Эльмира Кильджи
Конспект занятия «Наврез-праздник солнца и весны!»
▼ Скачать + Заказать документы
Наврез – праздник солнца и весны.
Цели:
Образовательная – познакомить детей с традициями и обычаями крымскотатарского народа, с жанрами устного народного творчества (песни, считалки, костюмами и танцами; формировать активный словарь
Развивающая – учить детей создавать узорный элемент, встречающийся в крымскотатарских изделиях – юзьбез (полотенце); развивать художественный вкус, творческие способности.
Воспитательная – воспитывать интерес к работе мастериц крымскотатарской вышивки; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Публикация «Конспект занятия „Наврез-праздник солнца и весны!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Солнце. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование: национальная одежда, музыкальное сопровождение, маски животных, лошади для игры, стол, украшения для гадания, аппликационные элементы для полотенца, предметы быта для дома бабушки, угощение для детей и гостей.
Тип: обобщающее.
Вид: комбинированное.
Словарь: наврез – новый день, юзьбез – полотенце; обогащать словарь детей.
Предварительная работа: рассматривание изделий крымскотатарских мастериц, выделение строения узора, цветосочетания. Рассматривание национальной одежды, предметов быта, образцов крымскотатарского орнамента.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход занятия
Дети под музыку заходят в зал с цветами в руках.
Воспитатель (познавательное развитие). Селям алейкум, сайгъылы мусафирлер, севимли балалар! Здравствуйте, уважаемые гости! Бугунь бизге энъ гузель, энъ дюльбер, севимли баарь байрамы – «Наврез» кельди. Эвель заанлардан берли бу байрам янъы кунь, янъы йыл – байрамы сайыла.
- Сегодня мы собрались в этом зале встретить весну. На нашу землю пришел весенний праздник Наврез.
- Ребята, а что означает слово «Наврез»? (Слово «Наврез» состоит из двух слов «нав» - новый и «рез» - день).
1 ребенок. Хош кельдиниз бизим байрамггъа. (Эльвиза).
2 ребенок. Пришла лучезарная весна,
Зацвел ароматный Наврез.
Зазеленела трава, зазеленели луга,
Здравствуй, Наврез – предвестник добрых надежд (Селим).
(Подарили цветы гостям.)
Воспитатель. Наврез является первым месяцем начала полевых работ. В давние времена за неделю до праздника мужчины, юноши, мальчики готовили орудия для весенних полевых работ, чистили родники, колодца. Мужчины выходили в поле.
Демирель. Самый уважаемый старец, прочитав молитву, проводил первую борозду и бросал в землю первую горсть семян будущего урожая.
Самира. Накануне праздника женщины варят яйца, готовят халву, пекут кобете, готовят суп из курицы с лапшой; считается хорошей приметой, если лапша "убежит" из кастрюли: значит, год будет урожайным.
В этот день девочки и мальчики одеты в праздничные наряды, олицетворяющего пробуждение природы. Дальше праздник продолжался на центральной площади села, где собирались все жители. Здесь проходили соревнования и игры. Молодые парни показывали свою удаль, смелость, ловкость, силу.
- Вот и наши мальчики сейчас покажут свою ловкость, удаль.
Игра «Скачки» (эмоционально – ценностное развитие).
- Конь для крымскотатарского народа во все времена был спутником, другом, кормильцем и надежнейшею опорой. Лошадей к скачкам начинают готовить задолго до праздника: холят, кормят, берегут. На финише победителя ждет в качестве приза лучший скакун.
Воспитатель. За неделю до праздника хозяйка начинает готовиться к нему: производит побелку, уборку подсобных помещений, откладывает для сжигания старые, негодные вещи.
- А сейчас Далие споет песню о том, как она помогает маме «Анама ярдым этем».
Песня «Анама ярдым этем».
Ишлемеге мен севем,
Анама ярдым этем,
Савут ювам, сипирем,
Болдурмайым бир дерем!
Саба эртедже турам,
Одамны джыйыштырам,
Сабагъа джезве къойип!
Къаймакълы каве япам.
Эр шенки огренеджем
Эр ишни беджереджем,
Къйваныр анам, бабам,
Макътар мени къартанам!
Воспитатель. После работы девушки пили кофе и гадали на кофейной гуще. За два дня до Навреза они собираются в одном из домов, где ведут приготовления для гадания в новогоднюю ночь. Для этого в кувшин с водой они бросают свои кольца или ожерелья, и кувшин этот в ночь перед Наврезом ставят под куст розы. На следующую ночь, накануне Навреза, девушки собираются возле этого куста. Самая младшая из них достает из кувшина украшения, в шутливой форме предсказывает судьбу их хозяйки в наступающем новом году.
Инсценировка гадания (художественно – эстетическое развитие).
Самира И. 1). Хозяйке этого кольца в новом году подарят куклу.
2). Хозяйку этого гребешка каждый день мальчик будет дергать за косички.
3). Хозяйка этих бус в этом году пойдет в школу и будет хорошо учиться.
4). Хозяйка этой заколки в этом году займет 1 место в конкурсе красоты.
- А сейчас ребята прочитают стихотворения.
Чтение стихотворений (речевое развитие).
1. Наврез кельди, дуямыз,
Къокъусына тоямыз.
Аман олсун дуньямыз,
Яшасын Ватанымыз! (Белял).
2. Когда приходит к нам Наврез,
Цветут сады, цветут поля!
Когда приходит к нам Наврез,
Весною дышит вся земля!
Когда приходит к нам Наврез,
Звучат и музыка, и смех,
И, поздравления принимая,
Мы сами поздравляем всех! (Самира Алиева).
3. Не гузель Къырымнынъ баари
Багъ – багъча гуль – чечек ачкъанда
Чочамий торгъайлар чырылдай
Челлерге экинлер сачкъанда. (И. Самира).
4. И вновь приходит праздник к нам,
Говорим ему: "Селям",
Ярким солнцем озарён.
Всюду гость желанный он!
Над просторами родного края
Повеяло дыханием весны.
Весна - красавица сюда идёт,
Всем радость, счастье принесет! (Демирель).
5. Бакъынъыз – ем – ешиль орталыкъ
Кийинип – къушангъан чайырлар
Гуль топлап бахтияр балалар
Наврезнинъ йырыны йырлайлар. (Осман).
6. На дворе стоит весна!
После зимней лютой стужи
Просыпается от сна
Вся природа. Даже лужи
Не покроет лед за ночь,
Гонит солнце зиму прочь! (Амет)
7. Наврез кельди, корюниз,
Наврез акъкъын беринъиз.
Дженнет олсун еринъиз,
Эзан Наврезим мубарек! (Эльвиза).
Воспитатель. Наврез байрамында къызчыкълар ве огъланчыкълар эв – эвден юрип байрам хайырлай эдилер. Дети готовят маски и костюмы козы (шуба наизнанку с приделанным к ней хвостом). С началом темноты собираются группами по 3-7 человек. Один из них наряжается козой, другие надевают приготовленные маски. Группами переходят от одного двора к другому и поют песни. Хозяева угощают детей сладостями, орехами.
- А мы отправимся в гости к бабушке Джемиле, чтобы поздравить ее.
Дети подходят к дому и поют песню «Наврез» (крымскотатарская народная песня).
Кельди баарь нур сачып,
Наврез къокъуй мор ачып.
Ешерди челлер, дагълар,
Азан Наврезим мубарек.
Отодвигается ширма, за которой сидит бабушка Джемиле.
Бабушка Джемиле. Буюрынъыз мусафирлер
Къапым ачыкъ, торим бош
Эвге кельген мусафирге
Даим меним хатрим хош.
Бабушка Джемиле спрашивает детей, какие они знают пословицы и приметы весны.
1. Ириди къарларынъ, ешерди челлер. (Арсен)
2. В марте облака плывут быстро и высоко — к хорошей погоде. (Амет)
3. Инсан, айван, къурт – къырмыскъа эркес ишини бакъар. (Селим)
4. Частые туманы в марте предвещают дождливое лето. (Белял)
5. Сабан айы тавукъ къозлар. (Демирель)
6. Синие облака в апреле — к теплу и дождю. (Самира)
7. Вспашешь в срок, посеешь в срок - урожай будет высок. (Далие)
8. Потрудись весной – сытым будешь зимой. (Риана)
9. Март с водой, апрель с травой. (Тимур)
1 ребенок. Мы веселые ребята
И танцуем и поем.
Весело праздник встречаем
Грустить в этот день не даем. (Арсен)
Общий танец.
Бабушка Джемиле хвалит детей.
- Я вышивала юзьбез (полотенце, боюсь не успею к празднику. Согласитесь ли вы мне помочь?
Дети рассматривают изображение крымскотатарского юзьбеза.
-Ребята, обратите внимание на приемы орнаментации, на подбор цветов, сочетание разного цвета. В старых вышивках часто применялись светлые, нежные тона розового и зеленоватого, голубого, коричневатого и золотистого цветов. Вышивки, созданные по времени ближе к нам, насыщаются более ярким цветом.
- Из каких элементов состоят узоры крымскотатарского орнамента?
- Какие цвета в узоре сочетаются друг с другом?
- Содержание узоров крымскотатарской вышивки необычайно разнообразно. В узорах преобладают все оттенки золота. Золотой нитью вышиты полотенца, покрывала, одежда. Основная часть рисунков - это цветы и листья, собранные в букеты, кусты. Крупные и мелкие, они располагаются на свободно гнутых ветках, нанизываются на стебель, выходят из вазы, лежат на подносе, растут вокруг домов. Растительные мотивы придают крымскотатарской вышивке неповторимую грациозность и изящество. Некоторые из цветов и растений нетрудно узнать - это гвоздики, мальвы, розы, хризантемы, ландыши, колокольчики, тюльпаны.
Предложить детям подобрать цветные элементы, расположить и наклеить.
Пальчиковая гимнастика.
Оп, оп девелер
Керван, керван келелер
Аякълары ялпакъ,
Башларында къалпакъ.
Самостоятельная работа детей (художественно – эстетическое развитие).
Бабушка Джемиле благодарит детей, раздает угощение.
Йылбаш, йылбаш,
Йылбашынъыз къутлу олсун,
Сыгъырлар сютлю олсун,
Балалар сагълам оссин,
Эвлер берекет толсун! (Риана).
Воспитатель. Наврез – это праздник весны и обновления, когда вся природа оживает, всё обновляется, рождаются новые надежды. Мы поздравляем Вас с этим прекрасным весенним праздником. Пусть каждый день пробуждающейся весны, каждый солнечный луч приносят в Ваш дом счастье и благополучие. Айдынъыз балалар, юкъары мааледе яшагъан Селиме къартанайгъа барып, онъа да байрам хайырлайыкъ!