Анастасия Долженко
Нейроигры и упражнения — эффективный инструмент в работе воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я буду рада поделиться с вами своим опытом работы по теме «Нейроигра – эффективный инструмент в работе воспитателя!».
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов.
СЛАЙД 2 В настоящие время становится все меньше полностью здоровых детей, не только в физическом развитии, но и в психическом, психосоматическом. Всему этому способствовал наш мир, в котором мы существуем сейчас. Гаджеты, автомобили, внедрение техники в быт привело к малоподвижному образу жизни, не только у взрослых, но и у детей. Двигательная активность помогает компенсировать нарушенные процессы в мозге. Стоит отметить что Александр Романович Лурия основоположник отечественной нейропсихологии говорил : «Высшие психические функции (восприятие, воображение, память, мышление и речь) возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов, которых мы лишились.
Публикация «Нейроигры и упражнения — эффективный инструмент в работе воспитателя» размещена в разделах
Использование таких инновационных технологий в нашей работе служит эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным классическим технологиям и методикам, которые уже разработаны.
Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.
СЛАЙД 3 Все это ведет к тому, что с каждым годом все больше физически и соматически ослабленных детей. Отмечается моторная неловкость, нарушение функций мелкой моторики рук, нарушения коммуникаций и речи, снижение устойчивости внимания.
СЛАЙД 4 В своей работе я использую один из самых эффективных и интересных инструментов — это нейроигры. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на дисфункции головного мозга. Простыми словами, при выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с мышлением, речью, вниманием, памятью и другими психическими процессами.
Использование нейроигр и упражнений способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств, способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.
СЛАЙД 5 Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста – это игра. Игра является ведущей деятельностью.
Задачи нейропсихологических игр и упражнений :
•Развивать пространственные представления, координацию, умение чувствовать свое тело.
•Развивать зрительно-моторную координацию (глаз-рука, способность точно направлять свое движение)
•Развивать слуховое и зрительное внимание.
•Развивать умение последовательно выполнять действия
СЛАЙД 6 Актуальность темы на современном этапе
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую моторику, зрительно-моторной пространственной координации, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему.
СЛАЙД 7
Преимущества использования нейроигр :
•игровая форма обучения;
•эмоциональная привлекательность;
•многофункциональность;
•автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
•формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
•формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
Нейропсихологические игры и приёмы, мы используем в работе с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах: автоматизируем и дифференцируем звуки, обогащаем словарный запас, совершенствуем грамматический строй, слоговую структуру речи; развиваем память, внимание, мышление; улучшаем физические показатели.
Нейропсихологические упражнения – это практически волшебный эликсир, который раскрывает супер возможности каждого ребенка. Этот эликсир может использоваться детьми всех возрастных групп, а так же взрослыми всех возрастов. Семейное выполнение нейрогимнастики принесет великолепные результаты, т. к. данная гимнастика помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга.
Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.
Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.
СЛАЙД 8 Существует много нейроигр и упражнений, я поделюсь опытом применения их в режимных моментах:
Прием детей. Приветствие нейроигра «Волшебная дверь». Ребенок при входе в группу из раздевалки выбирает необходимый значок (ладошка, объятия, ладушки, кулачки). Данное упражнение стимулирует работу мозга уже с утра. Эта игра способствует развитию навыков взаимодействия в паре, вниманию, моторики и координации движения.
СЛАЙД 9 И так организуя утреннюю гимнастику, я добавляю 2-3 упражнения из нейробики. Выполняем с ребятами перекрестные шаги и разнонаправленные движения, упражнения «Пояс-плечо», «Капитан-класс», «Капитан-плохо». Нейробику по праву можно считать аэробикой для человеческого мозга. Для поддержания высокой работоспособности головному мозгу, как и мышцам тела необходима зарядка, и нейробика как раз и призвана стать такой зарядкой. Главный принцип нейробики - постоянно изменять шаблонные действия.
В свободное время перед завтраком можно поиграть в игру «Ладушки»
Возраст от 5 лет
-Развитие концентрации внимания.
-Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка
межполушарных связей.
- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
- Развитие навыка контроля своего поведения.
Ход игры:
Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую.
На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ руки перекрещиваются на груди, АХ а потом – хлопок по бедрам
Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХ - потом – хлопок по бедрам
Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам
Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам
Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам
Укусила падишаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)
ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам.
В утреннем круге можно применить как нейрогимнастику так и нейроигры. Можно пройти по канату, например прекрасным шагом, как «модель». Или поиграть в игры «Ухо-нос», «Ладонь-локоть».
В совместной деятельности также важно использовать игры, в которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов игры двумя руками одновременно является «Игра с мячиками». Ребенок сосредоточенно повторяет движения воспитателя, играет в паре, учится подстраиваться и координирует свои движения в зависимости от партнера. Всё это развивает концентрацию и произвольное внимание.
Ритмические игры с мячиками.
Вариант №1.
1. Дети стоят по кругу. У каждого в правой руке мячик. Руки вытянуты вперед. Из правой руки передаем мячик соседу справа в левую руку.
2. Из левой руки перекладываем мяч в свою правую руку.
Можно сопровождать словами: «Отдай, переложи…»
Вариант №2.
1. Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу парами. Мячик держат в правой руке.
2. Передают мячик в левую руку ребенку, стоящему напротив.
3. Перекладывают мяч из левой руки в правую.
4. Повторяют движения 2-3.
Вариант №3.
1. Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу парами. Один из игроков держит мячик в правой руке. Стоящий напротив, держит мячик в левой руке.
2. Одновременно передают мячик друг другу крест- накрест.
3. Перекладываю мяч из одной руки в другую.
4. Повторяют движения 2-3.
На прогулке хочется обратить внимание на отличный тренажер нейроскакалка. Одновременно ведется разнонаправленная работа ног. Освоить его не просто. Еще одна очень простая игра, которую эффективно используют в нейропсихологии «Классики». Это не просто занимательная игра, но и превосходный способ развития глазомера и чувства равновесия, тренировки хорошей координации движений, но и прекрасная нагрузка на ноги. Упражнения в перекладывании мешочка, кубика из оной руки в другую с поворотом в сторону.
СЛАЙД 11 В свободное время дети используют для индивидуальной само занятости межполушарные доски. Это развивающая игра для тренировки обоих полушарий головного мозга ребенка и взрослого. Обведи пальцем схемы одновременно, указательным пальцем правой и указательным пальцем левой руки.
СЛАЙД 13, 14 Так же большое количество нейроигр и упражнений я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Работая двумя руками одновременно, активизируются оба полушария мозга. Не нужно ставить перед детьми несколько сложных задач, объем внимания у детей ограничен и невыполнимая задача может отвлечь интерес к игре. Выполнив 2-3 упражнения, следует заменить их новыми, комбинировать и менять местами. Основная цель применения данных игр с детьми, это развитие нейродинамичных процессов головного мозга, отвечающих за речь ребенка. И к тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю и увеличивает продуктивность ребенка на занятии. Множество игр с использованием обычных мячиков и коробки.
«Мемори тренажер»
Задачи:
-Развитие зрительной памяти.
-Развитие цветового восприятия, изучение названия цвета.
-Развитие концентрации внимания, усидчивости.
-Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей.
-Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Оборудование: 2 набора (можно изготовить из цветного флиса, фетра картона
Ход игры:
Педагог и ребенок располагаются на ковре лицом друг к другу. Перед каждым расположен набор цветных листов.
Педагог дотрагивается до листов разного цвета. Задача ребенка повторить. (усложняем задачу, увеличивая количество действий).
Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Во время игры можно проговаривать названия цвета.
Игры со стаканом могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Они очень нравятся детям. Они быстро и легко обучаются игре на стакане.
На своих занятиях я использую игры на стаканах, как игровой прием и как форму обучения детей (ориентирование в пространстве).
Анализ игр приводит к заключению, что их следует рассматривать как упражнения, направленные на приобретение мастерства.
В современном детском саду существует множество игр. Для организации игры со стаканами не надо создавать специальную развивающую среду, достаточно только приобрести стаканчики, можно обновлять на них наклеечки по тематике занятий или досугов, которые могут сделать дети своими руками. Фантазии для творчества очень много.
СЛАЙД 15 Во время проведения НОД. При выполнении пальчиковой гимнастики я применяю известное упражнение «Кулак, ребро, ладонь». Целью этого упражнения является : развитие мелкой моторики рук ребенка, развитие мышления, внимания, улучшение координации движений, развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Прекрасной альтернативой пальчиковой гимнастики является упражнение «Сомни листок». Возьмем в каждую руку по листочку бумаги и одновременно двумя руками нужно смять оба листа, стараясь поместить его в полностью в кулак. Упражнение выполняется на весу. После того, как лист спрятан в кулаке, необходимо его расправить, одновременно работая каждой рукой, без какой-либо помощи. Дети стараются максимально его расправить. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше.
Также есть множество нейроигр на отдых и в то же время, развитие мозга ребенка «Солнышко – заборчик - камешки», «Дом - ежик - замок», «Фонарики». Их можно использовать в качестве пальчиковых игр.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр и упражнений оказывает положительное влияние на процесс обучения, развития интеллекта, улучшения состояния психического, физического и эмоционального здоровья.