Земфира Мамедова
Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№65 города Тюмени
Научная статья
«Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнка»
Материал подготовила:
Мамедова З. З.
г. Тюмень 2024
Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнка
Публикация «Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнка» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В дошкольном возрасте огромное значение в развитии чувственного восприятия является использование дидактических игр. Без таких игр невозможно формирование целостной сенсорной системы ребенка.
У детей происходит значительное сенсорное развитие : развитие движений, пространства, предметных и других видов ощущений. Также развиваются тактильные ощущения, а точность восприятия текстуры, формы и размера объекта увеличивается при ощущении прикосновения.
С точки зрения психологов, чем младше ребёнок, восприятие окружающего мира происходит на собственных практических действиях.
И для того, чтобы дошкольник развивался интеллектуально, педагог должен использовать дидактические игры в образовательную и повседневную деятельность, используя грамотную речь. Можно сказать, что, активное использование дидактических игр является важным фактором сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Такие известные педагоги и психологи как Е. И. Тихеева, А. П. Усова, В. М. Букатов и др. создали целую структуру дидактических игр по сенсорному воспитанию.
1. Игры - задания, т. е. дети с интересом осуществляют действия с игровыми материалами (подбирают, складывают и раскладывают, вставляют, нанизывают и т. д.).
2. Игры – спрячь и найди. В таких играх ребёнок ищет предмет, который должен найти.
3. Игры - загадки, которые привлекают детей неизвестностью: «Угадай», «Что в коробочке», «Что здесь», «Волшебный мешочек».
4. Сюжетно - ролевые игры, в которых дети изображают обыденные жизненные ситуации.
5. Игры – конкурсы, состязания, т. е. существует соревновательный эффект: «Самый быстрый», «Ловкие ребята», «Кто быстрее».
6. Игры – весёлые задания творческого характера.
В наше современное время педагоги используют как готовые (купленные в магазине) игры, так и сделанные своими руками (что больше всего ценится в детском саду). У младших дошкольников открываются новые познания об окружающем мире, также через настольную игру учатся определять признаки предметов (величину, форму, цвет, проводить различие, и находить простейшие взаимосвязи. Ребята старшего дошкольного возраста, играя в сенсорные дидактические игры более лучше, подготовятся к школьному обучению и будут применять полученные знания в школе.
Какова же значимость сенсорного воспитания при использовании дидактической игры?
- Это основа для интеллектуального развития дошкольников;
- регулирует непонятные представления ребенка, полученные при контакте с социумом;
- позволяет приобретать новые сенсорные эталоны;
- развивает наблюдательные способности;
-подготавливает к жизни в реальном времени;
- положительно воздействует на эстетические чувства;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание, память;
- позволяет ребенку усвоить новые способы восприятия окружающей действительности;
- расширяет словарный ресурс ребенка.
Структура дидактических игр и сенсорных упражнений зависит :
- от возрастных особенностей ребенка, его двигательных и сенсорных навыков. Если дети не справляются более сложные игры и упражнения можно заменять аналогичными играми.
- От профессионализма педагога, от того как предоставят детям игру в процессе обучения на занятии.
- От деятельности детей: если у дошкольников свободная деятельность, то во многие настольно-дидактические игры по сенсорному развитию можно играть вне занятий и вместе с воспитателем.
Дидактическую игру можно разделить на несколько стадий.
1. На первой стадии воспитатель должен заинтересовать детей, используя разные приёмы, например, сюрпризный момент, загадка, интересная считалочка и т. д. Это нужно для того, чтобы ребёнок действовал активно в игре.
2. Далее, на второй стадии ребенок осваивает игровую задачу, правила и действия игры. В этот момент формируются очень важные качества: как честно вести игру, последовательно стремиться к цели, сила воли, способность не огорчаться в игре, умение радоваться своей победе и своих сверстников.
3. На третьей стадии дошкольник, который уже ознакомился с правилами игры, должен проявить смекалку, творческую идею и найти самостоятельное действие или решение в игре. Ребёнок угадывает, находит, прячет, изображает, выбирает. Если ребенок понял суть игры, то он может организовать игру без воспитателя и активно вести её.
В заключении можно сказать, что дидактическая игра – это доступный, полезный, действенный метод сенсорных способностей детей. Для многих игр, нужны материалы, условия, и педагог обязан знать правила пользования игрой. Игры по сенсорике нужно проводить с детьми в системном порядке.
Литература
1. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. - №3. - С. 16 - 19.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г Пилюгина, Н. Б. Венгер - М. : Просвещение, 1998.- 143с.
3. Мухина, В. С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ сост. Мухина В. С., А. А. Хвостов. - М. : Академия, 1999. - с. 211-218.
4. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1996. - 112 с.
5. Сенсорное воспитание в детском саду / / Под ред. Н. П. Сакулиной и Н. Н. Поддьяковой, Метод. Указание - М. : Просвещение, 2001. - 17