• постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;

• плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;

• быстро переключается с одного действия на другое;

• присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);

• быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;

• есть проблемы с речью разной сложности;

• наблюдается слабая познавательная деятельность;

• плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.

Виды нейроигр

• Тренажер «Мемори»;

• Ритмодекламация;

• Ритмические игры на стакане, c мячиками, клавесами и т. д.

• Классики

Тренажер «Мемори»

• Тренажер «Мемори» прекрасно тренирует визуальную память детей, развивает их внимательность, образное и логическое мышление.

• Для организации тренажера можно использовать цветные салфетки из рогожки, диски, цветные платочки, листы цветной бумаги, кубики, мелкие игрушки и т. д.

• Все игры с ритмом обязательно с музыкальным сопровождением (ритмичная музыка русских народных произведений в современной обработке («Два веселых гуся», «Ах вы, сени», «Калинка», детские песни, китайская детская песенка «Кукушечка» и другие ритмичные произведения).

Игра «Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают на плоскости стола (или выложенные последовательно на стульях три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. : «Ладонь» - это ладонь с вытянутыми пальцами тыльной стороной вверх, «кулак» - рука, сжатая в кулак, «ребро» - ладонь, стоящая ребром. Медленно потренируйтесь вместе выполнять эти действия друг за другом. А затем ускорьте игру. Сначала можно играть правой рукой, потом левой, а затем двумя руками вместе. Для более легкого освоения предложите ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Ритмодекламация

Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии. Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи, её ещё называют «музыкальной речью».

Ритмодекламация помогает детям учиться импровизировать.

А вот инструментальное сопровождение речевых упражнений, даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

Ритмодекламация позволяет сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.

Игра «Падишах»

Ход игры:

• Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую.

• На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

• ОХ руки перекрещиваются на груди, АХ а потом – хлопок по бедрам

• Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

• ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХ - потом – хлопок по бедрам

• Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

• ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам

• Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

• ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам

• Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

• ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам

• Укусила падишаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

• ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам.

Игра «Бутерброд»

• Что такое бутерброд! (действия: «лепим пирожки»)

• Это «на» (ладонью пр. руки 2 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу)

• А это «под» (теперь ладонью лев. руки 2 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу)

• Что кладётся с верху «на» (ладонью пр. руки 4 раза хлопнуть по левой сверху вниз, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «на»)

• Масло, рыба, ветчина, огурец, икра (поочерёдно соединять пальцы рук на каждое слово: Большой – указательный – средний – безымянный – мизинец)

• И сыр (на «И» — пальцы рук сжать в кулачки, на «сыр» — разжать: «пальцы веером»)

• И кусочки колбасы (Попеременно на каждый слог соединять большие пальцы каждой руки с указательным, средним, безымянным и мизинцем и в обратном порядке, закончив на соединении б. пальца с указательным (обе руки одновременно выполняют это действие, на последний слог «-сы» показать образовавшиеся «колечки» — соединение б. пальца с указательным)

• Только хлеб кладётся «под» (ладонью лев. руки 4 раза хлопнуть по правой снизу вверх, ладони параллельно полу. Последний хлопок произвести с акцентом. Он совпадёт со словом «под»)

• И выходит (это пауза в движении – дети складывают ладони вместе, как на молитву)

• -БУТЕРБРОД (Раскрывают ладони и разводят руки в стороны)

Игры со стаканчиками

Игры со стаканчиками могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка и очень нравятся детям. Они быстро и легко обучаются игре на стакане.

Игра на стакане универсальна - ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также в заключительной части на музыкальных занятиях и досугах и даже на прогулке с использованием стола. На своих занятиях я использую игры на стаканах, как игровой прием и как форму обучения детей (ориентирование в пространстве).

Вариант 1

• Дети сидят на полу по кругу, перед ними цветные стаканчики. Левую руку прячем за спиной, правой передаем стаканчики по кругу вправо со словами: «Бе-рем, От-да-ем!». Можно передавать стаканчик под счет или придумать другие слова, которые помогут в игре. Например: «Правой берем, вправо отдаем»;

• Далее, порядок движений усложняем: Хлопните два раза, возьмите и передайте стаканчик вправо: «Хлоп, хлоп, берем, отдаем».

• Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, берем, отдаем».

• Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой, хлопните один раз. Передайте стаканчик вправо соседу: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп, берем, отдаем». Можно использовать речитатив.

• Например: Скачут, скачут две лошадки, но, но, но!

• Скачут, скачут без оглядки, но, но, но!

• Скачут, скачут в новый город, цок, цок, цок!

• Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!

• Когда дети усвоят этот навык можно увеличить темп передачи стаканчиков.

• Теперь можно подключить музыкальное сопровождение. Сначала в медленном темпе, затем можно постепенно увеличивать темп и менять музыкальную композицию.

Вариант 2

• Играет любое количество человек. Главное-точно повторять движения за водящим. Допустивший ошибку, покидает игру. Каждый получает стакан (чашку, ставит его, перевернув вверх дном, на стол или на пол перед собой. Порядок движений такой: левой рукой хлопаем по столу слева от стакана, затем правой — справа.

• Левой рукой задеваем дно стакана. Хлопаем в ладоши и правой рукой передвигаем стакан соседу в правую сторону. Хлопаем в ладоши и левой рукой переворачиваем стакан, который получили слева. Вновь правой рукой переставляем стакан вправо, не забыв перевернуть его вверх дном. Скрещиваем руки и два раза стучим по столу так, чтобы стакан находился между руками. Разводим руки, задеваем дно стакана у соседа справа, затем слева и правой рукой перемещаем стакан игроку справа. Получив стакан слева, вновь двигаем его правому соседу. Все начинается сначала. Водящий задает темп. Можно придумать слова, которые помогут в игре.

• Слева, справа и по дну.

• Хлоп, и вправо отдаю.

• Хлоп, и левой поверну,

• Правой вправо отдаю.

• Крестик, крестик, стук по дну,

• Вам стакан передаю.

• С каждым новым кругом темп игры увеличивается.

Вариант 3

• На столе стоят стаканы вверх дном. Играющие садятся за стол. Под музыку польки начинают передвигать стаканы «против часовой стрелки» по кругу:

• Один раз передвинули, 3 хлопка и так повторили 4 раза.

• Далее музыка сменяется, и вместе с музыкой меняются движения:

• Две руки хлопнули по столу, затем в ладоши, поменялись местами по кругу «против часовой стрелки» так повторим, пока не сменится музыка на первую часть. И повторяем все сначала. Движения можно менять.

Игры с мячом

Вариант 1

• 1. Дети стоят по кругу. У каждого в правой руке мячик. Руки вытянуты вперед. Из правой руки передаем мячик соседу справа в левую руку.

• 2. Из левой руки перекладываем мяч в свою правую руку.

• Можно сопровождать словами: «Отдай, переложи…»

• Вариант 2

• 1. Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу парами. Мячик держат в правой руке.

• 2. Передают мячик в левую руку ребенку, стоящему напротив.

• 3. Перекладывают мяч из левой руки в правую.

• 4. Повторяют движения 2-3.

• Вариант 3

• 1. Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу парами. Один из игроков держит мячик в правой руке. Стоящий напротив, держит мячик в левой руке.

• 2. Одновременно передают мячик друг другу крест- накрест.

• 3. Перекладываю мяч из одной руки в другую.

• 4. Повторяют движения 2-3.

• Вариант 4

• Дети сидят на полу. Упражнение выполняется под музыку.

• Руки вытянуты вперед. Мяч в правой руке.

• Передают мяч соседу справа в левую руку.

• Перекладывают мяч из левой руки в правую, затем в левую и снова в правую.

• Повторяют движения 2-3.

• Игра продолжается до окончания музыкального произведения.

«Бежали бегемотики»

1. Бежали бегемотики, надутые животики,

Бежали и бежали, друг другу повторяли: - кулачками по каленкам

Ладонь-кулак, ты тоже можешь так! (2 раза) – чередовать ладони и кулачки, хлопая по каленкам

2. Весёлые лягушки, скакали на опушке, - закрыть-открыть ладонь

Скакали и скакали, друг другу повторяли: - ладонями по коленкам

Ладонь-кулак, ты тоже можешь так! (2 раза) - чередовать ладони и кулачки, хлопая по каленкам

3. А маленькая змейка в траве ползла, шуршала, - шуршать ладонями

А маленькая змейка за всеми повторяла:

Ладонь-кулак, ты тоже можешь так! (2 раза) - чередовать ладони и кулачки, хлопая по коленкам

Игра с клавесами

Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.

В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами.

Сначала разучиваются движения по показу педагога, затем текст, потом все вместе. Сначала игру проводит педагог, затем ведущим выбирают ребенка. Ребята с удовольствием принимают участие в таких играх.

Варианты игры: - шагать палочками по полу «топ-топ»;

• стучать палочками «тук-тук»;

• стучать «шляпками» палочек;

• стучать основаниями палочек;

• перекатывать в ладошках, «греть» палочки;

• катать «колбаски» по полу;

• стучать палочками над головой;

• прятать палочки за спиной.

Игра в классики

Классики - детская подвижная игра, пик популярности которой, приходился на советское детство нынешних родителей, бабушек и дедушек.

Классики - не просто занимательная игра. Это еще и превосходный способ развития глазомера и чувства равновесия, тренировка хорошей координации движений и прекрасная нагрузка на ноги. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами. И здесь у ребенка нет протеста, т. к. правила диктуются не взрослым, а самой игрой. Именно умение управлять своим поведением в соответствии с правилами, умение не только побеждать, но и проигрывать является очень важным для подготовки ребенка к школьному обучению.

В музыкальном зале с помощью цветного скотча можно сделать игровые поля и играть с детьми и в непогоду, и в зимнее время года в эту увлекательную и очень полюбившуюся им игру.

Для игры в классики подбирается музыкальный материал. Это могут быть и песни зарубежных исполнителей, и полюбившиеся детям современные песни, и детские песни. Главное, чтобы музыка была ритмичной.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Дидактические игры по здоровому питанию в работе дошкольникамиДидактические игры по здоровому питанию в работе дошкольниками Целью дидактических игр по здоровому питанию является развитие навыков здорового питания. С помощью дидактических игр воспитывается умение.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нейропсихологические игры в работе с дошкольниками
Опубликовано: 13 августа 2024 в 17:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейропсихологические игры в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рассудова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второевоскресеньеавгуставРоссии отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД