Светлана Кулагина
Материал в уголок для родителей «Слово — не воробей…»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово - не воробей.
Дошколёнку очень важно научиться
грамотно и полно излагать свои мысли.
Помогите ему в этом непростом деле.
Когда-то Аристотель сказал: «Два года человек учится говорить, а потом всю оставшуюся жизнь учится молчать». Не стоит понимать его слова буквально, но в этом что-то есть, к тому же существует более известное всем высказывание: «Слово – серебро, молчание - золото». Однако детям в процессе обучения приходится много отвечать на вопросы, сдавать множество экзаменов, часто устных. И обиднее всего, когда ребёнок «всё понимает, а сказать не может». Ему не хватает лексического запаса? Возможно, но ведь не редко родители говорят, что малыш любит сам читать книжки и любит слушать, когда ему читают. И уж точно все смотрят телевизор, поэтому какой-никакой, но запас слов и выражений имеется!
Публикация «Материал в уголок для родителей „Слово — не воробей…“» размещена в разделах
- Воробей, воробышек
- Оформление детских садов
- Оформление раздевалки и приёмной в группе
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Так что же, действительно ли ребёнок не может построить нужную фразу для ответа? Или просто он не умеет правильно выбрать необходимую для ответа информацию? В любом случае нам с родителями, нужно научить малыша некоторым нехитрым приёмам построения своего ответа, тогда ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее на любых экзаменах и не растеряется у школьной доски. Но как это сделать? Детям предлагается составить рассказ, например, о деревьях. Если ребёнок отвечает односложно, задать ему наводящие вопросы.
– Нас окружают камни, воздух, вода, металлические вещи. А как одним словом назвать траву, кусты, деревья?
– Растения.
– Стул состоит из сидения, ножек и спинки, а дерево? Постепенно ребёнок примет эту игру, вспомнит, что есть у дерева. Что на некоторых деревьях есть иголки, что некоторые деревья дают плоды, и вообще существует множество разных деревьев. В конце беседы восстановить первоначальную задачу: рассказать что-нибудь о деревьях. Теперь ребёнок может говорить о деревьях вполне связно и долго. В следующий раз таким образом можно поговорить о цветах и о других близких для ребёнка понятиях. Безусловно, строить импровизацию очень трудно – взрослому придётся заранее подготовить наводящие вопросы.
Конечно же, цель таких игр-бесед не только в наращивании словарного запаса ребёнка и увеличении его детской эрудиции. При помощи таких упражнений ребёнок учится извлекать из памяти нужную в данный момент информацию и последовательно её излагать. По одному какому-нибудь факту, опираясь на опыт подобных разговоров, подготовленный человек сможет построить целый рассказ. Здорово, когда ты понимаешь, что хотят тебе сказать, и сколько боли и обиды может вызвать ситуация, если твои мысли или слова, остались недоступны для понимания другими. Да, свои мысли надо учиться излагать понятно для других. Не случайно в Древней Греции и Древнем Риме искусство риторики почиталось главным качеством государственных деятелей.
Кроме таких бесед полезно использовать упражнения, позволяющие привить ребятишкам вкус к обогащению своих рассказов при помощи своего же словарного запаса.
«Словарный пинг-понг».
Играть можно всей семьёй, с друзьями. Предлагается слово, задача: «украсить» его, то есть подобрать к нему слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? Играют по очереди. Проигрывает тот, кто не может придумать ответного слова. Например: снег – холодный, белый, искристый, скрипучий, липкий, мокрый и т. д.
«Узнай героя сказки».
Нужно узнать хорошо известный персонаж по нескольким наводящим подсказкам, выигрывает тот, кто узнал первым героя сказки. Он начинает описывать очередного героя.
Например:
• Он убежал из дома без разрешения;
• Не вернулся к бабушке с дедушкой;
• Сделан из остатков припасов;
• Всем встречным пел свою песенку и т. д.
Очень важно помнить, вы – не экзаменатор для ребёнка, а друг, который всегда готов помочь, объяснить, поддержать. Ведь только эмоционально приятная, интересная деятельность не вызывает у малыша перегрузок и отторжения. Удачи вам!