Приложение МААМ

Наследие предков. Воспитание сказкой по-славянски

Анастасия Воронина
Наследие предков. Воспитание сказкой по-славянски
▼ Скачать + Заказать документы

Наследие предков. Воспитание сказкой по-славянски

С давних времен людям дано право выбирать между добром и злом, правдой и ложью, любовью и ненавистью. Что же такое «хорошо» и что такое «плохо», где проходит граница между этими понятиями? Эти вопросы интересуют каждого человека с самого раннего детства. При этом в природе нет добра и зла. Лесной пожар, уничтожая все на своем пути, дает шанс новому. Волчица, убивая зайца, кормит свое потомство. Цунами просто цунами, а вовсе не зло. Добро и зло появляются там, где есть взаимоотношения людей.

Публикация «Наследие предков, Воспитание сказкой по-славянски» размещена в разделах

Каждый человек видит мир сквозь призму собственного мировоззрения, воспитания, культурных традиций. Поэтому такое важное место в жизни общества занимает воспитание подрастающего поколения.

Как нельзя основать дом на песке, так невозможно и построить здоровое общество, не зная своих корней. Однако древняя религия наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях.

В изучении Культурных Традиций Славян можно найти ключ к глубинным смысловым слоям сказок, былин, древних обрядовых песен.

Множество образов, которые рождались как из бед и лишений, так и из героических подвигов, навечно остались в умах русского народа. Чтобы никогда не забывать того, что было, чтобы мудрость эта прошла сквозь века, складывались мифы, былины, легенды, рассказы, которые затем бесконечное число раз пересказывались. Люди воспевали свою историю и культуру, вкладывали в это свою душу [11,92].

Ещё не так давно, двадцать-тридцать лет назад одним из любимейших детских занятий было слушать сказки. Многие из нас помнят эти сказки, помнят голос мамы или папы, голос бабушки или дедушки, что рассказывали нам перед сном о Трёх Богатырях, вечных защитниках Руси, о Царевне Василисе Прекрасной, об Иване Царевиче, и о множестве других сказочных героев. Они воспитывали в нас умение отделять хорошее от дурного, проявлять смелость и уважение, они воспитывали в нас любовь к родной земле. Потому ценность этих легенд, басен, былин и сказок невероятна для простого русского человека.

Что же есть ныне у современных детей? Человек-Паук и Бэтмен? Вилли Вонко и Дракула? Это уж точно не наши персонажи, и написаны они были не нами и не для нас. Но они входят в каждый дом, постепенно вытесняя из жизни наших детей так горячо любимых нами героев. Что хорошего может узнать из американского комикса русский ребёнок? Мы сами смеёмся над воспитанием американцев, их трусостью и глупостью, но подсовываем собственным детям эту ерунду. Как, в таком случае, можно рассчитывать, что из них вырастет здоровой и крепкий духом человек?

Необходимо, как можно скорее отказаться от этих плодов западной пропаганды, что оказывает негативное влияние на детские умы. И может быть тогда дети перестанут играть в черепашек-ниндзя и прочую чушь, они вновь будут помнить славных героев, как Добрыня Никитич [12, 74].

Читая подрастающему поколению сказки русского народа, можно познакомить ребёнка с культурой русских земель, ведь в ней заключён колоссальный смысл, мудрость, глубина и сила.

Нужно избегать навязчивые попытки привить нашему будущему чужой системы ценностей и приоритетов, ведь это позволит им превратить нас, знаменитых своей загадочной душой, в обычную серую и безликую массу, в обывателей и потребителей.

Цель: Познакомить воспитанников со сказками предков русского народа, их верованиями и нравственными представлениями, воспитывая главные ценности, берущих своё начало от представлений предков о нормах и образе жизни.

Планируемый результат:

Сказка способна развить творческий потенциал ребенка, его внутренний мир, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

При систематическом чтении сказок взрослыми, у воспитанников сформируются основы поведения и общения, моральные ценности, они более способны к упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.

Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизм решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Сказки славянского народа прививают ребенку уважение к себе самому, к окружающему миру, к родителям, к близким, к животному и растительному миру, но в первую очередь – к Богам и Предкам. И юные слушатели способны крепче любить свою землю, быть смелыми, с большим уважением относится к старшим, освоив знания о законах жизни.

Корней Чуковский писал - цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою» [15, 98].

Русская волшебная сказка дошла до нас в виде книги «за семью печатями». Её загадочный смысл был прояснен трудами академика Б. А. Рыбакова. Сказка хранит в себе мудрость народа и знания древних Жрецов – её создателей. Каждая сказка имеет сразу несколько глубинных смыслов. Первый, хорошо нам известный смысл - нравственный. Добро сильнее зла. Для древних наших Предков это было главным законом жизни [9, 44].

А. Н. Афанасьев в своём труде «Поэтические воззрения Славян на природу» открывает для нас близость и родство целого ряда сказочных образов с образами загадок. В предисловии к своей книге автор писал: «О доисторическом преданий и поверий у этих народов» [1, 3].

Исследования профессора Б. Ф. Поршнева показали, что первое человечество стояло не перед единственно возможным путём развития, а перед выбором. Нужно помнить, что мировосприятие людей в древности было в корне иным, нежели мировосприятие современных людей [8, 362].

Славяне – наши предки, жившие еще в дохристианский период, создавшие богатейшую и мудрейшую культуру и традиции, обладающие тайными знаниями, большинство из которых сегодня уже утеряны. Но наследие, которое они нам оставили, может научить многому и помочь многое понять. Основополагающими понятиями у древних славян были семья, род, община, народ. И природа. Наши Предки учили своих детей, что каждый элемент мироздания – это органичная его часть, закономерная и необходимая [14,71].

У восточных славян педагогические воззрения тесно увязывались с народными обычаями, традициями, фольклором. Здравый опыт воспитания сосредотачивался в пословицах, поговорках, поучениях, наставлениях. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои мифов, сказок и преданий.

Зимними ненастными вечерами, когда на улице трещал жгучий мороз, детей усаживали в кружок и начиналось волшебство. Тихо-тихо лился из уст бабушкиных скрипящий, глуховатый голос - рассказывал самую правдивую и добрую на свете сказку, рассказывал долго. И так собирались каждый вечер, пока морозы не утихали. Да что там морозы - забывали, что и тепло на улице наступало! Глазки детские блестят, отовсюду то вздохи, то всхлипывания слышны - ну как тут дальше не рассказывать сказку? Вот они - сказочные образы, таинственные, манящие!

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни человечества. Основой мифов, сказок является единство человека и природы. В то время для человека природа была живой, и процесс «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения» [10, 22].

Народные сказки несут чрезвычайно важные для воспитания личности идеи - цели:

1. Окружающий нас мир - живой, в любой момент может заговорить с нами, то есть формирование у ребёнка бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает его.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свободное существование - формирования у ребенка чувства принятия другого.

3. Разделение Добра и Зла, победа Добра - поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, с определенным трудом, а то, что далось даром, может быстро уйти - формирование механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, когда мы не можем справиться с ситуацией сами - формирование чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

Сюжеты сказок многообразны. Так сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора. Волшебные сказки служат передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Страшные сказки освобождают от напряжения, способствуют приобретению новых форм реагирования («детская самотерапия»).

В современном мире малыш часто испытывает тревогу, волнения, переживания. Добрая детская сказка легко снимает детский стресс, потому что в сказочном мире все заканчивается хорошо. Сказка успокоит ребенка и наполнит гармонией в его внутренний мир [3, 45].

Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды».

В поисках полезных для детей сказок обращаясь к научным источникам, солидным филологическим и этнографическим трудам, выяснилось, что часто они трудны для восприятия взрослых, не говоря уже о детях. Другие же сказки написаны нарочито сухим языком, или же, наоборот, излишне витиеватым, так что читать их часто неинтересно [6, 91].

Результаты собственных исследований.

С малых лет ребёнок как губка впитывает информацию окружающего мира. И эта информация изменяет его, ребёнок растёт, развивается его личность. Поэтому очень важно какая информация поступает ему. Давайте рассмотрим информацию, содержащуюся в сказках, на примере славянских сказов и сказок как мудрого воспитателя и советчика жизни.

Например, сказка о репке. Исконный вариант сказки включал последовательность, где вслед за бабкой шел отец, за ним мать, а потом уже дочка (внучка). Древняя славянская сказка о репке - это наглядное олицетворение преемственности поколений, форма информационной передачи о взаимодействии родичей, родовых пластов [2, 4].

К празднику «День семьи, любви и верности» мы готовили театрализацию сказки «Репка». Но вся подготовка проходила с шероховатостями, пока мы не взглянули на образы героев глазами предков :

1. Дед – мудрость (самый старший, он посадил и вырастил репку, то есть достояние Рода, и посадил не для себя, а для своего Рода).

2. Бабка – традиции, хозяйственность.

3. Отец – защита и опора.

4. Мать – любовь и забота.

5. Дочка (Внучка) – потомство.

6. Жучка – достаток в Роду (собаку заводили, чтобы охраняла достаток).

7. Кошка – благостная обстановка.

8. Мышка – благосостояние (т. е. в доме есть пища и пр., иначе как сейчас говорят: «в холодильнике мышь повесилась»).

9. Репка – сокровенная мудрость Рода, достояние Рода. Репка как бы объединяет земное, подземное и надземное — три формы жизни, три структуры. То есть земля дала свою силу, через вершки репка получает солнечную энергию, и подходит дед, начинает тянуть репку (достояние Рода, которое он посадил). Но он ведь не для себя посадил, а для своего Рода, поэтому начинает звать остальных. Репка в земле – намёк на связь с Предками, где хранится достояние Рода. Мудрость, как правило, в голове, отсюда выражение «дать по репе», чтобы мозги сработали, мудрость вспомнил и не делал зла другим.

Так, на примере такой простой сказки, можно объяснить детям иерархию мест в роду, распределение обязанностей, жизненных задач и функций. Вот какая глубина открылась в такой, казалось бы простой сказке.

Однажды нам очень пригодилась истинное назначение славянской сказки о Колобке. Дело в том, что благодаря этой сказке можно достаточно легко рассказать ребенку о базовых астрологических принципах, о фазах луны и основных небесных созвездиях. Считается, что наши предки делили зримую небесную ленту на шестнадцать частей. В соответствии с этим фактом есть версия, которая говорит о том, что славянская народная сказка о Колобке изначально была несколько длиннее, и Колобок в своем путешествии встречал шестнадцать зверей. Это лиса (Чертог (созвездие) Лисы, волк (Чертог Волка, аист (Чертог Бусла) и так далее. Также в оригинальной версии каждый из зверей откусывал часть Колобка, что, как нетрудно догадаться, образно описывало тень лунного диска. Однако затем по просьбе Тарха богиня Джива (или Лада) «долепливала» Колобка до изначального состояния, что в свою очередь описывало нарастающую луну.

Как то в нашей группе возник спор между детьми играющими в настольную игру. Один из ребят уверял остальных, что сможет сразу перейти на сложный уровень игры. Разобраться в этой ситуации помог глубинный смысл всем известной сказки о курочке Рябе. Ребята узнали о том, что наши предки всегда жизнь сравнивали с яйцом, и мудрость тоже, поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит».

Золотое яйцо - это сокровенная родовая Мудрость, которую сколько не бей, наскоком не возьмешь. А нечаянно прикоснувшись, эту целостную систему можно разрушить, разбить на мелкие осколки, и тогда уже не будет целостности. Золотое яичко - это информация, мудрость, которая касалась Души, изучать её надо понемногу, нахрапом не возьмешь. И поскольку дед с бабой ещё не дошли до понимания глубинной Мудрости, не дошли до этого уровня, курочка им сказала, что снесёт простое яичко – то есть даст им простую информацию, раз они ещё не готовы к «золотой».

Очень интересным, является сказочное Наставление-Урок, сопровождающее славянскую народную сказку : Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо Что. Этому славянскому Уроку вторит множество народных мудростей мира: Искать мудрость вне себя - вот верх глупости. Оказалось все гораздо проще - Загляни внутрь себя, и ты откроешь весь мир.

Неподдельная, настоящая простота, красота души, чистосердечные поступки и слова необходимы сегодня детскому сознанию! Это все можно найти в древних сказках русского народа. Благодаря чтению этих сказок дети узнают истории Богов и простых людей, необыкновенные приключения, в которых есть место волшебству и удивительным странствиям, подвигам и смелым поступкам. Пример детям такие герои подают отличный, и учат доброте. Простым и доступным языком богато и образно представлены в родных сказках обычаи Руси Изначальной, уклад жизни наших далеких предков. Родная сказка на то и родная, что основана на тех идеалах, по которым жили в стародавние времена наши предки и чувствах, которые прошли проверку временем [4, 58].

Рассказывая ту или иную сказку детям, зная ее скрытый смысл, Древняя МУДРОСТЬ, заключенная в этой сказке, впитывается на подсознательном уровне. Такой ребенок будет понимать многие вещи и соотношения без лишних объяснений и логических подтверждений, образно, правым полушарием, как говорят современные психологи.

Таким образом, славянские сказки нужно включать в воспитание детей, опираться на них, находить подлинники сказок, раскрывать всю заложенную в них глубину в доступной для детей форме.

Быть может, нам не хватает именно этого – воспитания детей в славянской традиции. Быть может, если бы мы и сейчас придерживались своих исконных устоев, все было бы иначе. И мир был бы лучше, и солнце – ярче, и трава – мягче, и рассвет – алее…

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян. – М. : Наука, 1994.

2. Боянова О. Сказки Северного леса. - СПб. : СПУ, 2012.

3. Зинкевич Т. Д. Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000.

4. Криничная Н. А. Персонажи преданий. – Л. : ЛОГОС, 1988.

5. Лепёшкин М. А., Дюрчек А. К. Сказки бурого медведя. - Граф-сервис, 2014.

6. Олдржих Сироватка, Лужик Рудольф. Славянские сказки. 1972.

7. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.

8. Поршнев Б. Ф. Поиски обобщений в области истории религии // Вопросы истории. М., 1965. № 7.

9. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М. : МГПИ, 1987.

10. Седов В. В. Восточные славяне. VI-ХIII в. – М. : Наука, 1982.

11. Семенова М. Мы – славяне. – СПб. : СПУ, 1997.

12. Соколова Л. В. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М. : ФБ, 2003.

13. Фоминицын А. С. Божества древних славян. – СПб. : СПУ, 1984.

14. Чмыхов Н. А. Истоки язычества Руси. – К. : Просвита, 1990.

15. Чуковская Л. К. Памяти детства. Воспоминания о Корнее Чуковском. - СПб. : Лимбус Пресс, 2001. - 208 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Быт наших предков»Фотоотчет о проекте «Быт наших предков» В рамках проектной деятельности по изучению народного костюма и быта наших предков дети узнали, да и мы воспитатели, что такое НАКОСНИК.

Фотоочерк «Экскурсия «Олимпийское наследие»Фотоочерк «Экскурсия «Олимпийское наследие» Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию экскурсию "Олимпийское наследие". Находясь в Сочи увидела рекламку от экскурсионной компании.

Конспект занятия по духовно–нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Воспитание толерантности сказкой»Конспект занятия по духовно–нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Воспитание толерантности сказкой» Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой» Задачи: 1.

Консультация для родителей «Воспитание сказкой — радость встречи с книгой» Радость встречи с книгой Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке.

Консультация для воспитателей «Воспитание сказкой» ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙКонсультация для воспитателей Подготовила:воспитатель Громова А. Г. Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться.

Фотоотчет «Культурно-историческое наследие наших предков»Фотоотчет «Культурно-историческое наследие наших предков» Мы живём в Саратовской области, в посёлке, у которого удивительное название – Лысые Горы. Сегодня только разрушающая церковь осталась напоминанием.

Мастер-класс «Воспитание сказкой» Мастер-класс на тему «Воспитание сказкой» Подготовил воспитатель: Венина О. В. Д. Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.

Проект «Наследие поэта-сказочника А. С. Пушкина»Проект «Наследие поэта-сказочника А. С. Пушкина» Проект: «Наследие поэта – сказочника А. С. Пушкина» Вид проекта: познавательно – творческий, долгосрочный. Участники проекта: дети подготовительной.

Проект «Художественное наследие Ставрополья» ПРОЕКТ в рамках ОЭР «Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства».

Консультация «Воспитание сказкой» До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наследие предков. Воспитание сказкой по-славянски
Опубликовано: 16 января 2019 в 21:04
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наследие предков. Воспитание сказкой по-славянски» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Воронина (УИ 310178) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД