света ильгова
Неделя психологии. Тренинг для родителей «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь
Хотите ли вы, не хотите ли
Но дело товарищи в том,
Что, прежде, всего вы родители
А все остальное потом
Цель: дать возможность родителям задуматься о последствиях воздействия негативных слов на психику окружающих людей и своего ребенка. Показать возможности самостоятельной психокоррекциионной работы с детьми посредством положительного воздействия слова,
Задачи:
Публикация «Неделя психологии, Тренинг для родителей „Слово не воробей, вылетит — не поймаешь“» размещена в разделах
- Воробей, воробышек
- Неделя психологии в детском саду
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
• Познакомить родителей с распространенными видами родительских директив, негативно влияющих на личность ребенка.
• Обучить рефлексивному отношению к использованию директив в собственном общении с ребенком.
• Закрепить навыки общения с детьми без использования родительских директив с помощью анализа и проигрывания ролевых ситуаций.
Вступительная часть
Материалы: Схема "Кувшин эмоций", аудиозапись, 6 ленточек, листочки, ручки (по количеству участников). К доске прикрепляется плакат с таблицей “Влияние родительских директив на формирование личности ребенка” (по Р. Голдуингу и М. Голдуингу, 1976 г.) и в виде памятки каждому родителю. Кувшин с водой, соль, перец, земля.
Участники: практический психолог, родители.
Оформление, оборудование и инвентарь: Результатом родительского собрания с элементами тренинга будет являться более осознанное отношение к тем видам влияний, которыми пользуются родители в общении с ребенком и уменьшение директивности педагогического общения, что повлечет за собой повышение уровня самооценки, инициативности, самостоятельности, коммуникативности детей, формирование мотивации успеха и достижения, повышение привлекательности процесса обучения и воспитания в целом.
Ход занятия
1. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГА
Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых. Главную роль в жизни маленького человека играет семья.
Наша прямая обязанность -- выявить причины спада положительных эмоций у детей.
Как при недостатке кислорода человек начинает задыхаться, так при дефиците ласки он болеет, становится нервным и раздражительным, у него случаются серьезные психические срывы. Часто это становится причиной болезней желудка, сердца, бессонницы и ослабления иммунитета.
Больше всего от отсутствия ласки страдают дети. Даже если таких детей завалить игрушками, это не помогает: недоласканные дети не умеют играть. Ведь у них нет опыта проявления любви и заботы. А потому и со сверстниками они не находят общего языка, со злости ломают чужие игрушки, становятся неуправляемыми и могут даже ударить. "Чтобы ребенок вырос здоровым и психически уравновешенным, нужно постоянно удовлетворять его потребность в нежных прикосновениях", -- говорят специалисты центра сексологии и сексопатологии.
Когда мама инстинктивно гладит ребенка по голове, берет на руки, она даже не осознают всей значимости этих процедур: прикосновение матери не заменит никто и ничто. Если человек не познал в детстве любви и нежности, для него возможны лишь два пути: он спрячется под маской агрессивности или будет всю жизнь стремиться компенсировать недостаток ласки.
Чтобы ваш ребенок был психически и физически здоров, необходимо оберегать его от внутрисемейных разработок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у ребенка повысится успеваемость, улучшится соматическое здоровье, он будет психически уравновешенным и избавится от страхов. Он будет уметь сопереживать другим людям.
Любите, ласкайте своих детей!
«Слово лечит, оно же и калечит» - гласит народная мудрость.
К сожалению, очень часто приходится видеть молодых родителей, которые, не стесняясь окружающих, издеваются над своими детьми. Нередко можно услышать от таких родителей «унижающие» фразы, оскорбляющие ребенка, выставляющие его на посмешище в глазах сверстников.
Психологи различают 6 основных видов эмоций. Какие самые неприятные? (Гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными – они разрушают и самого человека, его психику, здоровье; и его взаимоотношения с окружающими).
Давайте представим “кувшин” наших эмоций. В первой – самой верхней его части (открывает 1 часть) – гнев, агрессия, раздражение. Подумайте, а от чего возникает гнев?
(Высказывания родителей)
2. Упражнение "Кувшин эмоций"
- Давайте рассмотрим схему, напоминающую кувшин. Переживания детей и родителей можно сравнить с полным или даже с переполненным кувшином, когда эмоции выплескиваются через край. Давайте попробуем разобраться в причинах.
1 слой
Начнем с верхнего первого слоя разрушительных эмоций - гнева, злобы, агрессии. Они разрушают психику ребенка, его взаимоотношения с другими детьми и взрослыми. Но это чувства вторичные, они возникают от переживаний совсем другого рода - таких как боль, страх, обида и составляют второй слой.
2 слой
Чувства второго слоя можно назвать страдательными: в них присутствует большая или меньшая доля страдания, поэтому их нелегко высказать, о них умалчивают, их скрывают из-за боязни унизиться, показаться слабыми. Причина их возникновения - в неудовлетворении потребностей.
3 слой
За любым негативным переживанием мы всегда можем найти нереализованную потребность в ласке, внимании, любви, уважении, понимании и т. д.
4 слой
Четвертый слой "кувшина эмоций" отражает отношение к самому себе, формирует самооценку. В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам взрослых, близких. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждения того, что он хороший, что его любят, что он нужен.
3. Упражнение «Как слова действуют на ребенка»
Цель: формировать представление родителей о влиянии негативных слов на эмоциональное состояние ребенка.
Сколько бы мы не слышали об исцеляющей силы доброго слова, но говорим ужасные слова со страшным тоном, а потом карим себя, но «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь»
Поэтому я предлагаю наглядно посмотреть влияние слов на ребенка. Слова ранят душу.
Кувшин с водой – это ребенок (чистота, наивность, простота);
Соль – это грубые, соленные слова;
Перец – это слова которые обжигают, обидные слова;
Горсть земли – безразличие, неуважительность к ребенку со стороны взрослого.
Соль, перец, земля в банку. Все это хорошо перемешивают – получаем состояние ребенка. Сколько времени должно пройти, пока все это осядет, забудется. А стоит только немножко взболтать и все поднимается вверх.
4. Презентация «Директивы»
Сейчас мы с вами продолжим разговор о директивах.
Директива – это своеобразное “скрытое послание” родителей ребенку, поучение, которое при этом самим родителем не объясняется.
5. Упражнение "Статуя ребенка"
- Прошу одного из вас, временно, стать ребенком. Выберете среди присутствующих любого, в ком вы видите поддержку. (Тот, кого выбрали, становится за спиной "ребенка", приложив руки к его спине, и не отпускает его во время всего действия).
- Когда рождается ребенок, мы радуемся, думаем, какими родителями мы будем, как мы будем развивать и воспитывать нашего малыша. И вот - ваша маленькая дочь, вы спешите в детский сад, вам надо успеть на автобус. Она энергичный, любознательный ребенок, задающий много вопросов.
- Мама, что там такое посмотри! - говорит она
- (1 родитель) Некогда, смотри под ноги, вечно ты спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Не смотри! (завязываете глаза лентой).
- И вы дальше спешите в детский сад. Забегаете в автобус, встречаете там свою знакомую, начинаете с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом начинает задавать вопросы:
- Мама, ты слышала, как пропела птичка? Кто такой дядя Саша?
- (2 родитель) Ты, что вмешиваешься во взрослый разговор? И, вообще ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать? Не слушай! (завязываете уши ленточкой).
- Вы выходите из автобуса, и бежите с дочерью по дороге. Опаздываете:
- Ой, какой сегодня день будет! Мам, меня Маша ждет, мы с ней будем играть, я ей пообещала:
- (3 родитель) Отстань некогда сейчас, мы опаздываем! Что ты разболталась? Быстро рот закрой! Не говори! (завязываете рот)
- И вы двигаетесь дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Вы бьете ее по рукам и начинаете ругать:
- (4 родитель) Что у тебя за руки, вечно ты их суешь куда-то! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (завязываете руки лентой).
Но тут дочь начинает скакать и задирать ноги. Вы в ужасе кричите на нее:
- (5 родитель) Ты где этому научилась? Это что еще такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (И завязываете ноги)
- Смотрите на часы, нервничаете, и начинаете подгонять ребенка:
- Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты, что ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Гляди на дорогу не спотыкайся! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю (прошу всех присутствующих произнести громко те фразы, которые выделены). Не смотри! Не слушай! Не говори! Убери руки! Стой смирно! (родители произносят все фразы одновременно)
И ребенок начинает плакать. А вы говорите:
- (6 родитель) Что ты плачешь? Нечего реветь! Я кому сказала - перестань реветь! (на этих словах вы сильно перевязываете живот).
Мы не довольны всем, что делает ребенок, забыв о том, что это всего лишь ребенок и ему нужна наша помощь и поддержка.
Объятия:
- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать,- это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. (Обнимаю того родителя, который исполнял роль ребенка). Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. Вы просто его обнимайте.
- Скажите, пожалуйста, как вы чувствовали себя в роли маленькой девочки?
- Какие чувства вы испытали?
- Что вы почувствовали, когда я вас обняла?
- Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимы восемь объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально- 12 раз в день! И, между прочим - не только ребенку, но и взрослому.
Ребенку знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища, растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, переходящие в нервно-психические заболевания.
6. Показ презентации «Влияние родительских директив на формирование личности ребенка”
7. Упражнение “Коробочка пожеланий”
Всем участникам предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим на собрании, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в коробочку – пожеланий.
Затем ведущий перемешивает в коробке все пожелания и родители вытаскивают из нее пожелания для себя.
8. Круг "От сердца к сердцу"
- Давайте сейчас поделимся своими впечатлениями по такой схеме:
1. Я узнала:
2. Меня заставило задуматься то, что:
- Спасибо за активную работу! До свидания!
Раздаю памятки с советами