Папки-передвижки

Научная статья «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

Седова Светлана Владимировна
Научная статья «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса и познавательных действий детей в разных видах деятельности. Раскрываются понятия «познание», «удивление», «опыт», а так же актуальность использование опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников.

Ключевые слова: познавательная активность, опытно-экспериментальная деятельность, познание, активность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст.

Темочки:

Актуальностью проблемы исследования является то, что дошкольник осуществляет освоение мира в процессе познавательного развития, целью которой является приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Познавательное развитие должно являться главным образцом в удовлетворении потребности дошкольника в освоении нового.

Учитывая возрастные особенности, у детей старшего дошкольного возраста процесс экспериментирования протекает продуктивно, так как он направлен не только на процесс познания, но и на результат, а это всегда является стремлением к постановки цели, решению проблем, преодолением трудностей, проявление усилий и интереса.

Рассмотрением проблемы познавательного развития у дошкольников в разные периоды времени занимались такие ученые как: Н. Н. Поддъяков, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Я. А. Коменкий.

Дети дошкольного возраста любопытны и любознательны, на протяжении всего дня ребенок задает много интересующих его вопросов. На протяжении всего дошкольного возраста на ряду с игровой деятельностью важное значение в развитии личности детей занимает познавательная деятельность. Одним из ведущих видов познавательного развития является детское экспериментирование.

Согласно определению Н. Н. Поддьякова, экспериментирование представляет собой определенный способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко определяют свою сущность.

Познавательная активность по Поддъякову – это поисковая направленность в учении, которая проявляет стремление удовлетворить интерес при помощи различных источников как во время занятий, так и в процессе самостоятельной деятельности.

Психолог Н. Н. Подьяков выделил два вида поисковой деятельности у дошкольников :

- на первом этапе ребёнок бескорыстно пробует объект, ставит перед собой цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, интересы, свою волю.

- по второму виду он высказывается так: что когда ориентировочно - исследовательская деятельность организуется взрослым, дети получают те результаты от экспериментов, которые им заранее определили, то есть если в первом случае ребёнок проводит исследование или эксперимент получает итог, таким какой он получается; то на втором этапе не может быть никакого другого итога, только который запланировали взрослые по данному эксперименту.

Понятие экспериментирование тесно связано с понятием познание и удивление. Великий философ Аристотель писал: «Познание начинается с удивления».

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях действий.

Удивление – одна из первичных, базисных эмоций, направляющих восприятие, информационное освоение мира в условиях неопределенности, встречи с новым и неизвестным. Удивление является первым шагом в процессе познания.

Воспитатели, родители должны помогать детям удивляться, используя различные методы и способы. Экспериментирование является одним из методов создающих эмоции, интерес ребенка к предстоящему делу.

Детское экспериментирование – это основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Основанием поведения ребенка является проявление любознательности, наблюдательности, интереса к новым впечатлениям.

Обращение к экспериментированию позволяет ребенку глубже познать суть явлений и предметов окружающего мира, выявлять свойства и качества.

Личностный опыт подтверждает эффективность использования экспериментирования. В своей работе как воспитатель я активно использую одно из направлений в детском экспериментировании – опыт. Опыт – всегда увлекательно, интересно и весело, он вызывает у детей восторг.

Проводимые в детском саду опыты чем-то напоминают детям фокус, они ощущают себя маленькими волшебниками. Работа с детьми строится на основе партнерства, дети сами учатся ставить цель и находить решение. Дети дошкольного возраста испытывают большую радость, удивление от своих открытий.

Проводя опыты с детьми нужно всегда помнить и следить за правилами техники безопасности:

- нужно внимательно изучить проведение опыта;

- выбрать наиболее безопасный вариант проведения;

- использовать прочный и надежный раздаточный материал;

- не оставлять детей без присмотра;

- следить за порядком в группе;

- по окончанию опыта провести уборку.

Рассмотрим несколько примеров проведения опыта в детском саду.

1. Создание мыльных пузырей, включающие в себя два опыта.

Целью данного опыта является закрепление знаний о свойствах воды, мыла.

Рассмотрим проведения опыты 1. Дети берут стаканчик, в него добавляют 150 гр. воды, затем 2-3 чайных ложки сахара, тщательно перемешиваем и добавляем житкое мыло. Раствор медленно перемешиваем. Рядом с ребятами на столах находятся пустые баночки от мыльных пузырей, мы предлагаем открыть их, и взять палочку, попробовать надуть мыльные пузыри раствором, который приготовили мы.

Возьмите трубочки, опустите их в стаканчик и подуйте в них, что происходит? (в нашем стаканчики появляются пузыри). С первым опытом мы справились.

Опыт 2. С помощью мыльных пузырей можно рисовать? Сейчас мы с вами этому научимся, в нашем опыте «Рисование мыльными пузырями».

Для этого мы сейчас с вами возьмем гуашь, кисточку и сделаем наш мыльный раствор цветным. Выбирайте какой цвет вы добавите. Теперь мы снова берем нашу трубочку и надуваем пузыри в нашем стаканчики, когда пузырей станет так много, что они будут выходить за бортики стаканчика, мы с вами берем чистый листок и накрываем наш стаканчик и смотрим что у нас получилось.

Эффективность данного опыта в развитие познавательной активности является, то что дети знакомятся с чем-то новым, принимают сами решения, размышляют над тем, что должно получится, с чего им нужно начать, развивают свои мысли и речь.

2. Радуга в стакане.

Дети, посмотрите, что вы видит на столах? (Фломастеры, салфетки, стаканчики с водой и ножницы, правильно все это нам понадобиться для нашей радуги. Для начала мы с вами возьмем салфетку и отрежем от неё небольшую полоску, ребята не забывайте про осторожность с ножницами.

Молодцы, теперь нам с вами нужно взять фломастеры и вспомнить нашу фразу-запоминалку. Ребята, кто помнит? (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан). Теперь нам с вами нужно, с каждой стороны салфетки, нанести фломастерами все цвета радуги. Молодцы, ребята! Ну, а теперь нужно тихонько опускать края в стаканчики с водой. Что вы видите? Что происходит? Салфетка начинает мокнуть и цвета с двух сторон, движутся друг к другу, и образуется радуга.

На мой взгляд опыты способствуют развитию познавательной активности у детей, так как во время всего процесса они сами готовят оборудования, ставят для себя цель, думаю над тем как решить проблему, как подойти к решению задачи, как придти к результату, задают интересующие их вопросы, познают и узнают много нового и интересного об окружающем нас мире.

Таким образом, смело можно сказать, что включение экспериментирования и опытов в образовательную деятельность способствует познавательному развитию дошкольников. В наше время образование направлено на развитие у детей познавательной активности и желания учиться, для этого как нельзя лучше подходит опытно-экспериментальная деятельность.

Список литературы:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2018. 464 с.

2. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / М. : Просвещение, 1986. – 224 с.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. — СПб: Детство-Пресс, 2015. - 128 с.

4. Поддъяков Н. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000. - 152 с.

5. Захарова Н. В. Мастер-класс для педагогов в ДОУ «Организация экспериментирования и исследовательской деятельности» / Н. В. Захарова. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - № 11 (48). - С. 96-100.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научная статья «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
Опубликовано: 21 ноября 2024 в 20:21
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Научная статья «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Седова Светлана Владимировна (УИ 2907360) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!
10 февраля 2025 понедельник
Чудеса-кудеса!
Велесов День
Посвящается памяти А. С. Пушкина!
Праздник фасоли и горошинки!
Путешествуем в прошлое утюга!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД