Светлана Орехова
Нейроигры в работе с дошкольниками как средство активизации познавательных процессов
▼ Скачать + Заказать документы
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Многие современные дети с самых ранних лет отличаются недостаточностью двигательных координаций. наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития. Они не вовремя (по сравнению со сверстниками) садятся или встают; ползают спиной и бегают на носочках. Часто — пропускают какой-то этап сенсомоторного развития (например, этап ползанья). Обращает неловкость, неуклюжесть; постоянные спотыкания и «травмы» на ровном месте. Такие дети не замечают и задевают углы и предметы, долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами).
Публикация «Нейроигры в работе с дошкольниками как средство активизации познавательных процессов» размещена в разделах
Долго остаются рисование, использование ножниц. Часто родители и
педагоги замечают, что при любом занятии ребенок напрягается всем телом и
совершает много ненужных движений. Как правило, при этом «глаза смотрят
в одну сторону, руки — в другую, а ноги — в третью». У данной категории
детей, наряду с проблемой координации, общей и мелкой моторикой,
восприятием, вниманием, памятью есть речевые нарушения. Речь, являясь
высшей психической функцией, инструментом мышления и основным
средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями.
Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так
как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть.
Сейчас появляется много современных прогрессивных методик в системе
образования. Жизнь совершенствуется. И нам нужно идти в ногу с
современными практиками и результатами научных исследований. Одним из
актуальных направлений внедрения инновационных технологий в
коррекционный процесс является использование нейропсихологических
технологий. Почему именно нейропсихология?
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана
наукой и практикой. Он является здоровье сберегающей и игровой
технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных
психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др. ,
эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Всем нам хорошо
известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По
исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга –
гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию
движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое
полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое,
аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку
целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности
двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон
(мозолистое тело). Мозолистое (межполушарные связи) находится между
полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из
двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации
работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей.
Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее
полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба
полушария начинают работать без связи. Использование нейроигр позволяет
восстановить межполушарные связи. Чем лучше будут развиты
межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное
развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и
восприятие.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия
1.«КОЛЕЧКО». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный,
средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к
мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В
начале упражнение выполняется
каждой рукой отдельно, затем вместе.
2 «ДВОЙНЫЕ РИСУНКИ». Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и
предложите
обвести симметричные рисунки двумя руками. Важно, чтобы руки обводили
картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент
проконтролировать и возобновить процесс обведения
уже совместно правой и левой рукой).
«КУЛАК-ЛАДОНЬ-РЕБРО».
Ребенку нужно запомнить по очередную смену трёх положений ладони.
Выполнять необходимо одновременно двумя руками с ускорением темпа.
4 «АССОЦИАЦИЯ». Бросая ребенку мяч, назовите любое слово, например,
«медведь», он в свою очередь должен представить медведя и подобрать
ассоциацию к слову, «лохматый, берлога, мед, спячка и т. д.» Возвращает
мяч, называет слово, и теперь ваша очередь подбирать ассоциацию.
5 «ЗЕРКАЛО». Встаньте напротив ребёнка и выполняйте любые движения
руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключайте
голову, язык и т. д. Сделайте ребёнка своим отражением. Его задача –
повторять ваши движения, как в зеркале.
6 «МЕЖПОЛУШАРНОЕ
РИСОВАНИЕ».
карандашом (фломастером, ручкой) одновременно левой и правой рукой два
одинаковых предмета по контуру.
7 «ЗАДАННЫЙ СИЛУЭТ». Предложить ребенку выделить
заданный силуэт любым способом:
назвать, обводка, штриховка, раскрашивание красками, фломастерами,
карандашами, мелками;
с помощью песка или манной крупы (найденный силуэт закрашиваем клеем
ПВА, затем посыпаем песком или манной
крупой);
вырезать силуэт с помощью ножниц.
Таким образом, использование нейроигр способствует преодолению
и коррекции имеющихся у детей нарушений – речевых, двигательных,
поведенческих.