Максимова Светлана Вячеславовна
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
▼ Скачать
Введение
Сегодня наша страна переживает непростой исторический период. Самая большая опасность для нашего общества - разрушение личности человека. У детей зачастую неправильные представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Материальные ценности стали важнее нравственных. Жестокость и агрессивность в обществе вызывает рост детской преступности. Утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей.
Всем этим негативным тенденциям, призваны противостоять детский сад и школа. На педагогах лежит высокая миссия - формирование личности ребёнка.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ» размещена в разделах
1. Сущность и проблемы патриотического воспитания дошкольников
Дошкольное образовательное учреждение – это начальное звено системы образования, которое обязано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Воспитательно-образовательный процесс в детском саду основан на личностно-ориентированном подходе.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также он благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В старшем дошкольном возрасте происходит активное накопление первого опыта нравственного поведения. Оно становиться все более осознанным и организованным, расширяются представления и углубляются нравственные чувства детей.
2. Опыт патриотического воспитания дошкольников в ДОУ и семье
Россия - многонациональное государство. Наш сад посещают дети с разной национальной культурой, поэтому я в своей педагогической деятельности стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники не утратили духовную связь с родным краем и его культурой.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу и свою практическую деятельность, я обнаружила противоречия между:
- требованиями к нравственному поведению личности со стороны общества и недостаточным проявлением патриотических чувств в социуме;
- большим объёмом исследований проблем воспитания патриотических чувств дошкольников и недостаточным использованием их результатов в практике ДОУ.
Эти противоречия выявили проблему: как воспитать чувство патриотизма у дошкольников.
Проблема патриотического воспитания - одна из сложнейших проблем в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми.
Данный процесс я осуществляю комплексно с помощью определенных средств:
- художественные средства;
- экскурсии в природу (экологическая тропа);
- собственная деятельность детей;
- общение (коммуникативные игры для развития доброжелательного отношения друг другу);
- уход за животными и растениями;
- окружающая обстановка.
Формы и методы моей работы по патриотическому воспитанию дошкольников :
- беседы с рассматриванием фотографий;
- педагогический проект «Моя родина - Россия»;
- экскурсии на известные объекты родного города;
- игры «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»; «Кто это делает?»;
- КВН с участием родителей «Любим родной город», викторины, брен-ринги, круглый стол;
- презентации;
- иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам;
- конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок ветерану;
- обмен традициями семьи;
- туристические походы с семьей;
- кружок «Самоделкин» конструирование военной техники;
- создание мини - музея «Память поколений».
Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников классифицируются на :
- дидактические: «Чья это работа?», «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
- настольно-печатные «Экономим свет, воду и тепло», «Всем поровну», «Собери флаг»;
- подвижные: «Пожарные», «Кто быстрее?», «Кто первый добежит до флажка»;
- музыкальные: «Ярмарка», «Сбор урожая», «Масленица»;
- спортивные: «Зарница», «Россия, вперед!», «Все на лыжи!»;
- сюжетно-ролевые: «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека».
Работа по привитию детям патриотизма в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Проблема патриотического воспитания заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
В настоящее время задачи нравственно-патриотического воспитания ориентированы на семью. В ней ребенок получает первые уроки нравственности, гражданственности, закладываются его жизненные позиции. Приоритетной для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задачу по формированию патриотических качеств личности ребёнка я решаю через приобщение детей к семейным ценностям. Это невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. В нашей группе существует традиция оформления семейного альбома. Родители листают семейный альбом и рассказывают детям о членах семьи, дедушках и бабушках, которые воевали за родную землю, вспоминают разные истории из жизни семьи.
В формировании нравственных чувств ребенка решающее значение имеют условия жизни в семье, взаимоотношения родителей и их отношение к ребенку. Когда между родителями устанавливаются теплые, дружеские отношения, дети чувствуют себя счастливыми. Они становятся более спокойными, ласковыми и открытыми, менее капризными. Поэтому для родителей мы проводим встречи, практические занятия, консультации, где подчеркиваем огромную роль нравственного воспитания. Такое взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
О подвигах и героях страны и нашего города должны знать наши дети. На праздники 23 февраля и 9 мая с помощью детей и родителей оформляется мини – музей боевой славы. Приносятся поделки, изготовленные семьями, военные атрибуты, составляем стенгазету. Постоянно пополняется новыми атрибутами патриотический уголок в нашей группе (поделки военной техники, русские народные костюмы, альбом «Бузулучане – герои ВОВ», «Мой Бузулук» и др.
Очень нравится детям и родителям экскурсии по достопримечательностям нашего города Бузулука. Прикосновение к истории своей семьи, родного города вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Навыки и умения, которыми владеют дошкольники по результатам проделанной работы:
- дети имеют представления о народно-прикладном искусстве и промысловой деятельности своего края, сами с удовольствием творят «живую» культуру (рисуют, конструируют, лепят и др.);
- поют народные песни, водят хороводы, играют в народные игры;
- в речи активно используют произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы и пр., знают и с удовольствием рассказывают и обыгрывают русские народные сказки и сказки других народов;
- с интересом рассказывают о народных календарных праздниках, их особенностях;
- имеют представления о народных костюмах, играх, песнях, традициях и других народов;
- дети знают всех членов семьи, помогают старшим по дому;
- знают, в каком городе живут, где находится их дом;
- знакомы с объектами культурного назначения, осознают, что они россияне, что их страна самая большая и могучая;
- знают, где работают родители, что они делают на производстве, знакомы с профессиями в детском саду;
- умеют бережно относиться к природным ресурсам;
- ориентируются в своем городе, могут рассказать о местонахождении тех или иных объектов соцкультбыта.
- знакомы с ветеранами войны и труда, знают, какие праздники им посвящены.
- рассказывают о корнях своей семьи, ее традициях и своем участии в семейных праздниках;
- знают президента, символику РФ, герб своего города.
Заключение
Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Для воспитания патриотических чувств у ребенка используется большое количество форм и методов воспитания – это игровая деятельность, театральная деятельность, экскурсии, беседы, которые часто связаны со стимуляцией эмоциональной активности. Комплексное использование методов и средств патриотического воспитания поможет педагогу решать задачи воспитания и развития патриотических чувств каждого дошкольника.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы дети были активно вовлечены в процесс формирования патриотических чувств, отзывчивости, образно - мыслящего воображения, изобретательности, находчивости, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувствительную сферу. Совместная деятельность педагогов и родителей поможет как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны. Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Дети умеют слушать и запоминать, а воспоминания о прошлом отца, матери, дедушки и бабушки оставляют в их сознании глубокий след. Все чем славится настоящая семья - нравственные и культурные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство.
При формировании патриотического воспитания необходимо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотическое чувство к родному городу, селу, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей со своей страной.
Сегодня, в век научно-технического прогресса, когда пытаются переписать историю, народная педагогика, культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти будущее России от многих бед.