Татьяна Титова
Нейроигры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время среди дошколят и их родителей очень популярны так называемые "нейроигры", или игры на развитие межполушарного взаимодействия нейронов мозга. Такое развитие мозга может формировать межполушарные связи и взаимодействия разных центров: двигательных, речевых, зрительных, слуховых. Тема актуальна, поскольку сенситивный период для корковых формирований это дошкольное детство. Не буду перечислять особенности строения мозга и функции правого и левого полушария, но достаточно сказать, что левое мыслит логически (умение планировать, обрабатывать, систематизировать информацию, прогнозировать, выполнять математические функции, функции языка). А правое полушарие это чувственное восприятие, эмоциональность, интуиция, воображение и т. д. Для развития межполушарных связей давно прибегают к различным упражнениям (гимнастика мозга). Лучший пример такой гимнастики (кинеозиологическая гимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика). Во всех случаях присутствуют движения, которые сопровождает речь, либо музыка. Что в результате длительных занятий? Образованные вновь нейроны, большее количество которых приводит к развитию интеллекта.
Публикация «Нейроигры для дошкольников» размещена в разделах
Слабое развитие межполушарных связей бывает обусловлено патологией мозолистого тела (система нервных волокон, которая соединяет правое и левое полушарие). Как же работает нейроигра? Она помогает нам лучше и быстрее научиться ориентироваться в пространстве, развить внимание, пополнить восприятие окружающего мира. Она помогает сосредоточиться на игровом задании, переключиться на другую деятельность, корректировать свое поведение. Такие игры, как : "Слушай хлопки", "Путаница", "Робот", "Пожалуйста" помогают действовать по какому то условию, соблюдать элементарные правила, сосредотачивать свое внимание на выполнении какого -либо движения по условию.
Меня заинтересовала игра "Покажи путь". Ведущий завязывает глаза. Ребенок проводит его от условной точки А до точки В, подсказывая куда двигаться и на сколько шагов. Например: два шага вперед, четыре шага вправо, один назад. А так же можно усложнить игру. Ведущий касается плеча левого или правого. и это означает куда нужно двигаться с закрытыми глазами. Так ведомый преодолевает препятствия, придерживаясь определенных условий. Здесь задействован слуховой анализатор, или тактильный. Зрительный анализатор работает, когда ребенку предлагается пройти по схеме "кулак - ладонь-ребро" в различной последовательности. Такие последовательные комбинации приклеивают на стену. Можно играть с ребенком на столе в игре "Повтори за мной"! Те же условные "кулак - ладонь-ребро" взрослого с одной стороны стола, ребенка с другой. Повторять можно действия, придуманные самим ребенком.
Одновременно зрительная и двигательная зоны задействованы в процессе зеркальных лабиринтов. Одновременно правой и левой рукой пройти по лабиринту можно на стене, столе, с помощью графического рисунка. Задание по условию вообще решает массу целей и задач. Например, найти нужную цифру в числовом столбце и обвести ее. А нужную цифру выбрать кубиком-игральной костью с гранями-точками. А если эти грани будут с различными графическими линиями, то можно печатать своеобразное письмо зашифрованное в процессе игры.
Такая игра как "Нейропризнаки" помогает развивать усидчивость, внимание, чувство цвета. На листе с различными геометрическими фигурами от искать, например желтые прямоугольники и зачеркнуть правой рукой. "Кнопочки"(нажимаем как в образце) помогают по условию использования цвета повторять цветовой выбор последовательно, запоминая условие.
Вообще подвижные игры с выполнением нескольких двигательных действий заставляют удерживать в голове несколько условий одновременно, еще и ориентировка в пространстве, двигательная память. Все это приносит не только огромную пользу, но и поднимает настроение. Недавно играли в игру "Переложи куб". Игровое задание заключалось в том, чтобы переложить кубики из одной кучки в другую (о
в обруч, подбрасывая воздушный шарик вверх. Возможности нейроигры огромны. Поскольку это игра, значит это всегда возможность коммуницировать с ребенком, взаимодействовать, не затрачивая огромных средств и сил. Ведь достаточно игры-самоделки, чтобы весело провести с ребенком время.