Ирина Березина
План-конспект НОД «Наши пальчики играют» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Наши пальчики играют»
Цель: развитие мелкой моторики рук, подготовка руки детей к письму.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «План-конспект НОД „Наши пальчики играют“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Формировать ответную двигательную реакцию на звуковой и зрительный раздражители; Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
2. Коррекционно-развивающие:
• Развивать мелкую моторику рук, координировать речь с движением.
• Совершенствовать связную речь, расширить словарный запас.
• Развивать внимание, память, мышление. Развивать слуховое внимание, зрительное и тактильное восприятие.
3. Воспитательные:
• Воспитывать усидчивость и умение доводить начатое дело до конца.
Интеграция образовательных областей:
• «Познавательное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Социально-коммуникативное развитие»
• «Художественно-эстетическое развитие»
• «Физическое развитие»
Материал к занятию:
Массажные мячи, карандаши (ребристые, счетные палочки, схемы, геометрические фигуры в мешочке, кусочки ткани, бельевые веревки, гречневая крупа, пластилин, салфетки, заготовка для поделки «Подсолнух».
Предварительная работа:
Разучивание пальчиковой гимнастики «Ветер дует», «Рыбки», «Улитка», р. н. и. «На постой»
Ход занятия:
Организационный момент. (1)
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуйте их.
- Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся. (Садятся на свои места).
I. Массаж пальцев рук. (5)
- А теперь мы с вами заставим наши пальчики трудиться и помассажируем их.
1. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок.
У тебя есть две руки,
Есть и 10 пальчиков.
Будут пальчики трудиться,
Не пристало им лениться.
2. «Уточка».
Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа налево, а затем движения лапок утки в воде.
Уточка, уточка
По реке плывет.
Плавает, ныряет,
Лапками гребет.
3. «Веер».
Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.
Мы купили новый веер,
Он работает, как ветер.
4. «Море».
Сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистями.
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
На месте волна замри.
5. «Встреча».
Поочередно прикасаться подушечками пальцев : мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и так далее.
Пальчики проснулись,
Пальчики встречались.
Бегали, играли,
Дружно попрощались.
6. «Комарик».
Сжать кулачок. Указательный палец вытянуть вперед – это «носик». Мизинец и большой палец опустить вниз – это «лапки».
Ты, комарик, не кусай,
Поскорее улетай.
7. «Жук».
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны – это «усы». Пошевелить ими несколько раз.
Я веселый майский жук,
Облетаю все вокруг.
8. «Вертолет».
Сжать в кулачок четыре пальца, оставив свободными большой палец. Выполнять вращательные движения большим пальцем.
- Вертолет, лети, лети,
Быстро лопасти крути.
9. «Барабан».
Подушечки правой и левой руки прижать к столу и постукивать по поверхности стола.
Барабанщик очень занят,
Барабанщик барабанит.
Та-ра-ра, та-ра-ра,
На прогулку нам пора.
10. Возьмите мячик и покатайте его по кругу (между ладошками, ладошкой по столу по часовой (против) стрелке)
- Я колючек не боюсь,
Если надо уколюсь.
11. У нас на столе лежат карандаши, возьмите их и покатайте:
а) по ладошкам;
б) по столу.
II. Пальчиковые игры. (5)
1. «Ветер дует».
Поставьте локти рук на стол. Ладони вверх.
- Ветер дует, завывает, пальмы в стороны качает
(Руки на столе на локтях, пальцы ладошек вместе раскачиваются из стороны в сторону)
- А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит,
(Ладонями имитируют «клешню», раздвигая каждый пальчик отдельно, изолированно)
- Чайка над водой летает
(Руки скрепляются между собой большими пальцами, выполняется имитация взмахов крыльев)
- И за рыбками ныряет
(Руки лодочкой, имитация ныряния)
- Под водой на глубине крокодил лежит на дне,
(Пальцы рук раздвигают и округляют, ладони соединяют у запястья, имитируя «зубы», «пасть крокодила» открывается с усилием).
2. «Рыбки»
- Пять маленьких рыбок плескались в воде,
(Руки вместе «лодочкой» имитируют плавающих рыбок)
- Лежало большое бревно на песке
(Ладони соединены, тыльной стороной лежат на столе)
- Вдруг рыбка сказала: - «Нырять здесь легко!»
(Руки лодочкой, «ныряем»)
- Другая сказала: - «Нет здесь глубоко!»
(Ладошками «киваем» в разные стороны)
- А третья сказала: «Мне хочется спать»,
(Ладони лодочкой, «ложатся» на стол)
- Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Ладони лодочкой, дрожат)
- А пятая крикнула: - «Здесь крокодил!»
(«Пасть» крокодила)
- Спасайтесь скорее, чтоб не проглотил!
(Ладони вместе, «уплывают», «ныряют»).
3. «Улитка»
- Поставьте руки на локотки. Левой рукой сделайте «чашечку» цветочка. Правой рукой делаем «улитку» (указательный и средний пальцы – «рожки», большой безымянный и мизинец соединяем вместе).
- Вот улитка ползет потихонечку вперед
(«Улитка» движется по столу, заползая по руке к «чашечке»)
- На цветочек заползет и листочек погрызет.
(«Рожками» обхватывает каждый пальчик левой руки).
Повторяем с другой рукой.
- Рожки в голову втянула,
(«Рожки» загибаются)
- И тихонечко уснула
(«Цветочком» закрываем «улитку»).
3. Русская игра «На постой».
Кулачком постучать по столу. Руки на локотках на столе. Ладони соединены пальчик пальчику.
Мизинчики: - Кто там?
Указательные: - Это мы солдаты. Пустите на постой.
Мизинчики: - Сейчас спросим маму. Мама, мама солдаты пришли, просятся на постой.
Безымянные: - Спросите у папы.
Мизинчики: - Папа, папа!
Средние: - Что?
Мизинчики: - Солдаты пришли и просятся на постой.
Средние: - Пустите.
Указательные: - Ах, какая благодать, пустили переночевать. Войдем.
III. Физминутка (1)
IV. Игры со счетными палочками (5)
1. - Сейчас мы с вами поиграем со счетными палочками. Посмотрите, что выложу я. (Приложение 1, буква «Ш»).
- А теперь вы возьмите палочки и сложите такую же фигуру.
- На что она похожа?
2. Посмотрите на картинку (Приложение 2, «Рыбка») и сделайте точно так же как на этой схеме.
3. Еще одно интересное задание (Приложение 3, «Лесенка»)
- Посмотрите внимательно, потому, что схему я уберу, и вы будете выкладывать фигуру самостоятельно.
4. «Человечек». (Приложение 4)
- Смотрите, кто это? (Схема 1)
- Вот вам голова. (Круг вырезанный из бумаги).
- У меня тоже есть такая же голова. Вы будете делать своего человечка, а я своего. (Делает воспитатель. Дети смотрят. Схема убрана).
V. Игры с веревочкой. (2)
- Смотрите какой длинный у нас шнурок.
- На что похож этот шнурок?
- Если положить вот так (горизонтально, какая это будет линия? (прямая, кривая, волнистая)
- Давайте с вами сделаем волнистую линию (показ). (Дети повторяют)
- Распрямим и опять сделаем прямую линию.
- Загнем края и сделаем овал.
- А теперь из овала сделаем круг.
- Квадрат.
VI. Игры на развитие тактильного восприятия. (5)
1. «Волшебный мешочек».
- У меня «Волшебный мешочек» - вытащите из мешочка по одной фигуре. (Достают и называют их).
- Вы заметили, что все фигуры парные? ( Перечисляют: 2 квадрата, 2 шара и т. д.)
- Теперь сложите их обратно в мешочек.
- Сейчас я перемешаю их, что бы вы не догадались где, какая. А теперь не смотрим в мешочек и достаем ручкой вот такую фигуру. (воспитатель достает первую фигуру и т. д.)
Т. о. достаются все фигуры.
2. «Пирамиды».
- Смотрите, какая у меня пирамидка. Для маленьких детей маленькие пирамидки. А для больших большие.
- Разберите ее и соберите.
3. «Матрешки».
А теперь, я хочу предложить вам вот поиграть с матрешками. (Разбирают и собирают матрешек).
4. «Угадай что это?»
- Посмотрите, на такое пособие (Приложение 5). Раскладываются картинки с наклеенными фигурами из плотной ткани (квадрат, треугольник, круг, овал).
- Что это за фигура? (Поочередный показ).
-Вы смогли определить их глазками, а сможете ли вы определить их руками? (С закрытыми глазами на ощупь определяют фигуру).
4. «Парные лоскутки».
- Посмотрите, какие у меня лоскутки. Потрогайте их.
- А теперь попробуйте, с закрытыми глазами найти вот такой лоскуток.
VII. Физминутка. «Девочки и мальчики» (1)
- Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (Руки спрятаны за спиной)
- Пошли пальчики гулять в гости к тете Розыгра. (Указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по своим ногам до колен).
- На скамеечке сидели (Ладонь левой руки раскрыта, правая в кулаке прислонена к левой)
- Да в окошечко смотрели (Указательными и большими делаем «окошко»).
- Напилися чаю, чаю разыграю (Левая ладонь открыта – это «блюдце», правая «чашка» - указательный и большой соединить вместе).
- Солнышку ладошки погладили немножко (Ладонью одной руки, гладим вторую)
-Ручки подняли, лучиками стали. (Поднимаем руки пальчики раздвигаем).
VIII. Поделка «Подсолнух». (5)
- Это подсолнух, сделать его не так-то сложно, а интересно.
- Я вам покажу, вот я уже немного начала ее делать, поэтому вам осталось закончить.
- Возьмем пластилин, отщипнем небольшой кусочек, постарайтесь его уплотнить и растянуть. Вы будете делать у себя, а я у себя.
- Что у нас в середине подсолнуха? (Семена)
- Нам понадобится гречневая крупа. Я насыплю крупу на пластилин и прижму ее к пластилину, чтобы крупа не рассыпалась. (Руки меняем).
- Посмотрите на свои поделки, нравиться?
IX. Итог.