Сафронова Наталья
Развитие самостоятельной фразовой речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
Аннотация: в статье рассматриваются аспекты нарушений фразовой речи, возникающие у детей дошкольного возраста с моторной алалией; приводятся методики, направленные на развитие самостоятельной фразовой речи.
Публикация «Развитие самостоятельной фразовой речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией» размещена в разделах
Ключевые слова: алалия, моторная алалия, фразовая речь, дошкольный возраст, слоговая структура слова.
DEVELOPMENT OF INDEPENDENT PHRASAL SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH MOTOR ALALIA
Abstract : the article discusses the aspects of phrasal speech disorders that occur in preschool children with motor alalia; the methods aimed at the development of independent phrasal speech are presented.
Keywords : alalia, motor alalia, phrasal speech, preschool age, syllabic structure of the word.
Речевая функция выступает в качестве одной из фундаментальных функций человека. В ходе речевого развития осуществляется формирование высших психических форм познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. При нормальном развитии к концу дошкольного возраста у ребёнка формируется регулирующая функция речи, что имеет большое значение для его дальнейшего обучения в школе.
Одной из форм аномального развития речи ребёнка является алалия, которая, в соответствии с определением В. А. Ковшиковой, определяется как тяжёлое расстройство речи, которое появляется как результат органического поражения речевых зон коры головного мозга на внутриутробной или ранней (доречевой) стадии развития малыша [2].
Проблема развития детей с алалией исследуется уже несколько десятилетий. Особый вклад был внесён такими теоретиками и практиками логопедии и дефектологии, как М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская и иными. Проблемы развития самостоятельной фразовой речи у детей с алалией рассматривались в трудах Г. В. Гуровец, Р. Е. Левиной, Е. Ф. Соботович и других. Трудности в овладении слоговой структуры слова и своеобразие лексики детей с данным диагнозом отмечались А. К. Марковой, О. Н. Усановой, В. А. Ковшиковым и др.
В настоящий момент существует большое количество исследований, которые отражают характерные особенности построения высказывания дошкольниками с различными формами алалии. Так, С. Н. Шаховская говорит о том, что у детей с алалией просматривается стремление избежать развёрнутой речи, скудность высказываний, трудности построения фразы при пересказе, неумение одновременно следить за формой речи и её содержанием, неуверенность и затруднённость выражения мысли в связной форме [5].
Н. Н. Трауготт указывает на «практически полную невозможность детей с моторной алалией продуцировать связную речь: при попытке рассказать о прочитанном, виденном или пережитом ребёнок обращается к мимике, жестам». Наряду с этом, автор отмечает, что даже значительное развитие словаря не позволяет ребёнку, страдающему моторной алалией, овладеть фразовой речью [8].
В процессе построения фраз дети с моторной алалией затрудняются в именном и глагольном управлении, в согласовании, не применяют в речи предлоги и союзы; их речь лишена чёткости родовых и числовых окончаний и т. д.
Формирование предложений у детей с алалией выявляет ряд особенностей на всех этапах развития. При этом, у детей выявляются различные виды аграмматизма (экспрессивный, импрессивный, структурный, семантический, а также аграмматизм, в основе которого лежит неправильное оформление связей слов в предложении) [6]. Кроме того, исследователи отмечают, что при несовершенстве всех операцией в процессе порождения высказывания у детей с моторной алалией также диагностируется нарушение системы опережения и обратной связи в механизме речевой деятельности, нарушение как внутреннего программирования, так и внешней реализации высказывания [6].
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что у дошкольников с моторной алалией наблюдается нарушение самостоятельной фразовой речи, что выражается в её аграмматичности, бедности смыслового содержания, особенностях лексического оформления. Грамматическое оформление высказывания при моторной алалии весьма замедленно и неравномерно. Присутствуют также и недостатки формообразования и формоизменения, не усвоение грамматических категорией, примитивность синтаксических конструкций. Развитие самостоятельной фразовой речи у дошкольников с моторной алалией требует обязательной, специально организованной коррекционной работы.
На сегодняшний день существует большое количество коррекционных методик для детей с моторной алалией. Общей целью их является достижение освоения детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Основополагающей частью работы по коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста выступают общие принципы дошкольной коррекционной педагогики, сформулированные Л. С. Выготским. В числе данных принципов важное значение имеет: развивающее обучение (формирование «зоны ближайшего развития»); единство диагностики и коррекции имеющихся отклонений развития ребёнка; генетический принцип (то есть, принятие во внимание речевого дизонтогенеза, коррекция и компенсация, посредством которых специалист получает возможность определения адресных логопедических технологий, соответствующих конкретной структуре и степени выраженности речевого нарушения; деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, которая способна оказать стимулирующее воздействие на развитие психики и личности ребёнка с отклонением речи.
Интерес для теоретических и практических исследований развития самостоятельной фразовой речи у детей с моторной алалией представляет методика Н. И. Кузьминой и В. И. Рождественской. Данная методика применима к детям, которые занимаются с логопедом в условиях логопедического кабинета при поликлинике, либо в специализированных ДОУ. Методика, кроме речевого развития, подразумевает обязательную речевую работу по таким направлениям, как: общая моторика, слуховое внимание, зрительное восприятие и мотивационная сфера [3].
Авторы методики считают, что начинать работу с дошкольниками с моторной алалией важно с развития и обогащения воспринимаемой речи. Вся работа должна выстраиваться с учётом того, что основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра.
Занятия по расширению и накоплению воспринимаемой речи по рассматриваемой методике должны проводиться в соответствии с лексическими темами, по которым с ребёнком работают не менее недели. Темы должны быть «бытовыми», соответствовать окружающей ребёнка обстановке (например, «Времена года», «Одежда», «Игрушки», «Семья» и т. д.).
Наряду с расширением понимаемого словаря с ребёнком должна осуществляться активная работа по развитию экспрессивной речи в форме доступных для произношения звукоподражаний голосам животных, птиц, насекомых, транспорта и т. д. В работу с детьми с моторной алалией берутся звуки, которые легко поддаются зрительному, кинестетическому, тактическому восприятию, более лё гкие с точки зрения артикуляции: [в], [ф], [п], [б], [т], [д] и иные. Только после того, как ребёнок начинает устойчиво произносить определённый звук, логопед вводит его в слова, простые фразы и тексты. Весь материал ребёнок обязательно проговаривает за логопедом. Пересказ, а тем более – самостоятельный рассказ, представляют для детей с моторной алалией весомую сложность, в связи с чем данные приёмы применяются обычно только в конце коррекционной работы.
Исследователь А. В. Лагутина в своей методике логопедической работы с дошкольниками с моторной алалией указывает, что при планировании коррекционных занятий важно принимать во внимание психофизическое состояние детей, возможности проявления речевых, познавательных, эмоционально-волевых особенностей. Автор считает, что для успешного формирования фразовой речи важно, чтобы логопед заблаговременно спроектировал доступные типы общения и подобрал дидактический материал, позволяющий применять задания различной степени сложности [4]. В процессе занятий важно формировать атмосферу заинтересованности каждого ребёнка в коллективной работе, стимулировать к применению различных форм общения (монолога, полилога, диалога) в ходе межличностного общения. Необходимо предусматривать различные формы предъявления учебного и развивающего материала : слова, изображения в различных видах и т. д.
В работе с дошкольниками с моторной алалией логопед должен создавать разнообразные ситуации общения, в которых каждый ребёнок вне зависимости от его речевой способности может проявлять инициативу в общении.
Таким образом, в статье был проведён теоретический анализ проблемы особенностей развития самостоятельной фразовой речи у дошкольников с моторной алалией. По итогам анализа удалось выделить некоторые теоретические положения, которые могут быть применимы специалистами в практической работе с детьми, страдающими моторной алалией.
Коррекционная работа преследует своей целью становление и развитие развёрнутого высказывания ребёнка, которое он может сформулировать без посторонней помощи, с целью обеспечения его способности к общению и взаимопониманию.
При нормальном речевом развитии дети к старшему дошкольному возрасту уже свободно владеют фразовой речью, могут оперировать различными конструкциями сложных предложений, имеют широкий словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. Для дошкольников с моторной алалией характерны значительные нарушения самостоятельной фразовой речи, в частности, бедность фраз, их аграмматичность, применение в речи преимущественно существительных. Дети с алалией выражают мысль, как правило, одним-двумя словами, дополняя их жестом. Самостоятельная речь алаликов часто «приблизительна», наделена ошибками в форме и содержании предложений. Иногда наблюдается неадекватность и бессмысленность произносимых ребёнком фраз, их неприменимость к конкретной ситуации.
Сложности для дальнейшего развития ребёнка с алалией в школьном возрасте возникают вследствие того, что речь его зачастую понятна только близким.
Подытожим, что в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с моторной алалией должны быть реализованы общие принципы, обозначенные Л. С. Выготским. Дополнительно применяются принципы, обозначенные авторами конкретной, применяемой специалистом коррекционной методики. Содержание и организация занятий с детьми должны подбираться в соответствии с типом учреждения, возрастом детей, уровнем их речевого развития (необходимо применять индивидуальный подход, который позволяет значительно улучшить результаты коррекции и развития самостоятельной фразовой речи). Для формирования фразовой речи у детей с алалией необходима систематическая, специально организованная работа.
Список использованных источников
1. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, 2004. – 1136 с.
2. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков. - СПб. : КАРО, 2006. - 304 с.
3. Кузьмина, Н. И., Рождественская, В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией / Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская. – М. : Педагогика, 1977. – 168 с
4. Лагутина А. В. Направления коррекционной работы с обучающимися с нарушениями речи в единстве урочной и внеурочной деятельности (глава в методическом пособии) // Работаем по ФГОС основного общего образования: Программа коррекционной работы / Под ред. Черкасовой Е. Л. – М. : УЦ Перспектива, 2015. – С. 23-31.
5. Логопедия: учебник для дефектологических ВУЗов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с
6. Лурия, А. Р. Речь и мышление / А. Р. Лурия. – М. : Наука, 1975. – 122 с.
7. Логопедия: учебник для дефектологических ВУЗов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
8. Трауготт, Н. Н. Нарушение слуха при сенсорной алалии и афазии / Н. Н. Трауготт. – М. : Наука, 1989. – 179 с.