Седова Светлана Владимировна
Научная статья «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса и познавательных действий детей в разных видах деятельности. Раскрываются понятия «познание», «удивление», «опыт», а так же актуальность использование опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников.
Ключевые слова: познавательная активность, опытно-экспериментальная деятельность, познание, активность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
Актуальностью проблемы исследования является то, что дошкольник осуществляет освоение мира в процессе познавательного развития, целью которой является приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Познавательное развитие должно являться главным образцом в удовлетворении потребности дошкольника в освоении нового.
Учитывая возрастные особенности, у детей старшего дошкольного возраста процесс экспериментирования протекает продуктивно, так как он направлен не только на процесс познания, но и на результат, а это всегда является стремлением к постановки цели, решению проблем, преодолением трудностей, проявление усилий и интереса.
Рассмотрением проблемы познавательного развития у дошкольников в разные периоды времени занимались такие ученые как: Н. Н. Поддъяков, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Я. А. Коменкий.
Дети дошкольного возраста любопытны и любознательны, на протяжении всего дня ребенок задает много интересующих его вопросов. На протяжении всего дошкольного возраста на ряду с игровой деятельностью важное значение в развитии личности детей занимает познавательная деятельность. Одним из ведущих видов познавательного развития является детское экспериментирование.
Согласно определению Н. Н. Поддьякова, экспериментирование представляет собой определенный способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко определяют свою сущность.
Познавательная активность по Поддъякову – это поисковая направленность в учении, которая проявляет стремление удовлетворить интерес при помощи различных источников как во время занятий, так и в процессе самостоятельной деятельности.
Психолог Н. Н. Подьяков выделил два вида поисковой деятельности у дошкольников :
- на первом этапе ребёнок бескорыстно пробует объект, ставит перед собой цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, интересы, свою волю.
- по второму виду он высказывается так: что когда ориентировочно - исследовательская деятельность организуется взрослым, дети получают те результаты от экспериментов, которые им заранее определили, то есть если в первом случае ребёнок проводит исследование или эксперимент получает итог, таким какой он получается; то на втором этапе не может быть никакого другого итога, только который запланировали взрослые по данному эксперименту.
Понятие экспериментирование тесно связано с понятием познание и удивление. Великий философ Аристотель писал: «Познание начинается с удивления».
Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях действий.
Удивление – одна из первичных, базисных эмоций, направляющих восприятие, информационное освоение мира в условиях неопределенности, встречи с новым и неизвестным. Удивление является первым шагом в процессе познания.
Воспитатели, родители должны помогать детям удивляться, используя различные методы и способы. Экспериментирование является одним из методов создающих эмоции, интерес ребенка к предстоящему делу.
Детское экспериментирование – это основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Основанием поведения ребенка является проявление любознательности, наблюдательности, интереса к новым впечатлениям.
Обращение к экспериментированию позволяет ребенку глубже познать суть явлений и предметов окружающего мира, выявлять свойства и качества.
Личностный опыт подтверждает эффективность использования экспериментирования. В своей работе как воспитатель я активно использую одно из направлений в детском экспериментировании – опыт. Опыт – всегда увлекательно, интересно и весело, он вызывает у детей восторг.
Проводимые в детском саду опыты чем-то напоминают детям фокус, они ощущают себя маленькими волшебниками. Работа с детьми строится на основе партнерства, дети сами учатся ставить цель и находить решение. Дети дошкольного возраста испытывают большую радость, удивление от своих открытий.
Проводя опыты с детьми нужно всегда помнить и следить за правилами техники безопасности:
- нужно внимательно изучить проведение опыта;
- выбрать наиболее безопасный вариант проведения;
- использовать прочный и надежный раздаточный материал;
- не оставлять детей без присмотра;
- следить за порядком в группе;
- по окончанию опыта провести уборку.
Рассмотрим несколько примеров проведения опыта в детском саду.
1. Создание мыльных пузырей, включающие в себя два опыта.
Целью данного опыта является закрепление знаний о свойствах воды, мыла.
Рассмотрим проведения опыты 1. Дети берут стаканчик, в него добавляют 150 гр. воды, затем 2-3 чайных ложки сахара, тщательно перемешиваем и добавляем житкое мыло. Раствор медленно перемешиваем. Рядом с ребятами на столах находятся пустые баночки от мыльных пузырей, мы предлагаем открыть их, и взять палочку, попробовать надуть мыльные пузыри раствором, который приготовили мы.
Возьмите трубочки, опустите их в стаканчик и подуйте в них, что происходит? (в нашем стаканчики появляются пузыри). С первым опытом мы справились.
Опыт 2. С помощью мыльных пузырей можно рисовать? Сейчас мы с вами этому научимся, в нашем опыте «Рисование мыльными пузырями».
Для этого мы сейчас с вами возьмем гуашь, кисточку и сделаем наш мыльный раствор цветным. Выбирайте какой цвет вы добавите. Теперь мы снова берем нашу трубочку и надуваем пузыри в нашем стаканчики, когда пузырей станет так много, что они будут выходить за бортики стаканчика, мы с вами берем чистый листок и накрываем наш стаканчик и смотрим что у нас получилось.
Эффективность данного опыта в развитие познавательной активности является, то что дети знакомятся с чем-то новым, принимают сами решения, размышляют над тем, что должно получится, с чего им нужно начать, развивают свои мысли и речь.
2. Радуга в стакане.
Дети, посмотрите, что вы видит на столах? (Фломастеры, салфетки, стаканчики с водой и ножницы, правильно все это нам понадобиться для нашей радуги. Для начала мы с вами возьмем салфетку и отрежем от неё небольшую полоску, ребята не забывайте про осторожность с ножницами.
Молодцы, теперь нам с вами нужно взять фломастеры и вспомнить нашу фразу-запоминалку. Ребята, кто помнит? (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан). Теперь нам с вами нужно, с каждой стороны салфетки, нанести фломастерами все цвета радуги. Молодцы, ребята! Ну, а теперь нужно тихонько опускать края в стаканчики с водой. Что вы видите? Что происходит? Салфетка начинает мокнуть и цвета с двух сторон, движутся друг к другу, и образуется радуга.
На мой взгляд опыты способствуют развитию познавательной активности у детей, так как во время всего процесса они сами готовят оборудования, ставят для себя цель, думаю над тем как решить проблему, как подойти к решению задачи, как придти к результату, задают интересующие их вопросы, познают и узнают много нового и интересного об окружающем нас мире.
Таким образом, смело можно сказать, что включение экспериментирования и опытов в образовательную деятельность способствует познавательному развитию дошкольников. В наше время образование направлено на развитие у детей познавательной активности и желания учиться, для этого как нельзя лучше подходит опытно-экспериментальная деятельность.
Список литературы:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2018. 464 с.
2. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / М. : Просвещение, 1986. – 224 с.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. — СПб: Детство-Пресс, 2015. - 128 с.
4. Поддъяков Н. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000. - 152 с.
5. Захарова Н. В. Мастер-класс для педагогов в ДОУ «Организация экспериментирования и исследовательской деятельности» / Н. В. Захарова. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - № 11 (48). - С. 96-100.