Наталья Зинова
Нейрогимнастика в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день отмечается тенденция увеличения количества детей с трудностями в освоении речи, появляются поздноговорящие дети. У детей с ТНР отмечаются следующие особенности в психическом развитии: сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность, неустойчивость; ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации; неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Речь состоит преимущественно из существительных и глаголов; наблюдаются трудности в использовании и подборе антонимов и синонимов; отмечается ограниченный словарный запас; допуск ошибок при изложении логической последовательности событий. Наряду с речевыми нарушениями, у детей есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, наблюдается моторная неловкость.
В последнее время все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология. Нейропсихологический подход является отличным дополнением к коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения. Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. А также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Цели нейрогимнастики:
• Развитие межполушарной специализации.
• Развитие межполушарного взаимодействия.
• Развитие комиссур (межполушарных связей).
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие памяти, внимания.
• Развитие речи.
• Развитие мышления.
Опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи показал хорошие результаты. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые нарушения. Поэтому целесообразно включать в работу нейропсихологические игры.
Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке и начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. Нейропсихологическая гимнастика улучшает работу правого и левого полушария, обеспечивает и укрепляет взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений активизирует определенный участок мозга и запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый учебный материал лучше усваивается.
Большое количество упражнений можно адаптировать к логопедическим занятиям. Их использование повышает интерес и мотивацию.
Примеры нейрогимнастики, которая может быть использована в логопедической работе:
"Двуручное рисование". Двумя руками одновременно провести по линиям, произнося звук Р (любой автоматизируемый звук).
Упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Это упражнение можно использовать для автоматизации звуков в слогах.
«Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. На доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
«Нос-ухо». Левой рукой держаться за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и менять положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.
Упражнение «Кулак-ладонь». Эту игру можно использовать для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.
Звук Р— ставим кулак, звук РЬ — ставим ладонь.
Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими). На звук Ш отбиваем мяч правой рукой, на звук Ж левой. Если назвали один предмет, отбиваем правой рукой мяч, если много — левой.
«Зеркало», «Попробуй повтори», «Резиночки». Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Можно использовать музыкальное сопровождение. Используется для стимуляции развития НС, способствует образованию новых нейронных связей.
Игра «Хлопни, топни, стукни». Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
Эти упражнения тонизируют, бодрят, снимают усталость, помогают справиться с сонливостью, развивают внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А учитель-логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо – логопедического процесса.
Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.
Таким образом, использование нейрогимнастики способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность учителям- логопедам более качественно и творчески вести свою работу.
Список литературы:
1. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. : Айрис, 2007.
2. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М. : Генезис, 2008.
3. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М. : Генезис, 2010.
4. Цветкова Л. С., Семенович А. В., Котягина С. Н., Гришина Е. Г., Гогберашвили Т. Ю. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/. – М. : 2001. – 272с.
5. http://logoportal.ru/statya-18172.html