Ольга Филатова
Наставничество как одна из форм сопровождения молодых специалистов, работающих с детьми с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Наставничество как одна из форм сопровождения молодых специалистов, работающих с детьми с нарушением интеллекта.
"Со мной работали десятки молодых педагогов
Я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
А. С. Макаренко
Публикация «Наставничество как одна из форм сопровождения молодых специалистов, работающих с детьми с нарушением интеллекта» размещена в разделах
Каждый из нас побывал в статусе молодого специалиста и, наверное, с теплотой вспоминает время, когда впервые переступил порог детского дома – интерната, испытывая желание работать, созидать, творить, стать настоящим профессионалом. Но каждый из нас имел свой уровень подготовки к работе, у каждого было свое понимание нравственных ценностей, свои жизненные цели, а самое главное – каждого из нас по-разному встретили в новом коллективе. И от того, какую мы получили поддержку от своих коллег, от администрации в первые годы работы, зависела наша дальнейшая профессиональная деятельность.
В этот момент молодому специалисту необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Поддержка молодых специалистов или вновь прибывших учителей (из массовых школ, из других регионов, – одна из ключевых задач нашего интерната. Дети с нарушением интеллекта требуют особого подхода в работе.
Вследствие выраженных нарушений интеллекта, особенностей психомоторного и эмоциональноволевого развития у обучающихся возникают потребности в индивидуализации содержания образования. В связи с этим, обучение и воспитание происходит на основе специальной индивидуальной программы развития. Специфика данной программы -это умение подобрать методы и приёмы обучения, который соответствует особенностям психофизического развития ребенка. Для этого молодой педагог должен владеть необходимым арсеналом методических знаний и умений. Для повышение научной, теоретической, психолого-педагогической, методической подготовки молодого специалиста в нашем детском доме организованы педагогические советы, методические объединения, включающие в себя посещение открытых уроков,слушание докладов, посещение различных мероприятий, мастер – классов, проводятся различные консультации, беседы, разрабатываются памятки и буклеты.
Наибольшие трудности у молодого специалиста возникают так же и при работе с документацией, поэтому задача наставника познакомить его с видами и формами документации, с правилами заполнения. Такая работа позволяет в дальнейшем не совершать ошибок при оформлении и заполнении документов
Овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей педагога, знакомство с нормативной правовой базой образовательного процесса, становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Вместе с тем, начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на обучение, воспитание, развитие воспитанников, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы учреждения, педагогического коллектива.
Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.