Приложение МААМ

Наставничество как способ методической поддержки молодых педагогов

Кристина Воробкалова
Наставничество как способ методической поддержки молодых педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Наставничество как способ методической поддержки молодых педагогов

Слайд№2 Министерство просвещения ставит задачу – возродить институт наставничества, чтобы у каждого молодого педагога был свой наставник. Но не во всех детских садах есть молодые педагоги или их мало. Кроме того, чтобы соответствовать современным требованиям, методическая поддержка нужна педагогам с разным профессиональным уровнем. Хотелось бы, чтобы весь педагогический коллектив следовал простым принципам: диалог наставника с наставляемым, конкретные действия вместо устных поучений, комфортный режим работы и здоровая психологическая среда в паре, группе и педколлективе в целом. Слайд №3 Чтобы выбрать наставников, надо придерживаться критериев:

Публикация «Наставничество как способ методической поддержки молодых педагогов» размещена в разделах

- Умение легко и доступно передавать свои знания, методики и опыт их применения на практике новичкам.

- Личное желание заниматься наставничеством.

- Признание и авторитет у руководителя и педколлектива, способность оказывать влияние на всех участников процесса обучения.

- Наличие таких личностных качеств, как ответственность и организованность.

- Высокий профессионализм, наличие опыта и педагогических знаний, которые значительно выше должностных компетенций подшефного педагога. Работая с молодыми педагогами, мы развиваем в детском саду «Школу наставничества».

Что подразумевает в себе понятие «наставничество»? Это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, профессиональной компетентности и личностных ценностей через неформальное взаимо обогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Слайд №4 Где Наставник - это педагог с опытом педагогической работы, ответственный за профессиональную и должностную адаптацию молодого педагога.

Наставник – это, прежде всего человек, обладающий Определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией - воспитателя, должен поднимать дух и поощрять молодого педагога, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе.

Наставник должен обладать

- Высокими профессиональными и нравственными качествами

- Богатым опытом организации работы с родителями (законными представителями) воспитанников

- Знаниями в области методик и воспитания и развития детей дошкольного возраста по реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Слайд №5 А Наставляемый – это молодой педагог, не имеющий опыта педагогической деятельности, который через взаимодействие с наставником, и при его поддержке и помощи приобретает новый опыт. Слайд№6 Цель наставничества в ДОУ – создание условий для Профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. Слайд №7 Задачи наставничества :

обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;

оказать помощь в проектировании и организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;

оказать методическую помощь начинающему педагогу во внедрении современных идей в образовательный процесс;

способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога;

сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании.

Ожидаемый результат от наставничества :

легкая адаптация молодого педагога в дошкольной среде;

повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах развития,

воспитания и обучения детей дошкольного возраста, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ;

создание индивидуального стиля в работе;

развитие творческих способностей в самостоятельной педагогической деятельности;

формирование профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми;

потребность в непрерывном самообразовании;

овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой

Основные обязанности наставника :

помогать молодым педагогам осваивать теоретические основы организации образовательной деятельности с детьми по разным областям;

консультировать молодых педагогов по организации режимных моментов с детьми разного возраста в течение пребывания ребёнка в детском саду;

осуществлять помощь в составлении и реализации плана конспекта открытого просмотра образовательной деятельности с детьми;

осуществлять контроль организации режимных моментов и организации образовательной деятельности с детьми;

повышать профессиональную компетенцию молодого педагога личным примером педагога– наставника;

составлять отчёт о проделанной работе.

Цель практики наставничества - научить секретам педагогического мастерства молодых воспитателей, привить любовь к своей профессии, желание учиться новому, стремиться к профессиональному росту, стать активным членом трудового коллектива.

Слайд №8 В практике разделяют этапы наставничества : - 1 этап - диагностико- адаптационный - 2 этап – реализационный - 3-й этап – контрольно-оценочный

Слайд №9 - 1 этап - диагностико- адаптационный. На этом этапе наставник знакомится с молодым педагогом и знакомит его с ООП и годовым планом детского сада. Также он выявляет трудности педагога, его личностные качества, ожидания, помогает выбрать тему самообразования. Соответствующие мероприятия наставник должен заранее включить в план. Проводится в форме анкетирования, тестирования, наблюдения за наставляемыми. Знакомство с достижениями молодого педагога, оценка портфолио (при наличии, резюме, материалов личного дела- образование, курсы и пр. Выявление уровня профессиональной компетентности, запросов, затруднений молодого специалиста (обсуждение результатов входного анкетирования). Мотивация подопечного через представление достижений коллектива, знакомство с традициями и опытом коллектива Совместное изучение регламентирующих наставничество документов (приказа о закреплении наставника, положения о наставничестве, понимание сущности и задач совместной деятельности). Совместное целеполагание: выработка целей и задач работы на год. Планирование: Составление плана индивидуального развития и путей совместных действий

Слайд № 10 2 этап – реализационный.

На втором этапе наставничества важно помочь педагогу сформировать свой арсенал методов и приемов работы и научить их правильно использовать, обучить педагогическим технологиям. Сделать это помогут открытые показы, семинары-практикумы, мастер-классы. Также важно включить в план мероприятия, в рамках которых молодой педагог сможет показать свои навыки и умения. Оценка действий подопечного и своевременная коррекция его поведения, помощь в подготовке докладов, выступлений, методических разработок, участия в конкурсах профессионального мастерства. Текущая совместная работа: подготовка, проведение и посещение НОД, их анализ. Совместное участие в деятельности педагогических сообществ, методической работе. Координационная деятельность в процессе реализации плана индивидуального развития. Слайд №11 Но можно разделить этот этап развитие наставничества и следующим образом :

1 этап –Я расскажу, а ты послушай

2 этап- я покажу, ты повторяй

3 этап- мы вместе сделаем, так лучше

4 этап- затем один ты сотвори, а я тебе лишь подскажу: советом, делом помогу

5 этап- сделай сам и расскажи, коллегам опыт покажи.

Слайд №12 3-й этап – контрольно-оценочный Итоговая диагностика: контрольные посещения НОД Итоговое анкетирование Совместный анализ результативности индивидуального плана развития молодого специалиста путем сопоставления поставленных целей и достигнутых результатов. Третий этап наставничества – контроль работы молодого педагога. Наставник должен отслеживать, как педагог выполняет его рекомендации и исправляет недочеты в работе. Поэтому в плане важно предусмотреть разные формы контроля. Это может быть посещение занятия в группе молодого педагога, анализ документации.

Слайд №13 Формы работы с молодыми специалистами

1 Педагогический совет

a. Круглый стол

2 Открытые просмотры

3 Самообразование

Семинар-практикум с элементами тренинга «Образ педагога».

Задачи: создавать благоприятные условия для работы; актуализировать в сознании коллег свой образ педагога; выявлять особенности представлений педагогов о своей профессиональной деятельности; учиться прогнозировать результаты своих действий; продолжать осваивать способы самораскрытия.

a. Дискуссия Индивидуальные консультации

Мастер-класс

Во втором полугодии запланируйте промежуточный мониторинг работы педагогов-наставников с молодыми специалистами. Профессиональная адаптация всегда связана с эмоциональным напряжением. Поэтому не дожидайтесь, когда к концу учебного года у начинающего педагога случится срыв и возникнет желание сменить профессию из-за неудач. Итоги мониторинга подскажут, какие изменения внести в план наставничества уже сейчас.

С сентября педагоги-наставники организуют индивидуальную работу с молодыми специалистами по утвержденному плану. Задача старшего воспитателя – контролировать их работу в течение учебного года и при необходимости корректировать. Чтобы проверить, как наставники выполняют план и насколько начинающие педагоги адаптировались и готовы к профессиональной деятельности, проведите мониторинг в середине учебного года.

Запланируйте контрольные мероприятия с педагогами-наставниками

Количество дней на контроль выделите в зависимости от того, сколько у вас педагогов-наставников в этом учебном году. Контрольные мероприятия планируйте так, чтобы проверить работу наставников по всем направлениям. В первую очередь понаблюдайте, как складываются их отношения с подопечными. Для этого проведите индивидуальные беседы, посетите группы во время занятий и посмотрите, как наставники общаются с молодыми специалистами. Позитивный психологический климат в их отношениях играет важную роль. Наставник не должен критиковать и осуждать начинающего педагога за ошибки. Задача опытного педагога – сочетать в себе функции классического наставника, которому доверяют не только профессиональные проблемы.

Во время адаптационного периода наставник должен постоянно оказывать методическую поддержку начинающему педагогу. Эта поддержка предусматривает конкретные мероприятия, которые наставник проводит по плану. Например, он делится опытом в рамках открытых мероприятий, учит своего подопечного анализировать эти мероприятия. Также он помогает планировать образовательную деятельность, подбирать дидактический и наглядный материалы, различные формы и методы работы с детьми и посещает занятия молодого специалиста.

Чтобы проверить, насколько наставник следует плану, посетите запланированные мероприятия, а также проверьте наличие записей по итогам этих мероприятий у наставников и молодых специалистов. Последним объясните в непринужденной беседе, что цель контроля – помочь им лучше разобраться в вопросах организации образовательной деятельности.

Изучите трудности начинающих педагогов

Контроль работы наставников предусматривает также оценку уровня готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности. Чтобы определить, умеет ли уже педагог организовывать педагогический процесс и образовательное пространство в своей группе, взаимодействовать с детьми, родителями, коллегами и заниматься самообразованием, используйте карту оценки. Она поможет выявить, какие важные умения у начинающего педагога уже сформировались, а над какими еще нужно работать.

С наставляемыми можно использовать следующие методы и приемы :

- вечер вопросов и ответов

- тренинги – пример: упражнение «Чемодан» Каждому молодому педагогу дается воображаемый чемодан и предлагается «собрать» его в «дорогу» – профессиональный путь. «Вещи» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.

-деловые игры

- мозговой штурм-решение проблемных ситуаций, часто с применением КТ

Слайд №14 Творческих успехов в работе!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации «Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации» «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека).

Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности»Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности» Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что.

Консультация для молодых педагогов «Формирование взаимодействия детей в игре» Игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Подвижные игры развивают у детей.

Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно»Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно» Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с молодыми, начинающими работать, педагогами своим опытом математической деятельности. Когда.

Консультация для молодых педагогов ДОУ «Зарядка после дневного сна»Консультация для молодых педагогов ДОУ «Зарядка после дневного сна» Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию и при правильных инструкциях и выполняемых.

Мастер-класс для молодых педагогов ДОО «Нетрадиционные техники лепки»Мастер-класс для молодых педагогов ДОО «Нетрадиционные техники лепки» .

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Фотоотчёт о подготовке и участии в педагогической игре Мост для молодых педагоговФотоотчёт о подготовке и участии в педагогической игре Мост для молодых педагогов Сегодня, мне хочется рассказать о том, как мы готовили визитку к педагогической игре МОСТ, которую организовал районный методический центр.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наставничество как способ методической поддержки молодых педагогов
Опубликовано: 30 сентября 2023 в 14:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наставничество как способ методической поддержки молодых педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Воробкалова (УИ 838734) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД