Андреева Юлия
Научная конференция «Богатства земли нашей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Богатства земли нашей.
Цели урока:
1. Сформировать представление учащихся о подземных богатствах.
2. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи. Расширять и закреплять знание детей о свойствах полезных ископаемых.
3. Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, коллекционным материалом.
4. Развивать речь детей, умение общаться, работать в группах.
5. Добиваться грамматических правильных ответов на вопросы.
Публикация «Научная конференция „Богатства земли нашей“» размещена в разделах
6. Ввести в словарь детей новые слова: (лаборатория, чугун, сталь, железная руда).
Оборудование: белые халаты и колпачки на каждого ребенка и воспитателя, магнит, компасы, кусок породы железной руды, мел, уголь, песок, глина, воронка, стаканы, ложечки, кроссворд «Полезные ископаемые», DVD слайды, видеоматериал доменной печи и расплавки руды.
Ход занятия.
Дети, одетые в белые халаты и колпачки заходят в группу. Ребята мы с вами пришли в лабораторию.
- Что называют лабораторией и что там делают?
Это помещение, где делают опыты.
Мы с вами сегодня будем лаборантами, как самые настоящие лаборанты будем проводить опыты, наблюдать, делать выводы.
А для того, чтобы быть настоящими лаборантами, нужно выполнять четыре правила.
Запомните их:
• Внимательно слушать старшего лаборанта
• Точно выполнять указания
• Аккуратно работать с оборудованием
• В конце опытов делать выводы.
• Повторите эти правила (спрашивает 3 человек)
Молодцы! Правильно вы знает, а теперь давайте вы будете лаборантами, а я,если разрешите, старшим лаборантом.
- Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства. Как они называются?
- Что такое полезные ископаемые?
- В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?
Ребята, посмотрите вокруг себя, что вы видите на своих столах: мел, уголь, песок, глину, породу железной руды, а одним словом полезные ископаемые.
Найдите мне песок? Глину?
I. А теперь давайте сравним эти полезные ископаемые:
- по цвету песок какой? Глина какая?
Назовите свойства песка, глины?
Песок - сыпется, не лепится, глина не сыпется, лепится.
Мокрый песок - лепится, но не сохраняет форму, глина сохраняет.
Опыт. Берём мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.
Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина нет. Песок в воде не растворяется, а глина частично.
Проверим.
Опыт. Берем 2 стакана в одном песок в другом глина. Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем.
Делаем вывод: песок оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно.
Песок пропускает воду, глина нет.
Опыт: берем две воронки в одной песок, в другой глина ставим, в стакан наливаем воду и наблюдаем.
Делаем вывод: Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает.
Где используют эти полезные ископаемые?
Ответы: Их используют в строительстве. Песок для изготовления стекла - белый.
Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.
- наша земля очень богата песком и глиной
- А чем еще богата наша земля?
Ответы: мелом и углем.
II. Сравнение мела и угля
Мел - белый, может писать, не сыпется.
Уголь - черный, горит, не сыпется.
Мел используют в строительстве.
Уголь в народном хозяйстве как топливо.
Физминутка
III Ребята, какие еще полезные ископаемые бывают?
Ответы: железная руда.
-А как узнавали, где есть руда?
Люди издавна заметили, что в этих местах происходит сильное магнитное притяжение и во время дождя сильно бьет молния. Стали проводить эксперименты и выяснили, что в земле большие залежи железной руды.
В больших доменных печах по переработке руда плавится.
- А из руды выплавляют - чугун, сталь.
- А одним словом - металл.
- Давайте к слову металл подберем родственные слова, металл - металлический - металлурги - металлом - металлургический.
- Назовите свойства металла?
Металл - твердый, не ломается, тонет, плавится.
Опыт: Берем металлическую пластину и бросаем в воду. Металл- тонет.
Сравниваем с деревом.
Дерево - мягкое, плавает, ломается, горит.
Что изготавливают из металла? Из металла делают очень многое от обыкновенных кухонных ножей до космических кораблей. А из дерева?
- А сейчас у вас на столах лежит карточка, на них изображены различные предметы.
Отберите мне предметы из металла. Какие вы отобрали предметы – металлические, а какие деревянные?
- Правильно, ребята, вы отобрали карточки, на которых изображены металлические предметы.
IV. Ребята, но наша земля богата не только полезными ископаемыми.
А теперь, ребята, давайте отгадаем кроссворд «Богатства земли нашей», заполнив его, вы узнаете, как ласково называют недра земли
1. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
2.. Очень прочна и упруга,
Нет гончарам надежней друга.
Дома, кирпичи, черепица
Горшки и вазы для цветов и водицы. (Глина)
3. Росли в лесу деревья,
Стали топливом и материалом для строения. (Деревья)
4. Не зря руда варилась 5. Он черный, блестящий
В доменной печи Помощник настоящий.
На славу получились Он несет в дома тепло,
Ножницы, ключи. (Металл) От него всегда светло (Уголь)
6 Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
6.
М 7.
1. П Е С О К 5.
Л 2. Г Л И Н А У
А Г
3. Д Е Р Е В О
О Л
В Ь
4. М Е Т А Л Л
Я
Работа у доски с картой Казахстана
Ребята, а для закрепления, мы сейчас поработаем с картой нашей республики и разместим на нрей места добычи полезных ископаемых
V. Итог урока.
- Сегодня вы хорошо потрудились и наградой для каждого из вас стали новые знания, которые вы приобрели самостоятельно.