Солонина Светлана
Проект «Художественное наследие Ставрополья»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
в рамках ОЭР
«Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства»
Тема: «Художественное наследие Ставрополья»
Воспитатель: Солонина С. М.
Тема эксперимента: «Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства»
I Актуальность
Публикация «Проект „Художественное наследие Ставрополья“» размещена в разделах
Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека современно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью, что находит отражение в основных нормативных документах Российской Федерации. («Конституция Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования» и др.)
Дошкольное образование считается первой важной ступенью всей образовательной системы, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития.
Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях заключается в формировании у них умений активно взаимо-действовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.
Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Формирование ответственности – одна из сторон этого процесса.
По мнению Л. В. Пименовой это сложное образование, включающее познавательные и эмоциональные компоненты для выделения значимого ребенку содержания.
Сюда входят знания о явлениях общественной жизни, направленное внимание ребенка на содержание социальной ситуации, представления о социальной значимости существующих в обществе норм.
Культурно-ценностная ориентация включает знания об образцах, нормах и правилах поведения и связанные с ними этические представления и моральные суждения (Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, Л. П. Князева,Т. А. Маркова и др.).
Эти знания должны не только содержать прагматическую, технологичес-
кую информацию, но и создавать целостность восприятия и понимания
мира, интериоризацию идей о ценности ответственности как качества личности (ориентация на созидание и позитивное взаимодействие, самоконт-
роль, осознание результата действий).
Однако в дошкольной педагогике сложилась и упрочилась тенденция сведения ответственности детей в основном к обязанности что-либо делать, что приводит к неправильному пониманию процессов формирования личности ребенка дошкольного возраста:
в формировании ответственности (в том числе и ответственного поведения) в ДОУ отсутствует целенаправленность;
педагогическая работа не охватывает всего содержания вопроса, ограничена преимущественно воспитанием некоторых навыков, которые не всегда получают должное развитие;
планирование работы носит случайный характер, не отражает весь педагогический процесс в ДОУ;
в методике отсутствует система, не используются разнообразные методы;
взрослые часто ограничиваются указаниями, советами, напоминаниями ребенку, не заботятся о накоплении опыта.
Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки в формировании
ответственности детей старшего дошкольного возраста говорят о существовании проблемы в решении данного вопроса.
Прочность, устойчивость ответственности детей старшего дошкольного зависит от того, как это качество формировалось, какой механизм был положен
в основу педагогического воздействия. Очень важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для его приобретения. Появление мотива влечет за собой отношение к ответственности, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства.
Эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества раскрывается исследователями через следующие характеристики:
Способность положительно относиться к другим людям и обстоятельствам, умение принять их такими, какие они есть (Б. З. Вульфов);
Способность к идентификации, эмпатии, признание за другими права на отличие, справедливость (М. А. Перепилицина);
Расположенность к другим людям, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, умение в ситуации выбора учитывать интересы других, чувство солидарности и единства (С. А. Герасимов);
Выработка личного отношения к существующим нормам, умение анализировать поступки людей, формирование самооценки, умение брать на себя ответственность за результат (Л. С. Славина, М. В. Матюхина).
Роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации очень велика. Педагогические и психологические исследования российских ученых Т. Н. Дороновой, Р. Казаковой, Н. А. Ветлугиной, Р. М. Чумичевой и др. свидетельствуют, что эмоции, вызванные искусством способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным и нравственным ценностям, раздвигают горизонты осознания окружающего мира, развивают их творческие способности, что обуславливает объективную необходимость постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и региональной культур.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края,
связаны с изучением механизма социализации, формирования социальной компетентности и ответственности ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода. Краеведческий подход в работе с детьми дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.
В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и отечества, их красоты и величия».
Ставропольский край очень богат уникальными и привлекательными жемчужинами духовности, которые мало кому известны в нужной степени. Поэтому возникла потребность в разработке системы знакомства с культурой и искусством края. Знания о родном Ставрополье способствуют не только воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но и бережному, ответственному отношению к окружающей природе, культурным и духовным ценностям, нуждающихся в их сохранении.
Поиск содержания, средств, методов по проблеме формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства предполагает включенность в этот процесс педагогов, детей и родителей дошкольного учреждения. На основе вышеизложенного была поставлена цель ОЭР.
II Методологические параметры
Цель: Формирование у детей ответственности как нравственного качества личности в контексте региональной культуры.
Объект исследования: Процесс формирования чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Содержание и технологии развития ответственности средствами региональной культуры и искусства.
Гипотеза: Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры будет успешным, если:
Педагоги и родители овладеют знаниями краеведческого материала и способами формирования чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Будет разработан единый комплекс мероприятий, способствующий формированию данного качества личности.
Взрослые овладеют способностью оценивать и формировать новообразования личности ребенка, проявляющиеся в раскрытии общечеловеческих качеств при приобщении к региональной культуре, природе родного села и края: чувства сопричастности и ответственности за сохранение культурных и духовных ценностей.
В соответствии с гипотезой сформулированы следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и развитие проблемы на основе анализа литературы по формированию чувства ответственности у детей дошкольного возраста в контексте региональной культуры.
2. Определить структуру и содержание работы по формированию ответственности у дошкольников в домашних условиях и в детском учреждении.
3. Организовать и провести педагогический эксперимент по формированию ответственности детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность средствами региональной культуры
4. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для восприятия духовных и культурных ценностей через внутреннее преобразование впечатлений, способствующую отображению чувств в изобразительной деятельности.
Методологической основой исследования являются: концепция развития личности Л. И. Божовича, А. В. Петровского, педагогические и психологические исследования российских ученых Т. Н. Дороновой, Р. Казаковой, Н. А. Ветлугиной, Р. М. Чумичевой и др.
Методы исследования:
Теоретические (анализ литературы, конкретизация, сравнение и обобщение, сравнительный анализ, систематизация);
Эмпирические (диагностирование, беседа, наблюдение);
Математические (методы статистической обработки результатов исследования)
Исследование организовывается и проводится в соответствии с определенными этапами работы.
Этапы работы:
Теоретическое обоснование проблемы на основании изучения научной, социально-психологической, краеведческой литературы по проблеме (ноябрь2013 г.)
Разработка методики эксперимента, инструментариев, критериев и показателей, интерпритация результатов и доведение их до сведения коллектива (декабрь 2013 г.)
Разработка экспериментальной модели по проблеме, специально организованных видов деятельности, организация и проведение эксперимента (январь 2014г. – апрель 2016г.)
Анализ результатов и подведение итогов исследования (май 2016 г.)
III Содержательно-целевая характеристика проекта
Вид: информационный, исследовательско-творческий, практико-ориентированный.
Тип: творческий, групповой, длительный (4 года)
Основные формы деятельности детей: совместная с педагогом, совместная со сверстниками, совместная с родителями, самостоятельная.
Методы и приемы: интернет-экскурсия, презентация, творческая игра, мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, исследование (проектная и творческая деятельность дошкольников в условиях семьи и ДОУ) и др.
Средства и оборудование: произведения живописи, игровой материал, видеофильмы, слайд-программы, творческая мастерская (инвентарь для продуктивных видов деятельности, презентационный стенд, выставочная галерея для родителей) и др.
Прогнозируемые результаты:
Сформированы навыки взаимодействия дошкольников с обществом, умения анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.
Сформирован устойчивый интерес к своеобразию родной стороны, творческий потенциал, чувство цветовой гармонии, любовь к национальному наследию, чувство ответственности за сохранение прекрасного.
Высокий уровень знаний воспитателями и родителями региональной культуры и искусства, основ инновационных технологий совместной работы с детьми по формированию ответственности у старших дошкольников через изобразительную деятельность средствами региональной культуры.
Данная модель работы будет использована в работе с другими педагогами.
Список мероприятий:
1. С детьми:
Занятия по теме: «День рожденья моего села», «Искусство на улицах моего села», «Край, в котором я живу», «Музеи моего края», «Удивительное рядом», «Белая береза под моим окном», «Мой дом – моя крепость», «Знакомство с творчеством художников ставропольского края : П. Гречишкиным, А. Соколенко, А. Кленовым», «Мир гор Ставрополья», «Рисуем горы Кавказа» (по произведениям П. М. Гречишкина, «Моя родина – Ставрополье», «Загадки Кисловодского фарфора», «Люблю тебя, мой край родной!», «У нас Рождественский Сочельник!», «Портрет моей любимой мамочки», «Новые дома в нашем селе», «Красота вокруг нас», «Празднуем Пасху!», «Экскурсия в музей казачества» и др.
Дидактические игры и упражнения: «Как радуга наряд искала», «В гостях у королевы кисточки», «Найди сходство и различие», «Две подружки», «Собери букет», «Что лишнее?», «В музее осени», «Слушая звуки музыки», «Какого цвета радость?», «Как звучит картина?», «Художественный салон», «Картина ожила», «Собери палитру» и др.
Беседы: «Памятные места нашего села», «Народные промыслы Северного Кавказа», «Знаменитые люди Ставрополья», «Казачьи сказки и игры», «Мир гор Ставрополья», «Природные красоты моего края», «Литературное Ставрополье», «Знакомимся с историей названий улиц нашего села», «Народные праздники в жизни моего села и края» и др.
Интернет – экскурсии: «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств», «Картинная галерея пейзажей П. М. Гречишкина», «Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко», «Музей истории г. Ставрополя», «Волшебный мир кисловодского фарфора», «Мир гор Ставрополья» и др.
Вернисажи и выставки рисунков : «Люблю тебя, мой край родной», «Праздник нашего села», «Красота вокруг нас!», «Памятные места нашего села», «Традиции моей семьи», оформление «Альбома впечатлений» (по мотивам детских рисунков) и др.
Презентация «Альбома впечатлений» (по мотивам ставропольских художников)
Конкурсы: рисунков на асфальте, рисунков на снегу, снежных фигур и др.
Фотовыставки : «Путешествуя по улицам Арзгира», «Памятные места нашего села», «Как красиво вокруг!», «Мой любимый детский сад» и др.
2. С родителями:
Консультации по теме: «Народное искусство в этнокультурном воспитании детей», «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Художественое воспитание в семье», «Как развивать в каждом ребенке чувство красоты»,«У истоков творчества», «Как научить детей творчески рисовать?», «Воспитывающее значение изобразительного искусства» и др.
Выставки семейных рисунков и поделок: «Праздники моей семьи», «Рисуем герб семьи», «Мое родословное дерево», «Традиции моей семьи», «Мой дом – моя крепость», «Книжки-малышки», «Украшения для новогодней елки в детском саду», выпуск семейных газет и др.
Выступление на родительском собрании: «Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства», «Формирование творческой личности средствами изоискусства», электронная презентация «Знаменитые люди Ставрополья» и др.
Праздничные мероприятия с участием родителей: «Клуб семейных талантов», участие в подготовке праздников (оформление зала, изготовление костюмов, аксессуаров, составление семейных мини-проектов и др.
Другие мероприятия: «День искусства», «Художественный салон» и др., а также: оформление папки-передвижки по теме, оформление уголка «Страничка для родителей», проведение викторины «Знатоки региональной культуры», создание музея национальных культур и др.
Мастер-класс для родителей «Поиграем с ребенком дома»
3. С педагогами:
Консультации по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру искусства родного края», «История, культура, быт казачества Ставрополья», «Казачий фольклор и игры», «Литературное и художественное наследие Ставропольского края» и др.
Электронная презентация: «Знаменитые люди Ставрополья», «Музеи искусств Ставропольского края».
А также: создание банка материалов «Региональная культура и искусство Ставрополья», организация и проведение совместных мероприятий: выставок рисунков, фотовыставок, конкурсов рисунков и поделок, участие в педсоветах, семинарах и др.
Мастер-класс для педагогов «Знакомство с историей возникновения художественных промыслов на Северном Кавказе».
Видеопрезентация к занятию по изоискусству в подготовительной группе «Загадки Кисловодского фарфора».