Елена Холод
Роль настольно-печатных игр в развитии дошкольников
▼ Скачать
Основы теории игровой деятельности разрабатывались такими видными психологами, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин [3,7]. Вопросам обоснования психологического механизма дидактической игры, особенностям влияния игры на умственное развитие детей уделено особое внимание в исследованиях А. К. Бондаренко и др. [2]. Одним из видов дидактических игр, в котором создаются благоприятные условия для развития внимания детей дошкольного возраста являются настольно-печатные игры.
Публикация «Роль настольно-печатных игр в развитии дошкольников» размещена в разделах
Настольно-печатные игры – это особая категория игр, которые в отличие от остальных требуют от участников не только внимания, логического мышления, быстроты реакции и наблюдательности, но и определенных умений пользования карандашом или ручкой. Игра заставляет ребенка сначала подумать и только потом рисовать определенные предметы на листе бумаги, так как стереть рисунок потом будет затруднительно.
Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить. Это связано с тем, что в них ребенок естественным образом концентрирует внимание на материале игры, рассматривая картинки; развивается переключаемость внимания при смене игрового материала; формируется распределяемость внимания, когда ребенок удерживает одновременно в поле внимания несколько объектов. Д. В. Менджерицкая определяет дидактические игры как разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. В ней заключены возможности для развития внимания дошкольников, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий, что положительно влияет на развитие концентрации, объема, переключаемости внимания старших дошкольников [6]. Основу настольно-печатных игр составляет печатный материал, представленный в виде парных картинок, лото, домино. Ключевым принципом в настольно-печатные играх, является принцип наглядности, когда детям предлагается не сам предмет, а его изображение. В младшем дошкольном возрасте использование настольно-печатных игр является достаточно эффективным, поскольку не у всех детей достаточно хорошо развита речь для того, чтобы объяснять что-то либо, отвечать на вопросы. В тоже время, на невербальном уровне, ребенок может вполне справляться со многими задачами. Кроме того, в младшем дошкольном возрасте использование настольно-печатные игр тесным образом связано с развитием мышления детей, которое характеризуется высокой степенью конкретности. В соответствии с этим, детям необходимо оперировать конкретными, а не абстрактными образами.
Настольно-печатные игры — это разновидность дидактических игр, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе. Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний. Они способствуют развитию сообразительности, внимания к своим действиям, к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода, на развитие мыслительных операций. Как отмечают А. К. Бондаренко, Д. В. Менджерицкая, настольно-печатные игры разнообразны по своим видам. К ним относятся: разнообразные игры-пособия, картинки (парные картинки, разрезные картинки, пазлы, предметное лото, домино, тематические игры (где что растет, когда это бывает, кому это нужно) и т. д. Игры, требующие двигательной активности и сноровки (летающие колпачки, попади в цель, гусек, игры типа мозаики [2,6]. Основным отличие настольно-печатных игр от других видов игр является то, что они проводятся за столом. В этих играх присутствуют несколько участников, определенные игровые правила и игровые действия. Настольно-печатные игры могут быть эффективно использованы для развития внимания, поскольку они помогают детям концентрироваться, обеспечивают переключение и распределение внимания, развивают объем внимания.
Основными принципами развития объема внимания в настольно-печатных играх, могут выступать: принцип постепенного увеличения количества одновременно воспринимаемых объектов, организация настольно-печатных игр в парах и микрогруппах, использование с соревновательных элементов. Устойчивость внимания предполагает общую направленность внимания на ту деятельность, которую ребенок, выполняет, то есть умение удерживать внимание на протяжении всей игры. Для того, чтобы развивать устойчивость внимания, можно предлагать детям настольно-печатные игры, разные по продолжительности игровых действий. Например, в игре может ребенку предлагаться одно или два задания, также три задания. В игре, такой, как домино и лото, также может быть несколько серий игр [10].
Ключевым условием перехода на другой уровень продолжительности игры, является оценка педагогом того, как ребенок уже справляется с данной игрой, может ли он удерживать внимание на протяжении всей игры. Если ребенок справляется с этим, то можно осуществлять постепенное увеличение продолжительности игры. При этом необходимо помнить, что монотонность игры, редкая смена действий или картинок может приводить к снижению интереса, отвлечению внимания и повышенной утомляемости.
К числу основных принципов развития устойчивости внимания в настольно-печатных играх у старших дошкольников, могут выступать: принцип постепенного наращивания времени продолжительности игры, повышение сложности игрового действия, когда ребенку, например, необходимо выполнять анализ или сравнение, что требует удержания внимания на объекте. А также предупреждение монотонности игры. В младшем дошкольном возрасте естественным условием для удержания внимания ребенка является наличие картинок, которые являются достаточно яркими, красочными, понятными и привлекают внимание ребенка. В момент, когда дети рассматривают картинки, они непроизвольно удерживают свое внимание на содержании этой картинки.
Распределяемость внимания отражает способность ребенка распределять свое внимание между разными объектами. Например, в игре «Домино», ребенку необходимо одновременно следить за игровыми действиями участников и за имеющимися у него картинками, для того, чтобы соотносить их с картинкой, изображенной результате последнего хода другого участника [10]. В развитии распределяемости важное значение имеет также тренировка, в которой необходимо постепенно наращивать сложность настольно-печатных игр по содержанию. Вначале целесообразно предлагать игры более простого содержания, где ребенку необходимо выполнять простые действия и следить за ними. Постепенно, усложняя само содержание игр, а также увеличивая количество участников в игре, можно способствовать развитию распределяемости [10]. Основными принципами развития распределяемости внимания в подвижной игре, могут выступать: принцип постепенного усложнения игры, принцип увеличения количества участников игры. Переключаемость представляет собой способность сохранять внимание при смене деятельности или при смене игрового материала, чтобы внимание при этом сохраняло свою продуктивность. Для развития переключаемости внимания в настольно-печатных играх, важно, чтобы в игре осуществлялась смена игрового материала, то есть карточек, смена ходов, перемена участников, когда игра, например, осуществляется в несколько серий для того, чтобы в нее поиграло как можно больше детей. Принципы развития переключаемости внимания в настольно-печатных играх близки к принципам развития других свойств. В данном случае мы считаем, что наибольшее значение имеет постепенное увеличение сложности игровых действий, подбор игр, в которых предусмотрено изменение игровых карточек, смена участников для того, чтобы ребенка непроизвольно стимулировать к переключению внимания.