Жаркова Галина Александровна
Особенности речевого развития дошкольников подготовительной группы
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область
группе.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в России, в дошкольном возрасте.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Публикация «Особенности речевого развития дошкольников подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2021
Речевое развитие (развитие речи; ознакомление с художественной литературой, согласно ФГОС ДО, включает владение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим); обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы); развитие связной, грамматически правильной диагностической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей - диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения); развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия); развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове) ; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (проблемой является то, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей); формирование звуковой аналитической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения).
Особенности речевого развития подготовительной к школе группе.
Грамотная речь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
организация деятельности в «Уголке удивительных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);
создание индивидуального речевого пространства для каждого ребёнка.
При таких особенностях речевого развития в подготовительной к школе группе :
Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей;
Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая среда, созданная в подготовительной к школе группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы.
Развивающая речевая среда (подготовительная к школе группа). Основные задачи:
Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.
Опираясь на опыт детей и, учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
Приучать детей к самостоятельности суждений
Формирование словаря (подготовительная к школе группа).
Основные задачи:
Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи.
Основные задачи:
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи (подготовительная к школе группа).
Основные задачи:
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
Связная речь (подготовительная к школе группа).
Основные задачи:
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте (подготовительная к школе группа).
Основные задачи:
Дать представления о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Ознакомление с художественной литературой (подготовительная к школе группа)
Основные задачи:
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворении, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимимкой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
Методы развития речи (подготовительная к школе группа).
Классификация методов развития речи по используемым средствам
Классификация методов развития речи в зависимости от характера речевой деятельности
Наглядные:
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.)
Репродуктивные – основы на воспроизведения речевого материала, готовых образцов:
метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение худ. литературы, пересказ, заучивание наизусть;
игры – драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры
Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений;
заучивание наизусть;
пересказ;
общая беседа;
рассказывание без опоры на наглядный материал.
Продуктивные – основы на построение собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения:
обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста;
дидактические игры на развитие связной речи;
метод моделирования, творческие задания
Практические:
дидактические игры;
игры-драматизации, инсценировки,
дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи
Общение взрослых и детей.
Культурная языковая среда.
Обучение родной речи в организованной деятельности.
Художественная литература.
Изобразительное искусство, музыка, театр.
Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.
ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по речевому развитию детей подготовительной к школе группы
Совместная образовательная деятельность
педагогов и детей
Самостоятельная
деятельность детей
Образовательная деятельность
в семье
Непрерывная
образовательная
деятельность
Образовательная
деятельность
в режимных
моментах
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
индивидуальные
подгрупповые групповые
индивидуальные
подгрупповые Групповые
индивидуальные
подгрупповые
индивидуальные подгрупповые
Игры с предметами и сюжетными игрушками
Игровая ситуация Коммуникативные
игры с включением
малых фольклорных
форм (потешки,
прибаутки, пестушки, колыбельные)
Дидактические игры
Настольно-печатные
игры
Чтение, слушание,
рассматривание
иллюстраций
Беседа после чтения
Разучивание
стихотворений
Коммуникативные тренинги
Речевые задания и упражнение
Сценарии активизирующего обучения
Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций
Театрализованная
игра, игра-
драматизация, показ
настольного театра,
работа с
фланелеграфом
Режиссерская игра
Имитативные упражнения, пластические этюды
Совместная продуктивная деятельность
Проектная
деятельность
Экскурсии
Работа по
формированию
умений составлять
описательный рассказ
об игрушке
(предмете) с опорой
на речевые схемы
(модели);
пересказывать:
с опорой на вопросы воспитателя;
по серии сюжетных картинок;
по картине;
литературное
произведение (коллективное рассказывание);
Ситуация общения
в процессе режимных
моментов
Речевое
стимулирование
(повторение, объяснение,
обсуждение,
побуждение,
напоминание,
уточнение)
Беседы с опорой на
зрительное
восприятие и без
опоры на него
Пример
использования
образцов
коммуникативных
кодов взрослого,
тренинги (действия
по речевому образцу взрослого)
Освоение формул речевого этикета
Игры со словесным
сопровождением
(хороводные игры,
пальчиковые игры)
Игры-
драматизации
Беседа, в том силе эвристическая
Ситуативный разговор
Мимические, логоритмические, артикуляционные гимнастики
Наблюдения за
объектами живой
природы,
предметным миром
Чтение, слушание, воспроизведение, имитирование
Разучивание стихов, потешек, скороговорок, чистоговорок
Сочинение загадок
Выставка в книжном уголке
Тематические досуги, праздники и развлечения
Литературные праздники
Викторины, КВН
Экскурсия Презентация
результатов
проектной деятельности
Разновозрастное общение
Сюжетно-ролевая
игра
Театрализованная
игра
Игра-драматизация
с использованием
разных видов театров
(настольный, театр
теней, театр на
банках, на ложках и
т. п.)
Игра-
импровизация по
мотивам сказок
Игровое общение,
игры в парах и
совместные игры
Самостоятельная
художественно-
речевая деятельность Словотворчество
Совместная
продуктивная и
игровая деятельность
детей
Подвижнай игра с
речевым
сопровождением или
пением (хороводные
и др.)
Чтение наизусть и
отгадывание загадок
в условиях книжного уголка
Речевые игры
Игры-
Драматизации Беседы, рассказы
Разучивание
стихотворений,
загадок,
скороговорок,
чистоговорок
Пример
использования
образцов
коммуникативных
кодов взрослого
Чтение, слушание,
рассматривание
иллюстраций
Совместные
семейные проекты
Посещение театров, музеев, выставок
Прослушивание
аудиозаписей
Показатели речевого развития для детей от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)
Посредством речи проявляет инициативу в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей, поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.).
Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Пересказывает и разыгрывает с помощью драматизации небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия.
Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
Узнает произведения, называет 2-3 авторов, называет любимые книги, излагает их содержание, в том числе произведения большого объема (в беседе с воспитателем, или с опорой на книгу).
Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, чтение с предпочтением, участвует в обсуждениях, высказывает свою точку зрения.
С интересом рассматривает иллюстрированные издания, называет 2-3 художников-иллюстраторов.
Выразительно читает стихи, пересказывает отрывки из произведений.
Различает жанр произведения.
Перспективное планирование по речевому развитию детей подготовительной к школе группы
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
Месяц
Тема
Программное содержание
Кол-во
часов
Материал
Литература
Сентябрь
Тема недели: «День знаний»
Занятие№1
Тема: «Подготовишки»
Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснять, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.
азвитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 71
Тема недели: «Народная культура и традиции»
Занятие №3
Тема: Небылицы- перевертыши
Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы.
Занятие №4
Тема: Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «я- вам, вы- мне»
Познакомить детей со сказкой «Хлебный колос». Выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.
2
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 34
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 32
Тема недели: «Народная культура и традиции»
Занятие №5
Тема: Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой. Помочь определять сказочные эпизоды в сказке.
Занятие №6
Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов.
2
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 58
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 78
Тема недели: «Народная культура и традиции»
Занятие №7
Тема: Чтение былины «Садко»
Познакомить детей с былиной «Садко»
Занятие №8
Тема: Лексико- грамматические упражнения
Активизировать речь детей.
2
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 71
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 80
Апрель
Тема недели: «Весна»
Занятие №1
Тема: Весенние стихи
Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.
Занятие №2
Тема: «Лохматые и крылатые»
Продолжать учить детей Составлять интересные и логичный рассказы о животных и птицах.
2
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 79
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 70
Тема недели: «Весна»
Занятие №3
Тема: «Весна идет, весне дорогу!»
Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.
Занятие №4
Тема: Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»
Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения
2
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 68
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 81
Тема недели: «День Победы»
Занятие №5
Тема: Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
Приобщить детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.
Занятие №6
Тема: Творческие рассказы детей
Активизировать фантазию и речь детей.
2
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 63
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 55
Тема недели: «День Победы»
Занятие №7
Тема: Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»
Познакомить детей с литературной сказкой «теплый хлеб»
Занятие №8
Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.
2
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 41
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 28
Май
Тема недели: «День Победы»
Занятие №1
Тема: Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В. Бианки «Май»
Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с предметами мая – последнего месяца весны.
Занятие №2
Тема: Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»
Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.
2
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 79Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 62
Тема недели: «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»
Занятие №3
Тема: Пересказ итальянской сказки «Как осел, петь перестал».
Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел, петь перестал». Помогать, детям пересказывать небольшие тексты без существительных пропусков и повторов
Занятие №4
Тема: Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»
Познакомить детей со сказкой.
2
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 24
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 49
Тема недели: «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»
Занятие №5
Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»
Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.
Занятие №6
Повторение пройденного материала.
(проводится по выбору воспитателя)
2
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 62
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г»
Тема недели: «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»
Занятие №7
Тема: Пересказ сказки «Лиса и козел»
Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «В лицах»
Занятие №8
Повторение пройденного материала.
(проводится по выбору воспитателя)
2
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г», стр. 75
Литература: В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ – 2014г»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«Какое слово заблудилось?».
Цель – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.
«Шутка».
Цель – ребенок должен заметить как можно больше небылиц.
«Что слышно?»
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.
«Слушай звуки!»
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.
«Узнай по голосу-1».
Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.
Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.
«Узнай по голосу-2».
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: заранее начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз.
«Будь внимателен!»
Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции.
Оборудование: магнитофонная или грамзапись С. Прокофьева «Марш».
«Четыре стихии».
Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.
«Испорченный телефон».
Цель: развитие слухового внимания.
«Кого назвали, тот и лови!»
Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.
Оборудование: большой мяч.
«Назови лишнее слово»
Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения.
«Кто знает, пусть дальше считает».
Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.
Оборудование: мяч.
«Слушай хлопки».
Цель: развитие произвольного внимания.
Понятийное мышление.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
1. Может ли стол, у которого отвинтили ножки, стоять? Почему?
2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?
3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?
4. Будет кубик катиться? Почему?
5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?