Ольга Сиротенко
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Установлено, что дети с задержкой психического развития обладают такими характерными чертами, как скудный запас знаний и представлений об окружающем, замедленный темп развития высших психических функций, нарушения речи. Часто в раннем возрасте у таких детей наблюдается задержка речевого развития, а на более поздних этапах прослеживается отставание в овладении речью У детей с ЗПР встречаются все нарушения речи, которые свойственны и детям с нормальным интеллектом. Довольно часто встречаются нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи, т. е. дислексии и дисграфии. Так же у многих детей с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь таких детей выражается в недостаточной дифференциации речеслухового восприятия, звуков речи, не различении смысла отдельных слов. Экспрессивная речь характеризуется нарушением звукопроизношения, скудным словарём, недостаточной сформированностью лексико-грамматического строя речи. У детей с интеллектуальными нарушениями речь развивается заметно медленнее, чем у их сверстников с нормальным развитием. Лепет появляется довольно поздно, а может и вовсе отсутствовать. А это приводит к задержке понимания обращённой речи и специфическим особенностям пользования речью в дальнейшем. Первые слова могут появиться лишь к 2-3 годам, а фразой дети овладевают к 4-5 годам. Развитие речи происходит путё м усвоения речевых обобщений: фонематических, лексических, грамматических, что возможно при сохранном анализе восприятия речи и дальнейшем её синтезе, и обобщении. Но у детей данной категории нарушена аналитико-синтетическая деятельность, следовательно, закономерности языка усваиваются позднее. Таким образом, отмечается нарушение всех сторон речи : фонетико-фонематической и лексико-грамматической. При задержке психического развития наблюдается замедление темпа развития уже на уровне сенсомоторного интеллекта. Несформированность и замедление развития мыслительной деятельности и мыслительных операций проявляются в сложностях овладения грамматическим строем языка. При ЗПР наблюдается несформированность высших психических функций (память, внимание, мышление, сенсорный гнозис и т. д., что отрицательно влияет и на развитие речи. Потому что роль высших психических функций в развитии речи очень велика. Экспрессивная речь этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов. С учётом проявления нарушений речи Е. В. Мальцева выделяет три группы детей с ЗПР :
Публикация «Нарушения речи у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. дети с изолированным фонетическим дефектом, проявляющиеся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения произношения звуков в этой группе детей связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.
2. дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы.
3. дети с системным недоразвитием всех сторон речи (дети с ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений, у этих детей наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи : ограниченность и не дифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложения, аграмматизмы.
Как следствие задержки психического развития, проявляется замедление темпа развития речи с большим нарушением смыслового компонента.
Были обозначены следующие особенности речевых нарушений при задержке психического развития :
1. Главным в структуре речевого дефекта является семантический компонент.
2. Отставание в речевом развитии от возрастной нормы.
3. Встречаются сочетанные речевые нарушения, т. е. возможны дизартрический компонент, алалический и ринолалический компоненты.
4. Характерно системное недоразвитие речи, т. е. страдает и лексико-грамматический, и фонетико-фонематический компоненты речи.
5. Нарушения импрессивной речи :
1. неполноценное различение речеслухового восприятия;
2. недостаточное разграничение смысла отдельных слов;
3. затруднения в дифференциации смысловых оттенков речи;
4. трудности понимания фразовой речи и многоступенчатой инструкции;
5. непонимание грамматических конструкций;
1. Нарушения экспрессивной речи :
1. различные нарушения звукопроизношения;
2. несформированность или неполная сформированность фонематического слуха;
3. скудность словарного запаса;
4. аграмматизм на морфологическом, словообразовательном и синтаксическом уровне;
5. трудности развития связной речи;
6. затруднения в оречевлении действий.
1. Нарушения письменной речи [6, с. 50-52].
Нарушения звукопроизношения у детей с задержкой психического развития встречаются значительно больше, чем у детей с нормальным развитием. У детей с ЗПР наиболее часто встречаются нарушения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Нарушения свистящих связаны с недоразвитием речеслухового анализа. Это имеет подтверждение, в выполнении детьми заданий на повторение слогов с акустически близкими звуками.
Среди нарушений речи господствующее место занимают смешения звуков, а именно свистящих и шипящих ([с] – [ш], [з] – [ж], [с] – [ч],
[с] – [щ], сонорных ([р] – [л]).
У детей данной категории выявлена особенность в соотношении смешений, искажений и замен. Первую позицию по распространённости занимают смешения, вторую – искажения, третью – замены. Исходя из того, что преобладают смешения, то становится понятным, что часто имеют место нарушения речеслухового анализа и синтеза. Исследования В. А. Ковшикова, Е. В. Мальцева показали, что в большей степени нарушения звукопроизношения носят характер дислалии. При стёртой форме дизартрии у детей данной категории недостатки звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляционного аппарата. Отсюда появляются ещё и общая смазанность речи, назальный оттенок речи, замедленный темп речи.
Среди дефектов речевого аппарата выделяют:
• аномалии прикуса (прогнатия, прогения, передний открытый прикус);
• укороченная подъязычная связка;
• толстый массивный язык;
• высокое узкое или уплощённое твёрдое нёбо;
• дефекты строения зубного ряда.
Часто речь таких детей напряженная, аритмичная. При этом отдельные слоги и слова ребенок произносит четко, однако, спонтанная речь неясная, смазанная.
Одно из условий, вызывающих нарушения звукопроизношения у детей с задержкой психического развития – недостаточная сформированность фонематического восприятия.
По данным Е. В. Мальцевой, среди детей с ЗПР, имеющих дефекты речи, больше половины чувствовали значительные затруднения при различении звуков на слух. Дети не дифференцировали не только нарушенные звуки, но и правильно произносимые звуки. Это выражалось в неправильном повторении слогов с акустически близкими звуками. И когда увеличивалось количество слогов, то, соответственно, возрастало и количество ошибок. Необходимо выделить, что применение некоторых облегчённых приёмов не помогло снизить число ошибок. Нарушение фонематического развития у детей с задержкой психического развития проявляются как в сложности различения звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза.
Процесс становления грамматического строя речи детей проходит параллельно с процессом общего речевого развития ребёнка. Основой усвоения грамматической стороны языка является познание ребёнком отношений и связей окружающей действительности, выраженных в грамматических формах языка. Природа грамматической речи детей с ЗПР аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность их речи говорит о непонимании им отношений и связей, существующих в реальности. Ребёнок дошкольного возраста раскрывает связи между предметами и явлениями, познавая окружающий мир. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Выявление различных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями значительно улучшают детскую речь: увеличивается число предлогов, наречий; появляются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Таким образом, грамматический строй речи развивается : ребёнок овладевает навыками словообразования, словоизменения, формообразования и синтаксическими структурами.