Катерина Хрящева
Это страшное слово «режим». Консультация для родителей
▼ Скачать
Считается, что в основе здоровья и здорового образа жизни человека с раннего детства лежит режим дня. Его соблюдение дисциплинирует и адаптирует ребёнка.
Здоровьесбережение детей путём разработки и строгого соблюдения режима дня, вот о чём пойдёт речь. Что же такое режим дня? Определений существует масса, но все они сводятся примерно к одному смыслу.
Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту детей. (Е. Комаровский)
Публикация «Это страшное слово „режим“, Консультация для родителей» размещена в разделах
Идеальный режим дня создан для ребёнка в детском саду, а дома в выходные и праздники его обязательно нужно соблюдать. Для малыша это важно. Ну, конечно, организовывать жёсткий подъё м в 7:00 не стоит, всё таки это выходной. Идти в садик не нужно, и эти сэкономленные пол часа или час можно дать ребёнку поспать. А потом всё по расписанию: зарядка, завтрак, игры и т. д. Дневной сон в выходные дни дома – обязателен.
Режим дня это безусловно очень важно для воспитания и развития ребёнка. Так считают врачи, учёные и педагоги. Ну а что же это значит для ребёнка? Известно, что у дошкольников время с 9: 00 до 11:00 утра наиболее восприимчиво к освоению знаний и навыков. (И. Павлов) А также, что дневной сон должен составлять 2 часа через 6 часов бодрствования. (А. Армяков) Замечено, что после купания малыш лучше засыпает и крепче спит. Все это и многое другое учтено при разработке режима дня в детском саду.
Дошкольнику сначала сложно настроиться кушать, засыпать, просыпаться по расписанию, а потом он постепенно привыкает и его биологические часы сами настраиваются на этот режим.
Проще говоря, внутренние часы малыша работают в определённом режиме и он всегда бодр, весел, сыт, отдохнувший, реже болеет, хорошо кушает и благодарен своим мудрым родителям за это.
Что это словосочетание «режим дня» означает для родителей. Это значит, что утром, хорошо выспавшийся ребёнок встаёт без капризов, собирается в детский сад спокойно, там он весел и бодр. Приходя домой он знает, что в определённое время нужно лечь спать, попадая в кровать он в течении получаса засыпает, чтобы завтра начать новый день бодрым, отдохнувшим и радостным.
Родителям, которые считают, что вне детского сада, в выходные и праздники не стоит рано будить и рано ложить спать своё чадо – заблуждаются. Если малыш позже встаёт утром, пропускает завтрак, или днём не ложится спать, или ложится поздно и пропускает полдник, или вечером позже засыпает, то утром в понедельник ему очень тяжело встать. Он капризничает, плачет и весь день чувствует себя разбитым.
Поэтому родителям не стоит недооценивать режим дня, а считать его какой-то системой запретов, или чем-то ненужным, лишним – неправильно!
Режим дня это система распределения периодов сна и бодрствования, приёмов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей в детском саду.
Бытует мнение, что нет ничего страшного в том, что ребёнок засыпает под звуки телевизора, разговоры. Считается что, такая спартанская манера воспитания позволяет вырастить ребёнка неизнеженным. Но это довольно серьёзное заблуждение.
Исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого полноценного сна, а следовательно нервная система не получит полноценного отдыха. Ребёнок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит, худеет. Иногда у этих детей наблюдается вялость, заторможенность, апатия.
Ещё одно серьёзное заблуждение родителей - не нужно гулять зимой и в плохую погоду. Гулять нужно почти в любую погоду, кроме мороза ниже 25 градусов и сильного ветра. Ребёнок должен привыкать к любой погоде, просто в эти дни нужно гулять по 2-3 раза по полчаса-часу. В холод одеваться соответственно, в дождь можно постоять под навесом или погулять под зонтом, защитив ноги ребёнка от контакта с водой. Это помогает ребёнку закаляться, а в будущем, во взрослой жизни, легко преодолевать любую «непогоду».
Также родители ошибаются, когда считают: «Пусть кушает что хочет и когда захочет лишь бы поел». Ребёнка нужно учить всему, даже кушать! Употребление разнообразной пищи в определённое время гарантия от любых проблем с желудком в детстве и во взрослой жизни. Что же делать? Как научить этому ребёнка? Усаживая малыша кушать сами садитесь рядом и тоже кушайте. Если ребёнок не поел завтрак предложите ему это же на обед и не давайте никаких перекусов – увидите в обед он с удовольствием всё съест. Это может показаться жестоким, но это работает и даёт положительный результат. Но чтобы не прибегать к таким жёстким методам приучайте дошкольника с самого раннего детства кушать в определённое время, всё, что дают и съедать всю порцию. И, ещё одно важное дополнение – после подвижных игр, прогулки на свежем воздухе, купания – аппетит усиливается!
При соблюдении режима дня ребёнком родителям легче выявить момент начала болезни. Малыш капризничает, ни с того, ни с сего, плохо кушает, не хочет просыпаться утром и т. д. родителей «режимных» детей это насторожит и поможет принять правильное решение в отношении лечения и даст возможность как можно раньше его начать.
Конечно, мнения разных специалистов о режиме дня звучат по разному:
- педиатры говорят о его важности со своей позиции – прогулки и своевременный приём пищи, а также спокойный сон, дают на выходе здорового ребёнка;
- педагоги отмечают со своей позиции, что ребёнка соблюдающего режим дня легче «собрать» во время непосредственной образовательной деятельности, он более внимателен и активен, больше запоминает и обладает высокой работоспособностью. А в свободной деятельности бодр, весел и инициативен до самого вечера.
- психологи заметили, что малыш приученный дома к режиму дня переносит адаптацию к детскому саду намного легче, чем его неорганизованные сверстники. «Режимный» ребёнок более спокоен, уверен в себе.
Но все они сходятся в одном – режим дня очень важен, полезен, незаменим для дошкольника, и только положительно сказывается на его здоровье, обучаемости и психике.
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим. В детском саду всё подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный приём пищи в одно и тоже время способствует росту здорового организма.
Режим дня это чёткий распорядок жизни в течении суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка, режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Любая деятельность это реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.
У ребёнка приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени, и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинё н основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.
Режим дня детей дошкольного возраста должен строится также с учётом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется всё ещё лёгкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определённой неустойчивостью нервных процессов.
В каждый отдельный момент работает не вся поверхность коры головного мозга, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.
Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический режим, подчинены единому суточному режиму – смене дня и ночи. В течении суток активность и работоспособность ребёнка неодинаковы. Их подъём отмечается от 8 до12 часов, и от 16 до 18, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 часов. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются на первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.
Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности наблюдаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребёнку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учётом динамики работоспособности) распределение в течении недели занятий особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению переутомления.
Ребёнок с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лёг и не позднее чем через пол часа крепко уснул, то утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым и весёлым. У ребёнка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днём они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.