Аноним
Наши помощники — мнемотаблицы
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов:
«Наши помощники – мнемотаблицы»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский.
Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
Публикация «Наши помощники — мнемотаблицы» размещена в разделах
Где можно использовать мнемосхемы?
- Пересказ художественной литературы;
- Обучение составлению рассказов;
- Отгадывание и загадывание загадок
- Заучивание стихов;
- Ознакомление с миром природы и д т.
Что даёт мнемотехника :
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Появляется желание пересказывать, ребёнок понимает, что это совсем не трудно.
- Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.
У детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Что является опорным в таблице? В таблице опорным изображением являются изображения главных героев сказки или стихотворения, через которые идет осознание происходящего, понимание самого содержания, которое «завязано» вокруг главных героев.
Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему (младшая, средняя группы, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы старшая, подготовительная группы). «Не мешайте мне трудиться.» Е. Благинина
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на :
* развитие памяти, внимания, образного мышления;
* перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
*помогает дошкольнику строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение;
* развивает мелкую моторику рук.
Таким образом, решая проблемы речевого развития дошкольников я рекомендую педагогам использовать методику мнемотехники.