Получи документы

Развитие самостоятельной фразовой речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией

Сафронова Наталья
Развитие самостоятельной фразовой речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

Аннотация: в статье рассматриваются аспекты нарушений фразовой речи, возникающие у детей дошкольного возраста с моторной алалией; приводятся методики, направленные на развитие самостоятельной фразовой речи.

Публикация «Развитие самостоятельной фразовой речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией» размещена в разделах

Ключевые слова: алалия, моторная алалия, фразовая речь, дошкольный возраст, слоговая структура слова.

DEVELOPMENT OF INDEPENDENT PHRASAL SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH MOTOR ALALIA

Abstract : the article discusses the aspects of phrasal speech disorders that occur in preschool children with motor alalia; the methods aimed at the development of independent phrasal speech are presented.

Keywords : alalia, motor alalia, phrasal speech, preschool age, syllabic structure of the word.

Речевая функция выступает в качестве одной из фундаментальных функций человека. В ходе речевого развития осуществляется формирование высших психических форм познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. При нормальном развитии к концу дошкольного возраста у ребёнка формируется регулирующая функция речи, что имеет большое значение для его дальнейшего обучения в школе.

Одной из форм аномального развития речи ребёнка является алалия, которая, в соответствии с определением В. А. Ковшиковой, определяется как тяжёлое расстройство речи, которое появляется как результат органического поражения речевых зон коры головного мозга на внутриутробной или ранней (доречевой) стадии развития малыша [2].

Проблема развития детей с алалией исследуется уже несколько десятилетий. Особый вклад был внесён такими теоретиками и практиками логопедии и дефектологии, как М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская и иными. Проблемы развития самостоятельной фразовой речи у детей с алалией рассматривались в трудах Г. В. Гуровец, Р. Е. Левиной, Е. Ф. Соботович и других. Трудности в овладении слоговой структуры слова и своеобразие лексики детей с данным диагнозом отмечались А. К. Марковой, О. Н. Усановой, В. А. Ковшиковым и др.

В настоящий момент существует большое количество исследований, которые отражают характерные особенности построения высказывания дошкольниками с различными формами алалии. Так, С. Н. Шаховская говорит о том, что у детей с алалией просматривается стремление избежать развёрнутой речи, скудность высказываний, трудности построения фразы при пересказе, неумение одновременно следить за формой речи и её содержанием, неуверенность и затруднённость выражения мысли в связной форме [5].

Н. Н. Трауготт указывает на «практически полную невозможность детей с моторной алалией продуцировать связную речь: при попытке рассказать о прочитанном, виденном или пережитом ребёнок обращается к мимике, жестам». Наряду с этом, автор отмечает, что даже значительное развитие словаря не позволяет ребёнку, страдающему моторной алалией, овладеть фразовой речью [8].

В процессе построения фраз дети с моторной алалией затрудняются в именном и глагольном управлении, в согласовании, не применяют в речи предлоги и союзы; их речь лишена чёткости родовых и числовых окончаний и т. д.

Формирование предложений у детей с алалией выявляет ряд особенностей на всех этапах развития. При этом, у детей выявляются различные виды аграмматизма (экспрессивный, импрессивный, структурный, семантический, а также аграмматизм, в основе которого лежит неправильное оформление связей слов в предложении) [6]. Кроме того, исследователи отмечают, что при несовершенстве всех операцией в процессе порождения высказывания у детей с моторной алалией также диагностируется нарушение системы опережения и обратной связи в механизме речевой деятельности, нарушение как внутреннего программирования, так и внешней реализации высказывания [6].

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что у дошкольников с моторной алалией наблюдается нарушение самостоятельной фразовой речи, что выражается в её аграмматичности, бедности смыслового содержания, особенностях лексического оформления. Грамматическое оформление высказывания при моторной алалии весьма замедленно и неравномерно. Присутствуют также и недостатки формообразования и формоизменения, не усвоение грамматических категорией, примитивность синтаксических конструкций. Развитие самостоятельной фразовой речи у дошкольников с моторной алалией требует обязательной, специально организованной коррекционной работы.

На сегодняшний день существует большое количество коррекционных методик для детей с моторной алалией. Общей целью их является достижение освоения детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Основополагающей частью работы по коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста выступают общие принципы дошкольной коррекционной педагогики, сформулированные Л. С. Выготским. В числе данных принципов важное значение имеет: развивающее обучение (формирование «зоны ближайшего развития»); единство диагностики и коррекции имеющихся отклонений развития ребёнка; генетический принцип (то есть, принятие во внимание речевого дизонтогенеза, коррекция и компенсация, посредством которых специалист получает возможность определения адресных логопедических технологий, соответствующих конкретной структуре и степени выраженности речевого нарушения; деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, которая способна оказать стимулирующее воздействие на развитие психики и личности ребёнка с отклонением речи.

Интерес для теоретических и практических исследований развития самостоятельной фразовой речи у детей с моторной алалией представляет методика Н. И. Кузьминой и В. И. Рождественской. Данная методика применима к детям, которые занимаются с логопедом в условиях логопедического кабинета при поликлинике, либо в специализированных ДОУ. Методика, кроме речевого развития, подразумевает обязательную речевую работу по таким направлениям, как: общая моторика, слуховое внимание, зрительное восприятие и мотивационная сфера [3].

Авторы методики считают, что начинать работу с дошкольниками с моторной алалией важно с развития и обогащения воспринимаемой речи. Вся работа должна выстраиваться с учётом того, что основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра.

Занятия по расширению и накоплению воспринимаемой речи по рассматриваемой методике должны проводиться в соответствии с лексическими темами, по которым с ребёнком работают не менее недели. Темы должны быть «бытовыми», соответствовать окружающей ребёнка обстановке (например, «Времена года», «Одежда», «Игрушки», «Семья» и т. д.).

Наряду с расширением понимаемого словаря с ребёнком должна осуществляться активная работа по развитию экспрессивной речи в форме доступных для произношения звукоподражаний голосам животных, птиц, насекомых, транспорта и т. д. В работу с детьми с моторной алалией берутся звуки, которые легко поддаются зрительному, кинестетическому, тактическому восприятию, более лё гкие с точки зрения артикуляции: [в], [ф], [п], [б], [т], [д] и иные. Только после того, как ребёнок начинает устойчиво произносить определённый звук, логопед вводит его в слова, простые фразы и тексты. Весь материал ребёнок обязательно проговаривает за логопедом. Пересказ, а тем более – самостоятельный рассказ, представляют для детей с моторной алалией весомую сложность, в связи с чем данные приёмы применяются обычно только в конце коррекционной работы.

Исследователь А. В. Лагутина в своей методике логопедической работы с дошкольниками с моторной алалией указывает, что при планировании коррекционных занятий важно принимать во внимание психофизическое состояние детей, возможности проявления речевых, познавательных, эмоционально-волевых особенностей. Автор считает, что для успешного формирования фразовой речи важно, чтобы логопед заблаговременно спроектировал доступные типы общения и подобрал дидактический материал, позволяющий применять задания различной степени сложности [4]. В процессе занятий важно формировать атмосферу заинтересованности каждого ребёнка в коллективной работе, стимулировать к применению различных форм общения (монолога, полилога, диалога) в ходе межличностного общения. Необходимо предусматривать различные формы предъявления учебного и развивающего материала : слова, изображения в различных видах и т. д.

В работе с дошкольниками с моторной алалией логопед должен создавать разнообразные ситуации общения, в которых каждый ребёнок вне зависимости от его речевой способности может проявлять инициативу в общении.

Таким образом, в статье был проведён теоретический анализ проблемы особенностей развития самостоятельной фразовой речи у дошкольников с моторной алалией. По итогам анализа удалось выделить некоторые теоретические положения, которые могут быть применимы специалистами в практической работе с детьми, страдающими моторной алалией.

Коррекционная работа преследует своей целью становление и развитие развёрнутого высказывания ребёнка, которое он может сформулировать без посторонней помощи, с целью обеспечения его способности к общению и взаимопониманию.

При нормальном речевом развитии дети к старшему дошкольному возрасту уже свободно владеют фразовой речью, могут оперировать различными конструкциями сложных предложений, имеют широкий словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. Для дошкольников с моторной алалией характерны значительные нарушения самостоятельной фразовой речи, в частности, бедность фраз, их аграмматичность, применение в речи преимущественно существительных. Дети с алалией выражают мысль, как правило, одним-двумя словами, дополняя их жестом. Самостоятельная речь алаликов часто «приблизительна», наделена ошибками в форме и содержании предложений. Иногда наблюдается неадекватность и бессмысленность произносимых ребёнком фраз, их неприменимость к конкретной ситуации.

Сложности для дальнейшего развития ребёнка с алалией в школьном возрасте возникают вследствие того, что речь его зачастую понятна только близким.

Подытожим, что в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с моторной алалией должны быть реализованы общие принципы, обозначенные Л. С. Выготским. Дополнительно применяются принципы, обозначенные авторами конкретной, применяемой специалистом коррекционной методики. Содержание и организация занятий с детьми должны подбираться в соответствии с типом учреждения, возрастом детей, уровнем их речевого развития (необходимо применять индивидуальный подход, который позволяет значительно улучшить результаты коррекции и развития самостоятельной фразовой речи). Для формирования фразовой речи у детей с алалией необходима систематическая, специально организованная работа.

Список использованных источников

1. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, 2004. – 1136 с.

2. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков. - СПб. : КАРО, 2006. - 304 с.

3. Кузьмина, Н. И., Рождественская, В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией / Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская. – М. : Педагогика, 1977. – 168 с

4. Лагутина А. В. Направления коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи в единстве урочной и внеурочной деятельности (глава в методическом пособии) // Работаем по ФГОС основного общего образования: Программа коррекционной работы / Под ред. Черкасовой Е. Л. – М. : УЦ Перспектива, 2015. – С. 23-31.

5. Логопедия: учебник для дефектологических ВУЗов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с

6. Лурия, А. Р. Речь и мышление / А. Р. Лурия. – М. : Наука, 1975. – 122 с.

7. Логопедия: учебник для дефектологических ВУЗов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.

8. Трауготт, Н. Н. Нарушение слуха при сенсорной алалии и афазии / Н. Н. Трауготт. – М. : Наука, 1989. – 179 с.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельной фразовой речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией
Опубликовано: 19 января 2022 в 09:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие самостоятельной фразовой речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией» (включая файлы) размещена пользователем Сафронова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД