Получи документы

Нейроигры для развития речи дошкольников

Елена Суходольская
Нейроигры для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Нейро игры в работе учителя логопеда

Аннотация

В статье обосновывается перспективность включения нейроигр в занятия логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи, основываясь на выявленных научных связях между мозжечком и интеллектуально-речевым развитием ребенка. Особое внимание уделяется детям с нарушениями межполушарного взаимодействия, где трудности в речевом развитии часто связаны с физиологическим поражением мозговых областей.

Публикация «Нейроигры для развития речи дошкольников» размещена в разделах

Статья подчеркивает, что применение нейроигр и упражнений способствует активизации работы мозга, улучшению его функциональности и пластичности. В результате такого подхода происходит развитие внимания, памяти, моторных функций и межполушарного взаимодействия. Авторы утверждают, что использование нейроигр не только повышает эффективность образовательного процесса, но и позволяет применять индивидуальный подход в обучении, что критически важно при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Таким образом, статья предлагает перспективный и эффективный подход к коррекционной работе логопеда, акцентируя внимание на интеграции нейроигр в практику обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционная работа учителя-логопеда должна быть эффективной и динамичной. С этой целью мы решили разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий включая нейроигры и нейроупражнения.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. К авторам, активно разрабатывающим вопросы применения нейроигр и упражнений в коррекции нарушения речи, можно отнести В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, Н. С. Лейтеса. В работах данных ученых отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам Л. С. Выготского, А. Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия).

Включение нейроигр и упражнений в занятия учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.

В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.

Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

И так, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.

Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

Конечно, игры и упражнения могут быть прекрасным способом развития речи у детей дошкольного возраста. Вот несколько нейроигр и упражнений, которые могут быть полезными:

1. "Ящик с сюрпризами"

• Наполните ящик различными предметами.

• Дайте ребенку описать предметы, которые он достает из ящика: их цвет, форму, текстуру, для чего они используются и т. д.

2. "Игра в глаголы"

• Попросите ребенка показать разные действия (прыгать, бегать, танцевать) и описать, что он делает, используя глаголы и предложения.

3. "Игры с рифмой и словами"

• Придумывайте рифмы на слова (например, "кот - лот - пот - мот") или играйте в слова, начинающиеся с одной и той же буквы.

4. "Сказки наоборот"

• Попросите ребенка пересказать известную сказку задом наперед или изменить ее конец.

5. "Звуковая эстафета"

• Разделите детей на команды.

• Передайте каждой команде изображение или карточку с словом. Дети должны передавать карточку, произнося звук, который слышат в слове.

6. "Музыкальные звуки"

• Используйте музыкальные инструменты или приложения, чтобы создавать звуки для каждой буквы или слога.

• Ребенок должен соотнести звук с буквой или слогом.

7. «Он — она» Весёлые стихи-загадки с подвохом для детей.

Он – слон, она – слониха,

Он лось, она – лосиха,

Он кот – она….

Ну, конечно, это кошка!

Ну, ошиблись вы немножко….

(дать ребёнку деревянную ложку и колокольчик, попросить на все слова мужского рода стучать ложкой, а на слова женского рода – звонить в колокольчик)

8. Нейрокарточки «Пальчики шагают»

(см. презентацию)

Можно усложнить: пальчики вместе – говорим один звук (например «Ш», пальчики врозь – говорим другой звук (например «С»)

9. Для автоматизации одного конкретного звука можно использовать карточки подобного типа: на каждое называемое слово, нужно сложить нарисованную позицию из пальчиков. (см. презентацию)

10. Для дифференциации звуков можно использовать такие карточки…

Играть можно сначала одной рукой, затем подключить вторую и выполнять одинаковые движения. И самый сложный вариант – каждой рукой выполнять своё задание.

Эти и подобные игры и упражнения помогут развить все стороны речи ребёнка, скоординировать работу двух полушарий мозга. И, как показывает практика, значительно улучшить и ускорить результаты коррекционной работы учителя-логопеда.

Литература:

1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников : учебник. М. : АСТ, 2020. 60 c.

2. Ахмадуллин Ш. Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет: учебник/ СПб. : Нева, 2022. 160 c.

3. Гончарова К. Нейропсихологические игры : рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А. В. Чертковой. Ростов н/Д. : Феникс, 2021. 55 c.

4. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. М. : Академия, 2018. 672 c.

5. Деева Н. А. Игровые здоровье сберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения: учеб. пособие. Волгоград. : Учитель, 2022. 32 c.

6. Жукова О. С. Нейрологопедические прописи : учимся читать и развиваем речь. М. : Малыш, 2022. 32 c.

7. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М. : АЙРИС-пресс, 2015. 416 c.

8. Крупенчук О. И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи : учебник / под ред Т. Кондаковой. СПб. : Литера, 2021. 48 c.

9. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М. : Айрис-пресс, 2018. 112 c.

10. Праведникова И. И. Развитие грамматического строя речи : учебник / под ред. К. Хаспеян. Ростов н/Д. : Феникс, 2021. 70 c.

11. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь / под ред. Д. Волковой. Ростов н/Д. : Феникс, 2020. 60 c.

12. Чебыкина Н. Н. Нейрологопедические прописи для развития речи. М. : АСТ, 2021. 80 c.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Аудио-задания для развития речи дошкольниковАудио-задания для развития речи дошкольников Современного человека окружают современные предметы, гаджеты. Никого уже не удивить смартфоном, планшетом, ноутбуком, плеером, размером.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Нейроигры для развития мышления и межполушарных связейНейроигры для развития мышления и межполушарных связей Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2)Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2) Хочу ещё раз обратиться к пособию, с которым ранее уже знакомила Вас – «Скороговорки в картинках». Работа с данным пособием организована.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейроигры для развития речи дошкольников
Опубликовано: 10 января 2024 в 15:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейроигры для развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Суходольская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД