Елена Суходольская
Нейроигры для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нейро игры в работе учителя логопеда
Аннотация
В статье обосновывается перспективность включения нейроигр в занятия логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи, основываясь на выявленных научных связях между мозжечком и интеллектуально-речевым развитием ребенка. Особое внимание уделяется детям с нарушениями межполушарного взаимодействия, где трудности в речевом развитии часто связаны с физиологическим поражением мозговых областей.
Публикация «Нейроигры для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Статья подчеркивает, что применение нейроигр и упражнений способствует активизации работы мозга, улучшению его функциональности и пластичности. В результате такого подхода происходит развитие внимания, памяти, моторных функций и межполушарного взаимодействия. Авторы утверждают, что использование нейроигр не только повышает эффективность образовательного процесса, но и позволяет применять индивидуальный подход в обучении, что критически важно при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Таким образом, статья предлагает перспективный и эффективный подход к коррекционной работе логопеда, акцентируя внимание на интеграции нейроигр в практику обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Коррекционная работа учителя-логопеда должна быть эффективной и динамичной. С этой целью мы решили разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий включая нейроигры и нейроупражнения.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. К авторам, активно разрабатывающим вопросы применения нейроигр и упражнений в коррекции нарушения речи, можно отнести В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, Н. С. Лейтеса. В работах данных ученых отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам Л. С. Выготского, А. Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия).
Включение нейроигр и упражнений в занятия учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
И так, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Конечно, игры и упражнения могут быть прекрасным способом развития речи у детей дошкольного возраста. Вот несколько нейроигр и упражнений, которые могут быть полезными:
1. "Ящик с сюрпризами"
• Наполните ящик различными предметами.
• Дайте ребенку описать предметы, которые он достает из ящика: их цвет, форму, текстуру, для чего они используются и т. д.
2. "Игра в глаголы"
• Попросите ребенка показать разные действия (прыгать, бегать, танцевать) и описать, что он делает, используя глаголы и предложения.
3. "Игры с рифмой и словами"
• Придумывайте рифмы на слова (например, "кот - лот - пот - мот") или играйте в слова, начинающиеся с одной и той же буквы.
4. "Сказки наоборот"
• Попросите ребенка пересказать известную сказку задом наперед или изменить ее конец.
5. "Звуковая эстафета"
• Разделите детей на команды.
• Передайте каждой команде изображение или карточку с словом. Дети должны передавать карточку, произнося звук, который слышат в слове.
6. "Музыкальные звуки"
• Используйте музыкальные инструменты или приложения, чтобы создавать звуки для каждой буквы или слога.
• Ребенок должен соотнести звук с буквой или слогом.
7. «Он — она» Весёлые стихи-загадки с подвохом для детей.
Он – слон, она – слониха,
Он лось, она – лосиха,
Он кот – она….
Ну, конечно, это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко….
(дать ребёнку деревянную ложку и колокольчик, попросить на все слова мужского рода стучать ложкой, а на слова женского рода – звонить в колокольчик)
8. Нейрокарточки «Пальчики шагают»
(см. презентацию)
Можно усложнить: пальчики вместе – говорим один звук (например «Ш», пальчики врозь – говорим другой звук (например «С»)
9. Для автоматизации одного конкретного звука можно использовать карточки подобного типа: на каждое называемое слово, нужно сложить нарисованную позицию из пальчиков. (см. презентацию)
10. Для дифференциации звуков можно использовать такие карточки…
Играть можно сначала одной рукой, затем подключить вторую и выполнять одинаковые движения. И самый сложный вариант – каждой рукой выполнять своё задание.
Эти и подобные игры и упражнения помогут развить все стороны речи ребёнка, скоординировать работу двух полушарий мозга. И, как показывает практика, значительно улучшить и ускорить результаты коррекционной работы учителя-логопеда.
Литература:
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников : учебник. М. : АСТ, 2020. 60 c.
2. Ахмадуллин Ш. Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет: учебник/ СПб. : Нева, 2022. 160 c.
3. Гончарова К. Нейропсихологические игры : рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А. В. Чертковой. Ростов н/Д. : Феникс, 2021. 55 c.
4. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. М. : Академия, 2018. 672 c.
5. Деева Н. А. Игровые здоровье сберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения: учеб. пособие. Волгоград. : Учитель, 2022. 32 c.
6. Жукова О. С. Нейрологопедические прописи : учимся читать и развиваем речь. М. : Малыш, 2022. 32 c.
7. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М. : АЙРИС-пресс, 2015. 416 c.
8. Крупенчук О. И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи : учебник / под ред Т. Кондаковой. СПб. : Литера, 2021. 48 c.
9. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М. : Айрис-пресс, 2018. 112 c.
10. Праведникова И. И. Развитие грамматического строя речи : учебник / под ред. К. Хаспеян. Ростов н/Д. : Феникс, 2021. 70 c.
11. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь / под ред. Д. Волковой. Ростов н/Д. : Феникс, 2020. 60 c.
12. Чебыкина Н. Н. Нейрологопедические прописи для развития речи. М. : АСТ, 2021. 80 c.