Дементьева Полинв
Процесс развития письменной речи у младшего школьников и способы её исправления
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс развития речи – это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова. Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь - это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы.
Публикация «Процесс развития письменной речи у младшего школьников и способы её исправления» размещена в разделах
Психолог Д. Б. Эльконин полагает, что речь необходимо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает, так же как и другими орудиями. Существует несколько определений термина «речь».
Л. П. Федоренко, считает что «речь – это использование лексических и грамматических знаков языка для общения, познания, саморегуляции».
В речи принято выделять следующие виды: внешнюю и внутреннюю. Различные по своему функциональному назначению формы речи имеют свою особую лексику, грамматику и синтаксис. Письменная речь служит основой грамматики, грамматической теории и культуры речи. Она обеспечивает стабильность языка и сохранность культурных ценностей. Письменная речь – это контекстная речь, поэтому все должно быть, понятно исключительно из ее собственного содержания, должны быть раскрыты и отражены все существующие связи. Л. С. Выготский говорит о том, что «письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма речи, так как в ней приходиться передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации». Речь является основным средством человеческого общения и характеризуется такими качествами, как: конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса.
Принято считать, что особенности развития речи младших школьников предполагают упражнения, направленные на всестороннее развитие как устной, так и письменной речи (о таких упражнениях более подробно рассказывается далее).
Существует несколько приемов по развития речи младших школьников, которыми должны владеть учителя начальной школы :
- помощь в усвоении литературной языковой нормы;
- развитие культуры речи;
- помощь в приобретении навыков чтения и письма;
В общем и целом, развитие речи младших школьников должно быть комплексным и включать в себя согласованную работу в трё х направлениях: лексика, синтаксис и связность речи (в рамках школы связной речью можно считать развёрнутый ответ на задание учителя, законченный, организованный с точки зрения грамматики и логики, разбитый на связанные между собой смысловые части).
Есть несколько упражнений для развития речи, характерных для начальной школы :
1. Для развития техники устной речи и дикции рекомендуется чтение вслух («по ролям») различных текстов. Учащемуся предлагается выражать голосом определённые эмоции, среди которых радость, печаль, удивление, гнев и тому подобные. Отличная идея – инсценировать прочитанный текст.
2. Скороговорки также улучшают дикцию.
3. Для обогащения словарного запаса учеников просят подобрать к заданному слову синонимы и антонимы, отыскать их в тексте.
Также полезно выявление прямых и переносных значений заданных слов, работа с идиоматическими выражениями.
Особую роль для развития интереса детей к предмету играет творческое задание: учитель просит изобразить на листе бумаги всем известные фразеологические обороты, понимая употреблённые в них слова в прямом смысле например, фразу «Дождь льёт как из ведра» можно проиллюстрировать перевёрнутым ведром, из которого, как из грозовой тучи, хлещет дождь. «Фонарь под глазом» — логично ожидать изображение человеческого лица с подрисованным под глазом настоящим фонариком).
Разгадывание загадок позволяет задействовать логическое и образное мышление.
Сочинение детьми собственных сказок, историй. Учитель может предложить опорные слова, которые обязательно должны быть включены в текст или рассказать начало истории, продолжение которой ребята должны придумать сами. Дети также учатся редактировать собственный текст; для их фантазии даётся простор, но также остаются и некоторые рамки, осознание которых поможет впоследствии в написании сочинений на заданную тему.
Игра «Буриме» — данная игра представляет собой составление стихов на заданные рифмы.
Для овладения навыками работы с текстом и его анализ также можно порекомендовать: выделение в тексте опорных слов, работа с деформированным текстом. Например, абзацы или предложения в тексте могут быть перемешаны, и ученикам предлагается восстановить смысловую последовательность фраз.
Творческое изложение. Учитель читает текст один или два раза, ученики делают письменный пересказ, пытаясь заменить собственными выразительными средствами те, что не отложились в памяти, дописывая самостоятельно продолжение предложенного текста.
Первым и основным компонентом процесса письменной речи является звуковой анализ слова, предполагающий умение выделять отдельные звуки из звучащего слова и превращать их в устойчивые фонемы.
Вторым компонентом, входящим в процесс письменной речи, является операция соотнесения каждого выделенного из слова звука с соответствующей ему буквой.
Наконец, третьим звеном является перешифровка зрительного представления буквы в адекватные ей графические начертания, реализуемые, в свою очередь, посредством комплекса последовательных движений.
На ранних этапах овладения письменной речью написание слова распадается для ребенка на ряд задач:
1) выделить звук;
2) обозначить его соответствующей буквой;
3) запомнить ее;
4) изобразить букву графически;
5) проверить правильность.
Для осуществления письменной речи необходимы : обобщенные представления звуков данной языковой системы и одновременно устойчивые связи звуков и букв, обозначающих эти звуки. Необходимо наличие в памяти обобщенных и устойчивых образов-эталонов фонем (применительно к организации устной речи, а также обобщенных и устойчивых «эталонов» графем, обозначающих соответствующие фонемы.
Таким образом, с психологической точки зрения, письменная речь является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности – внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику руки, предметные действия и др.
Основными приемами развития связной письменной речи учащихся в методике считаются изложения и сочинения. Обучение изложению и сочинению - это актуальный вопрос современной методики преподавания русского языка.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических и методологических основ формирования связной речи младших школьников.
2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи.
3. Работа по развитию речи учащихся на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.
Роль письменной речи в обучении велика, так как она позволяет сохранить языковые и фонетические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение. Проблема формирования письменной речи у детей до сих пор является актуальной. Недостаточный уровень сформированности письменной речи негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется различного рода трудностей, испытываемых детьми в процессе обучения.
При формировании компетенций письменной речи могут быть использованы разнообразные методы и приемы развития письменной речи с учетом формируемых умений: беседы и анкеты, опрос; контрольные задания и индивидуальные обучающие ситуации на занятиях, при выполнении самостоятельной работы.
Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.