Ольга Мамонова
Конспект НОД «Птицы — наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать знания детей о птицах, их внешнем виде, питании, повадках и образе жизни, об особенностях их жизни в весенний период; о том. Как человек о них заботится.
Задачи:
• уточнить представления о перелетных и зимующих птицах, развивать умение классифицировать птиц на перелетных и зимующих;
• познакомить с птицами. Занесенными в красную книгу;
• формировать основы экологической культуры.
Публикация «Конспект НОД „Птицы — наши друзья“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Предварительная работа: чтение В. Бианки «Три весны», «Игры и пляски» «Кто чем поет?», В. Степанова «Стихи о птицах»; дидактические игры на развитие речи: «Раздели птиц», «Где живет птица?», «Назови птенцов», «Закончи предложение».
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, энциклопедия «Птицы», дидактические карточки «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», белые салфетки, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш.
1-я половина дня
Сюрпризный момент. Включается аудиозапись с пением птиц. Воспитатель обращает внимание на красоту их трелей, приглашает детей на утреннюю зарядку «Птичья семья».
В книжном уголке воспитателем подготовлена выставка - «Наши пернатые друзья».
Беседа «Птицы – наши друзья!»
Воспитатель: (Слайд 2.) Ребята, 1 апреля отмечается Международный день птиц. Отмечается этот праздник с 1906 года, когда была подписана Международная конвенция по охране птиц. По традиции в это время в ожидании пернатых развешиваются скворечники, проводятся разные мероприятия, смысл которых - помочь проявить заботу о птицах, ведь без них трудно представить себе природу.
Еще один известный птичий праздник - Всемирный день мигрирующих птиц - отмечается во вторые выходные мая.
Птиц на Земле очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Большинство из них прекрасно летают. (Слайд 3.) Самая крупная птица мира - африканский страус, его рост достигает 2,75 м, масса 90 кг, как у крупного человека. (Слайд 4.) В нашей стране самой крупной птицей можно считать дрофу. (Слайд 5.) Самые маленькие птицы в мире - колибри.
Пернатые населяют Землю также давно, как и люди, и являются неотъемлемой ее частью. С приходом весны в природе все оживает вокруг: солнце светит ярче, согревает землю, весело звенят ручьи, зеленеет трава, звонко поют птицы.
(Слайд 6.) Весна - время возвращения перелетных птиц; прилетают сначала те, кто клюет зерна, затем водоплавающие и только потом те, которые питаются насекомыми.
Загадки
Воспитатель: Ребята, слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Желтогруда эта птичка
А зовут ее… (синичка).
Днем спит,
Ночью летает,
Людей пугает. (Сова.)
Не всадник,
А со шпорами.
Не девица,
А с гребнем.
Не будильник,
А по утрам всех будит. (Петух.)
Явился в желтой шубке.
Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок.)
Вы ответьте-ка, кто знает:
Какая птица не летает? (Пингвин, страус.)
Дидактическая игра «Одинаковые, но разные»
Дети должны разделить карточки с птицами на две группы и положить зимующих под снежинкой, а перелетных под солнышком.
Подвижная игра «Скворечники»
Дети в образе птиц «летают» вокруг «скворечников», а по сигналу воспитателя занимают их, причем скворечников (стульев) меньше, чем детей.
Тематическая прогулка «Поможем птицам». Игры «Воробушки и автомобили», «Птички и птенчики».
2-я половина дня
Знакомство с новыми пословицами и обсуждение их значения
• Мал соловей, да голос велик.
• Воробьи гомонят, гнезда завивают.
• Старого воробья на мякине не проведешь.
• Где воробью не летать, а все дома ночевать.
• Всяк кулик свое болото хвалит.
• Журавль летит высоко, видит далеко.
• Жаворонки, прилетите, красно лето принесите.
• Всякая птица свои песни поет.
• Не велика птица-синица, да умница.
Воспитатель: Ребята, как много интересного про птиц мы сегодня узнали. Предлагаю в Международный день птиц сделать поделку на память. (Слайд 7.)
Аппликация «Птичка-певунья»
Воспитатель: Ребята, перед вами заготовка: птичка сидит на ветке. Чего у нее не хватает? (Хохолка, перышек, хвоста.)
1. Сложите салфетки в несколько раз и нарежьте прямоугольнички. Получится много перышек.
2. Смажем клеем туловище птички и приклейте ровными рядами перышки. Начните их приклеивать снизу. Следите, чтобы нижний край перышек не был приклеен.
3. Нарежьте полоски из цветной бумаги, накрутите их на карандаш и приклейте полоски к хвосту птички.
4. Сделайте хохолок на голове. Наша птичка готова!
Методические подсказки. У старших дошкольников формируется представление о зимующих и перелетных птицах, и они вовлекаются в природоохранную деятельность. Вспоминая с детьми, как зимой наблюдали за птицами, рисовали снегирей, воспитатель объясняет, что всегда с наступлением холодов зимующие птицы прилетают ближе к человеческому жилью, так как нуждаются в подкормке.
Рассмотрите с детьми картину А. Саврасова «Грачи прилетели», побеседуйте на эту тему. Прослушайте фонограмму голосов птиц и разместите выставку книг о птицах. Можно создать проект по теме «Пернатые друзья» и организовать конкурс «Кто быстрее разделит птиц на перелетных и зимующих» (по карточкам).
Дети должны знать птиц своего региона и птиц, занесенных в Красную книгу. Им нравится рассматривать изображения птиц в энциклопедиях; а после этого рисовать, лепить, мастерить птиц из разного материала.
Вместе с родителями можно разместить скворечники и затем наблюдать за птицами, как они себя ведут, как кормят птенцов.
Список используемой литературы
1. Белая К. Ю. Тематические дни в детском саду. 40 карточек для планирования и проведения тематических дней с детьми дошкольного возраста. - М. : ООО «Русское слово - учебник», 2016.
2. Ульева Е. А. Творческие задания: раскрашивание, лепка. Аппликация: тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет. - М. : ВАКО, 2014. - С. 4-6.