Анастасия Ёлкина
Технологическая карта занятия в подготовительной группе «Наша многонациональная Кубань»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия в подготовительной группе
Тема занятия Наша многонациональная Кубань!
Культурная практика Игровая деятельность
Изобразительная деятельность
Двигательная деятельность
Культурно-смысловой контент Подготовка детей к успешной интеграции в многонациональное общество, продуктивной социализации.
Возраст воспитанников 6-7 лет
Продолжительность занятия
30 мин.
Опорные понятия (понятийный словарь)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Дошкольное образование и воспитание; толерантность; народы; Кубань.
Место проведения занятия (класс,, музей, памятник, историко-культурная среда города/поселка)
- Групповое помещение детского сада
- Специально оборудованный выездной музейно-образовательный комплекс
Цель (что формируем? (познавательные действия) через что?- в какой деятельности) Формирование патриотизма и толерантности посредством познавательной деятельности и обогащения культурного опыта детей.
Задачи:
Целевые Анализировать и обобщать полученную информацию для практического применения.
Развивающие - Развивать речь детей, учить вырабатывать свое мнение, аргументированно его выражать и уважать мнение товарищей.
- Учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций.
Оборудование Презентация к игре «Верю, не верю»
Русский народный костюм
Музейные экспонаты
Этапы Деятельность педагога, приёмы работы Деятельность обучающихся Планируемые результаты (в результате дети смогут)
1. Введение в ситуацию Дети стоят в кругу с воспитателем.
Воспитатель:
- Ребята, Доброе утро вам желаю,
- Хорошее настроение посылаю.
- И улыбка вслед идет, солнышко тепло дает.
- Ребята, у вас хорошее настроение? (Да)
Поделитесь теплом друг с другом.
- И у меня хорошее настроение!
Беседа
(В группе находятся шарики цвета кубанского флага, звучит песня «Каравай, каравай…»,
Воспитатель (далее «В») : Ребята, что это за музыка? Когда мы слушаем и поем эту песенку?
Дети (Далее «Д») : Когда у кого-то День Рождения
В: а у кого сегодня день рождения?
Д: в нашей группе – ни у кого.
В: Ребята, может быть у нас есть подсказка? Обратите внимание на цвета шариков.
Д: Они цвета кубанского флага.
В: У каждого человека есть Родина. Для нас с вами это Краснодарский край, у которого сегодня день рождения! Что мы знаем о нашей Родине?
Предлагаю вам заглянуть в копилку интересных фактов! Выполняют элементы психогимнастики
Дети рассуждают, выдвигают свои гипотезы.
Получат положительный эмоциональный настрой на совместную образовательную деятельность
2. Актуализация знаний и умений Презентация к игре «Верю, не верю»
- Верите ли вы, что наш край называют Кубанью в честь реки? (Это правда, Кубань – хоть и не самая длинная река Краснодарского края, но именно с нее начался Краснодарский край)
- Верите ли вы, что символом Кубани среди деревьев является липа? (А это неправда! Настоящий символ - Тополь)
- Верите ли вы, что день символов краснодарского края празднуется летом? (Верно, 1 июня)
- Верите ли вы, что самая маленькая птица, живущая на Кубани – может поместиться в спичечный коробок? (Верно, это птица королек)
- Верите ли вы, что Краснодарскому краю 10 лет? (Неверно, 85 лет)
В: 85 лет исполняется нашему любимому краю. Смотрят презентацию, отвечают на вопросы в игре «Верю, не верю» Анализировать, сравнивать, обобщать
3. Затруднение в ситуации Как принято праздновать дни рождения?
Д: Поздравлять, дарить подарки, приглашать друзей
Возникает затруднение.
В: Как можно поздравить с днем рождения целый край? Ведь здесь проживает так много людей, которые принадлежат разным народам! У всех свои традиции, надо всех поздравлять по-своему.
Выявление причины затруднения:
- Как нам узнать про народы Кубани?
Причина затруднения:
- Мы не знаем, какие народы проживают на территории Кубани, их традиций. Делают предположения, как решить проблемную ситуацию Сформулировать причину затруднения.
Поставить перед собой не менее одной задачи для устранения затруднения
Спросить у взрослого.
4. «Открытие» нового знания (способа действия) В: У кого мы можем узнать о народах Кубани и их традициях?
Д:Можем спросить у взрослого, посмотреть телевизор
В:А я знаю такое интересное место, где все это можно не только услышать, и увидеть, но даже потрогать! И вы узнаете это место, как только отгадаете загадку:
«То здание богато
В подборе экспонатов
От подков до замков
Все из прошлых веков!»
Д:Музей!
В:Верно! А путь к музею нам подскажет специальная карта.
Чтоб в дороге не устать, нужно немного размяться :
В:Пришло время отправиться в наше увлекательное путешествие.
Детей встречает Хозяйка.
Хозяйка (далее «Х») : Добро пожаловать, гости дорогие!
Приветствуем, Вас, добрые люди!
Просим в нашу хату!
Красному гостю – почётное место!
Будьте как дома, присаживайтесь!
Куда путь держите?
Д: В музей
Х: Что вы хотите узнать?
Д: Интересно узнать про народы Кубани.
Х: Про один из них могу и я рассказать! Сейчас вы находитесь в русской избе. Один из народов Кубани – русские.
Родной язык русский. Обратите внимание на мой костюм - из каких элементов он состоит? (рубаха, «косоворотка», брюки, рубаха и сарафан, платье, украшенное разными вышивками, кружевом). На голове кокошник, платок, повязка; у мужчин – картуз (фуражка).
Одежда удобная, яркая, красочная, нарядная, украшенная вышивкой. Девушки зимними долгими вечерами украшали вышивкой одежду.
В: А почему не все платочки вышиты?
Х: Все готовятся к празднованию 83 лет Краснодарского края, а одна я ничего не успеваю! Помощь мне бы не помешала.
Д: Мы поможем тебе.
Х: Спасибо ребята.
В: А нам пора оправляться дальше.
Звучит песня «У адыгов обычай такой». Слова Киримизе Жанэ, музыка Гошнау Самоговой.
Если где – то в кругу молодых
Держит речь седовласый адыг, -
Ты не вздумай его перебить,
Уважай его возраст седой,-
У адыгов обычай такой.
Да,да,да! Да,да,да!
У адыгов обычай такой!
(Да, да, да, да,да да
Хэбзэ дахэу тэ тиlэр джащ фэд.
Адыгэм яхабзэр джаш фэд)
В: Ребята, а ведь в этой песне поется о народе. О каком?
Д. Адыги.
В: Верно! Более 450 лет адыги и русские мирно и дружно живут под одним небом, но мальчиков с детства учили военному делу, готовили наездников-воинов. Большой честью было погибнуть в бою, как герой. О храбрых джигитах-наездниках слагали песни, легенды. Это Находило свой отлик и играх и забавах адыгов. Давайте поиграем в адыгейскую народную игру, которая называется «Всадник» ШЫУ
Подготовка : В игре участвуют четыре и больше игроков. Они распределяются по парам. Отмечается линия старта, а на расстоянии 20 метров от неё проводится линия финиша.
Описание игры: Первый игрок – «конь» - вытягивает руки назад-вниз, а второй – «наездник» - берёт его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой.
Правила игры: Побеждает пара, которая ни разу не проиграла забег.
В: Пора продолжать свой путь.
Ребята, посмотрите, какая красивая кукла. Обратите внимание на ее наряд. Что вы можете сказать о нем?
Д:это национальный костюм армяней
В: Наша гостья не с пустыми руками. Посмотрите, что там? (ответы детей) .
Это национальный армянский хлеб “Лаваш”, его выпекают из пшеничной муки в традиционных печах-тонирах. Лаваш не теряет своих вкусовых качеств очень долго. Удобство лаваша заключается в том, что в него, можно завернуть сыр, мясо, зелень, соленье. Он может заменить салфетку и тарелку, а свернув конусом, даже ложку. Армянская Кухня очень полюбилась Кубанцам и всем жителям России.
Но нам пора отправляться дальше. Знакомятся с особенностями национального состава населения Краснодарского края. Сформулировать не менее 1 способа преодоления затруднения
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребёнка Взгляните, куда это мы попали? В какой - то национальный музей. Давайте рассмотрим все повнимательнее. Как вы думаете, к какому народу относятся эти предметы быта? Может кто-то увидел знакомые предметы одежды или быта? Правильно, это русский музей. Хотели бы вы познакомимся с русской культурой поближе?
Д: дети рассматривают костюм, предметы быта.
В: Посмотрите на эту красоту. К какой народности могут относиться эти предметы быта, одежды?
В: посмотрите, а вот же они, представители разных народностей, мы уже с вами говорили о национальных костюмах, обращали внимание на узоры, линии. Теперь каждый из вас оденет одного представителя в национальный костюм. ( на столах все необходимое для расцвечивания: краски, пластилин, карандаши, цв. бумага и т. д.)
Дети проходят за рабочие столы и одевают (расцвечивают) своих кукол, под тихие национальные мелодии.
6. Осмысление Беседа:
- Где вы сегодня побывали?
- Что вы смогли узнать?
- Чем мы сегодня занимались?
- О чем бы вы хотели рассказать своим родителям и друзьям? Обсуждают занятие, отвечают на вопросы. Развитие аналитических способностей, рефлексии
Библиография:
1. Березлева Е. В., Тертышникова Н. А. ,
Мы все такие разные: Программа приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре народов Кубани / Е. в. Березлёва, Н. А. Тыртышникова; под общ. ред. О. Н. Родионовой. – 2-е изд. – Армавир, 2018.
2. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. Нравственно – патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для
педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2018