Мария Борисова
Нейропсихологические игры для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
«ЧТО ТАКОЕ НЕЙРОИГРЫ»
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка. Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал.
Публикация «Нейропсихологические игры для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Нейропсихологические упражнения (нейроигры) это эффективнейшая методика. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми. Такие упражнения полезны и детям, и взрослым.
«Нейротаблицы на внимание»
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Например, таблица для закрепления звук Р.
Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.
Переключение и смена поз руками. Закрепление в речи слов со звуком Р. Называй картинки, меняй позы руки.
Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.
«Составь фигуру». Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник. «Большие, маленькие, средние». Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.
«Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Выполнять это упражнение можно стоя на балансировочной доске.
Игра «Попробуй повтори»
Игра «Многороги» (И. Лебедева)
Шли по дороге
Единороги. (упр. «Единорог»)
Вдруг навстречу рог, рог, (упр. «Многорог»)
Рог, рог, рог, рог,
Рог, рог, рог, рог -
Перед ними Многорог.
Уступи дорогу Мно-го-ро-гу!
Упражнения для пальцев рук
1 Единорог» - передвигать по столу кулачки обеих рук с выставленными вперед указательными пальцами –
«рогами».
2 «Многорог» - сцепить кисти рук в замок и разгибать по одному пальцу – «рогу».
3 «Сердитый Многорог» - не расцепляя пальцев, постучать основаниями ладоней.
«Коза-корова» Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову»
Игра «Солнышко» (И. Лебедева)
Солнце из-за туч (упр. «Солнце выходит»)
Показало луч,
Луч, луч, луч, луч.
Спрятало за тучи
(упр. «Солнце прячется за тучку»)
Снова солнце лучик,
Лучик, лучик, лучик, лучик.
Снова из-за туч
Показался луч, Луч, луч, луч, луч. (и так далее)
Упражнения для пальцев рук
1 «Солнце выходит» - поочерёдно выставлять из кулачка - «тучки» пальчики – «лучи»
2 «Солнце прячется за тучку» - поочерёдно загибать пальчики – «лучи»
«Прикосновения» Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.