татьяна князева
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое патриотизм?
Патриотизм — любовь, привязанность и преданность своей родине. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека,
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника» размещена в разделах
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Дети в дошкольном возрасте очень любознательны и восприимчивы. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психического воздействия на ребенка и поэтому они остаются в памяти надолго, что очень важно в воспитании патриотизма.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир.
Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно - музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Музыкальное воспитание и развитие патриотизма человека продолжается в течение всей его жизни. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны.
А для патриотического воспитания и ставим перед собой следующие задачи:
– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, селу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– развитие интереса к традициям и культуре;
– чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.
1. Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов и песен о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина.
Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.
2. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка-дошкольника — это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери.
Все дети любят своих мам. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью.
Более сложные чувства у старших дошкольников. Это гордость за свою маму: И чувство дружелюбия: (мама – старший друг и товарищ)
и чувство нежной радости, ласкового спокойствия.
. Большое нравственно-патриотическое воздействие на ребенка оказывает народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда включают их в такую исполнительскую деятельность, как игра на музыкальных инструментах.
Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы нравственно- патриотического воспитания. «Рождество», «Масленица».
На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются такие качества как доброта, открытость, сострадание, благородство.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма.
Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы,- театрализация игровых песен и сказок.
Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.
4. Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников. Через восприятие музыкальных образов, воспитывается такое отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
А откуда мы можем черпать эту любовь? Из классической музыки!
Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.
Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».
8. Все мы проводим праздники «День Матери», «8 марта», Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Нравственное воспитание ребенка- это воспитание любви и уважения к матери.
«День пожилого человека»- Данное мероприятие воспитывает чувство патриотизма на традициях своей семьи, развивает способности сопереживать и воспитывать умение заботится о пожилых людях
Чувство уважения, ответственности ребенок испытывает на Празднике «День Защитников Отечества» в детском саду.
Хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за своих отцов и дедов.
Нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы.
Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Песни военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка.
Яркие впечатления и эмоции, пережитые при их восприятии и исполнении, надолго останутся в памяти дошкольника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.
Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают стихи, песни, танцы с детьми.
Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах.
• Следующий этап в нравственно- патриотическом воспитании - это работа в социуме.
Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, формировании толерантности, уважения к другим народам и их традициям, заинтересованность в воспитании нравственно- патриотической личности.
Всем известно, что детский сад является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от села и страны в целом, поэтому в данном направлении мы также проводим работу.
Вывод: читать в презентации слова Евгения Леонова
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости и доброты.
И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.