Елена Попова
Проект «Неделя психологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Неделя психологии в ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»
Проект Неделя психологии в ДОУ
Подготовила:
педагог-психолог Попова Е. Б.
р. п. Степное 2023
Девиз недели
«Важен и прекрасен каждый момент нашей жизни»
Участники проекта :
педагоги, воспитанники ДОУ, родители.
Сроки реализации
20-24 ноября 2023г.
Тип проекта
Публикация «Проект „Неделя психологии в ДОУ“» размещена в разделах
- Неделя психологии в детском саду
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Совместный, творческий, краткосрочный.
Актуальность
Педагоги детского сада констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обеднённую эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.
На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольников очевидна. От состояния их здоровья зависят качественные и количественные характеристики будущего поколения. Важной предпосылкой физического здоровья является здоровье психологическое. В последние годы растёт количество детей с нарушением психоэмоционального развития. Поэтому особое значение приобретают задачи сохранения психологического здоровья детей и формирования их эмоционального благополучия.
Цель мероприятия
Сохранение и укрепление психологического здоровья, повышение интереса родителей и педагогов к психологии.
Задачи «Недели психологии»
• повысить интерес педагогов и родителей к психологии;
• показать реальные формы работы, возможности психологической службы детского сада;
• формировать интерес взрослых к миру ребёнка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
• повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.
Проведение недели психологии было направлено на создание благоприятного психологического климата в ДОУ, вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность, повышение общественного позитивного эмоционального настроения.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
• определение цели и задач проекта;
• подбор методического материала, изучение литературы;
• разработка конспектов занятий с детьми, родителями и педагогами;
• поиск иллюстрационного материала;
• разработка тематического плана проекта «Неделя психологии».
Основной этап:
• реализация проекта : совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями;
• психологическая акция : «Дерево пожеланий» Заключительный этап:
• выставка: детских рисунков «Моя семья»;
• психологическая акция «Аптечка для души».
План Недели психологии
Понедельник – «День доброты»
Вторник – «День семьи»
Среда – «День понимания»
Четверг – «День дружбы»
Пятница – «День мечтаний и пожеланий»
Дни недели Мероприятие Участники
Понедельник
«День доброты» Психологическая акция «Забор психологической разгрузки».
Занятие для старших и подготовительных групп «Поговорим о доброте».
Проведение игр для развития чувства доброжелательности в средних группах.
Флешмоб «Минута объятий». (весь детский сад)
Акция для родителей «Продолжите высказывание» — «Добрый человек — это…»
Воспитанники, воспитатели, родители
Подготовительная группа «Почемучки»
Средние группы «Зайка» и «Золотая рыбка»
Все группы
Вторник
«День семьи» Беседа с детьми в средних группах «Моя любимая мама».
Игры для развития чувства нежности и любви в 2 младших группах.
«Рисунок семьи» в старших и подготовительных группах.
Выставка детских рисунков самый добрый человек
В каждой группе развешиваются советы для родителей Воспитанники, воспитатели
Средние группы «Зайка», «Золотая рыбка»
Младшая группа «Белочка»
«Чебурашка», «Почемучки»
«Кораблик»
Среда «День понимания» «Минутка» релаксации и психогимнастики в 1-2 младшая группа.
Занятие на эмоции.
Акция Почта «Тайный друг»
Воспитатели и воспитанники
«Белочка»
Подготовительная группа «Кораблик»
«Чебурашка»
Четверг «День дружбы» Занятие «Мы друзья» в 1-2 младших и средней группах.
Тренинг для детей старших и подготовительных групп «Как хорошо иметь друзей».
Раскрасить солнце и подарить другим группам
Воспитанники всех групп
Пятница «День мечтаний и пожеланий» Психологическая акция «Аптечка для души».
Занятие с клубочком
Анкетирование педагогов «Итоги недели психологии».
«Дерево доброты» для старших и подготовительных групп. Воспитатели, воспитанники, родители
Средние группы «Зайка», «Золотая рыбка»
Ожидаемый результат
Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса, повысит психолого-педагогическую компетентность педагогов, повысит уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребёнка у родителей, сформирует осознанное отношение к родительству, дети и взрослые получат заряд положительных эмоций.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Психологическая акция «Забор психологической разгрузки»
Цель: создание положительного эмоционального настроя среди участников проекта (родители, педагоги, воспитанники).
Задачи:
• Создание благоприятного климата в ДОУ Развитие познавательного интереса
• Поднятие общего эмоционального тонуса.
Материал: плакат с изображением «Забор психологической разгрузки», разноцветные стикеры, письменные ручки.
Подготовительная работа:
• Изготовление плаката с изображением забора;
• Размещение плакатов, стикеров и письменных ручек в раздевалках групп.
Каждый родитель, приводя ребёнка в группу, имеет возможность написать пожелание работникам ДОУ, листочек с позитивным высказыванием, приклеивает на плакат. Акция способствует поднятию настроения родителей, построению позитивных взаимоотношений со своим ребёнком, объединению семьи и детского сада.
Еще родителям всех групп было предложено по участвовать в акции «Продолжите высказывание добрый человек – это…» и оставить пожелания для педагогов на заборе пожеланий. Подведение итогов данной акции состоится в конце недели.
Беседа для детей старшего дошкольного возраста «Поговорим о доброте».
Цель: Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.
Задачи:
- развивать чувство удовлетворения за добрые дела;
-направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь;
- воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу.
Ход беседы
Психолог : Здравствуйте, ребята! Встаньте в «Круг радости», послушайте стихотворение:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро — солнцу и птицам!
Доброе утро — улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро — длится до вечера!
О чём мы будем говорить сегодня?
Дети: О добре.
Психолог : А как вы думаете, что такое добро? Что значит творить добро?
Рассуждения детей.
Психолог : Для чего нужны доброе сердце и добрая душа?
Дети: Чтоб помогать тем, кто попал в беду.
Психолог : А какое сердце у злого человека?
Ответы детей.
Психолог : Злой помогает людям?
Ответы детей.
Психолог : Ребята, сегодня мы отправимся к дереву Доброты.
Психолог : Чтобы добраться до дерева, нам надо преодолеть препятствия.
Первое препятствие: «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Психолог : Вам нужно объяснить «Что такое хорошо, что такое плохо?» (картинки-слайды, на которых изображены плохие и хорошие поступки).
Ответы детей.
Следующее препятствие: «Герои сказок».
Психолог : Сейчас вам нужно вспомнить сказочных добрых героев?
Психолог : Про каких героев вы можете сказать, что они добрые?
Дети: Золушка, Красная Шапочка, Айболит, «Заюшкина избушка» (Петух выгнал Лису, «Муха-Цокотуха» (комарик).
Дети объясняют какие поступки совершили эти герои.
Психолог : А только ли добрыми бывают сказочные герои?
Ответы детей
Психолог : Назовите злых сказочных героев?
Дети: Злая мачеха, Волк, Бармалей, Лиса, Паук. Объясняют, какие поступки совершили герои.
Психолог : Добро побеждает зло, люди не зря говорят: Доброта спасёт мир.
Вместе с детьми повторяем пословицы: Добро побеждает зло, Доброта спасёт мир.
Психолог : Вот мы и добрались до дерева Доброты. Но дерево без листьев, некрасивое. Оживить ее могут ваши добрые сердечки, добрые дела. Какие добрые дела можете вы совершать?
Ответы детей: помогать маме, не капризничать, не драться, не обзываться, кормить птиц, ухаживать за малышами и т. п.
Психолог : Давайте расскажем о своих добрых делах. Если вы совершаете добрые дела, значит у вас доброе сердце.
Раздаю детям сердца, вырезанные из бумаги. Они приклеивают к дереву.
Психолог : Вы согрели дерево Доброты теплотой своих сердец. Ведь это доброе дело!
Вывод: Хорошо ли творить добро?
Ответы детей
Психолог : Добрый человек добро сеет.
Вместе с детьми повторяем все пословицы о добре.
Мы сегодня с вами говорили, что нужно совершать только хорошие и добрые поступки. Давайте построим пирамиду Доброты. Я вытяну свою ладонь, а вы все кладите свои ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида Доброты. Давайте вспомним добрые дела, которые мы совершили сегодня и подбросим высоко-высоко, чтобы они разлетелись далеко и мир стал добрее.
Средняя группа
«Добро-зло»
Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.
Проводится беседа с детьми о добрых делах и поступках. Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.
«Назови ласковое слово»
Птица – птичка
Дерево – деревце
Сказка – сказочка
Заяц – зайчик
Лиса – лисичка
Яблоко – яблочко
Рука – ручка
Кольцо – колечко
Стол – столик
Кошка – кошечка
Собака – собачка и т. д.
В конце дня во всех группах проводится флешмоб «Давай обнимемся».
ВТОРНИК
Беседа с детьми средней группы «Моя любимая мама»
Задачи: Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.
Ход беседы:
— Ребята, кто вас сегодня привёл в детский сад? И всё-таки большинство детей привели мамы.
— Ребята давайте вместе с вами поговорим о самом близком человеке. Вы можете назвать его?
— Конечно, это мама! А все ли, дети знают имена своих мам? (Дети называют). Какие красивые имена у ваших мам.
— Ребята, у ваших мам не только разные имена, но и разная внешность. Как вы узнаете свою маму? (Моя мама высокая, низкая, у неё добрые, голубые глаза, волосы чёрные, тёмные, светлые). А папу?
— Конечно же, ваши мамы и папы разные. У них разные имена, внешность и одежда, но есть кое-что, в чём они очень похожи.
— Когда мама или папа обнимает вас, целует. Они какие?
— Когда мама модно одевается? Какая она?
— Когда мама или папа смеётся и улыбается. Какие они?
— А ещё ваши мамы и папы очень трудолюбивые. В этом они все очень похожи друг на друга. — Что же умеют делать ваши мамы? А папы? (Ответы детей).
— Ребята, а кто уже научился помогать маме? (Ответы детей).
— Молодцы! Мамы рады, что у них такие замечательные дети.
— Как хорошо, ребята, что у вас есть такие добрые, любящие вас мамы.
А теперь давайте для своих мам раскрасим красивые цветочки (шаблоны цветов).
Игры на развитие чувства любви
Психолог :
Мама на папу глядит, улыбается.
Папа на маму глядит, улыбается.
А день самый будний, не воскресенье,
И за окошком – не солнце,
А вьюга, просто такое у них настроение.
Просто они очень любят друга.
От этой любви и легко и светло.
Мне с папой и мамой так повезло!
Беседа с детьми про родителей и семью (Показать картинки животных с детенышами).
В подготовительной группе выставка рисунков «Моя семья».
СРЕДА
Минутки релаксации и психогимнастики (Младшие и средние группы)
«Зайки и слоны»
Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?.» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра.» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
Занятие «Мои эмоции»
(конспект познавательного занятия в старшей группе)
Занятие может использоваться в качестве коррекционно-развивающего занятия, а также для развития эмоционального интеллекта.
Цель: осознания своих переживаний и других людей, способность управлять своими эмоциями.
Задачи:
• познакомить детей с понятием эмоции;
• учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств: мимикой и жестами;
• помочь детям осознавать свои эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций;
• научить различать эмоции;
• обучение конструктивным формам поведения.
Методы:
• психогимнастика с целью обучения рефлексии собственного состояния и пониманию состояния партнёра по общению;
• проблемное обучение с целью выработки детьми конструктивного поведения в ситуациях общения;
• рисование обеими руками для синхронизации полушарий и снятия зрительного напряжения;
• арт-терапия с целью самовыражения своего эмоционального состояния («Дорисуй личико»).
Оборудование:
Мультимедийная установка, экран, ноутбук.
Карточки с пиктограммами,
Материалы: листочки с контурами лица, цветные карандаши.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о наших эмоциях и настроении. Научимся определять настроение по выражению лица. Начнём с игры «Хорошо-плохо»
Игра «Хорошо – плохо»
Я вам задаю вопрос, а вы мне отвечаете, но необычным способом – без слов, выражением лица: если «хорошо» - вы улыбаетесь, если «плохо» - хмуритесь (дети тренируются улыбаться и хмуриться).
Вопросы для игры -
- хорошо или плохо: - помогать маме?
- жадничать?
- обзываться?
- играть с друзьями?
- дарить подарки?
Что вам больше понравилось: улыбаться или хмуриться?
Какие люди вам больше нравятся: те, которые хмурятся или те, которые улыбаются?
Ответы детей
Мы улыбаемся, смеёмся, плачем, хмуримся, сердимся - это и есть наши эмоции. По эмоциям можно определить, какое у человека настроение, хорошо ему или плохо.
Детям раздаётся набор карточек-пиктограммам с изображением эмоций.
Мы сейчас улыбались и хмурились, а какие ещё бывают эмоции?
Давайте посмотрим на экран. Дети находят у себя такую же эмоцию (каждая эмоция на слайде озвучивается). Всего карточек с изображением эмоций – 6: радость, испуг, удивление, стыд, гнев, спокойствие.
Эти эмоции бывают и у вас, также вы видите их каждый день у других ребят, в семье, на улице у прохожих людей.
Игра «Угадай эмоцию»
Сейчас мы посмотрим на экран. Вам нужно угадать какая эмоция будет у ребёнка на картинке, и поднять подходящую карточку.
Ситуация Правильный ответ
Девочка видит подарок Радость
Девочка сталкивается со змеёй Испуг
Мальчики повздорили и собираются подраться Гнев
Мальчик находит большой гриб Удивление
Мальчик сломал новую машинку Стыд
Мальчик смотрит в окно Спокойствие
Молодцы, ребята, все угадали эмоции.
Как вы думаете, для чего мы с вами играли в эту игру?
Какая эмоция для вас оказалась сложной?
Ответы детей
Ребята, давайте немного пообсуждаем. Как правильно себя вести, если кто-то из детей злится?
Ответы детей
Если кто-то очень злится, то лучше к нему не подходить с вопросами, и ни в коем случае не обзывать. Нужно его оставить в покое на некоторое время, и он сам успокоится.
Как можно успокоиться, когда вы сами злитесь, чтобы никого не обидеть?
Ответы детей
Нужно сосчитать до десяти (дети вместе с психологом считают до 10, глубоко и медленно подышать (дети глубоко и медленно вдыхают и выдыхают, умыться, уединиться. А если кто-то расстроен и плачет, что можно сделать?
Ответы детей.
Какие вы молодцы! Правильно, в этом случае, ребята, можно спросить, что случилось и по возможности помочь или обратиться к взрослым за помощью.
А теперь поиграем в игру «Видеофон», будем передавать друг другу и угадывать эмоцию.
«Дорисуй личико»
Посмотрите на экран, чего не хватает? Ответы детей. Дорисуйте личико и попробуйте нарисовать своё настроение: если, например, весёлое, то улыбку.
Ребята, что нового вы сегодня узнали? О каких эмоциях мы с вами говорили?
Ответы детей.
Сегодня мы с вами учились определять эмоции и настроение по выражению лица детей. С какими эмоциями мы познакомились?
Ответы детей.
Сделали вывод, что приятнее общаться и играть с улыбающимися людьми, и самим приятнее улыбаться.
Ребята, в конце нашего занятия хочу спросить понравилось вам наше занятие?
Какое у вас сейчас настроение, поднимите карточку с подходящей эмоцией.
Акция почта «Тайный друг»
для всех работников детского сада
В течение всего дня в детском саду работала почта «Тайного друга». Целью которой была психологическая разгрузка сотрудников, повышение общего позитивного эмоционального тонуса.
Сотрудникам необходимо было написать и отправить письма с пожеланиями своим коллегам. Подписываться в письмах было необязательно.
Все пожелания были оформлены в форме писем и вручены каждому сотруднику в пятницу.
ЧЕТВЕРГ
Беседа в старшей и подготовительных группах на тему «Дружба»
Цель: развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях.
Задачи:
1. Формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.
2. Развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас.
- Воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции.
- Дети, какое у вас сегодня настроение? Покажите (улыбаются).
- А можем мы свое настроение кому-нибудь подарить? (да).
Давайте мы свое хорошее настроение подарим друзьям в виде солнышка, которое вы сейчас раскрасите и мы их отнесем в младшую группу.
Дети раскрашивают солнышко и дарят младшим детям.
ПЯТНИЦА
Акция «Аптечка для души»
Цели акции: создание положительного эмоционального настроя среди родителей, привлечение внимания родителей к вопросам воспитания детей.
Формы и методы проведения: корзина с высказываниями и вывеской «Аптечка для души».
Подготовительная работа:
• изготовление корзины;
• подготовка листочков с позитивными высказываниями, установками, пословицами, поговорками, крылатыми фразами, которые вкладываются в корзину «Аптечки».
Каждый родитель, приводя ребёнка в группу имеет возможность вытянуть листочек с позитивным высказыванием, установкой, пословицей, а также высказываниями известных педагогов касающихся воспитания детей, которые вкладывались в «Аптечку». Акция способствует поднятию настроения родителей, построению позитивных взаимоотношений со своим ребёнком, объединению семьи и детского сада.
Так же подводятся итоги почта «Тайный друг». Целью, которой была психологическая разгрузка сотрудников, повышение общего позитивного эмоционального тонуса, сплочение коллектива.
Сотрудникам необходимо было написать и отправить письма с пожеланиями своим коллегам. Подписываться в письмах было необязательно.