Папки-передвижки

Нарушения речи у детей с задержкой психического развития

Ольга Сиротенко
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Установлено, что дети с задержкой психического развития обладают такими характерными чертами, как скудный запас знаний и представлений об окружающем, замедленный темп развития высших психических функций, нарушения речи. Часто в раннем возрасте у таких детей наблюдается задержка речевого развития, а на более поздних этапах прослеживается отставание в овладении речью У детей с ЗПР встречаются все нарушения речи, которые свойственны и детям с нормальным интеллектом. Довольно часто встречаются нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи, т. е. дислексии и дисграфии. Так же у многих детей с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь таких детей выражается в недостаточной дифференциации речеслухового восприятия, звуков речи, не различении смысла отдельных слов. Экспрессивная речь характеризуется нарушением звукопроизношения, скудным словарём, недостаточной сформированностью лексико-грамматического строя речи. У детей с интеллектуальными нарушениями речь развивается заметно медленнее, чем у их сверстников с нормальным развитием. Лепет появляется довольно поздно, а может и вовсе отсутствовать. А это приводит к задержке понимания обращённой речи и специфическим особенностям пользования речью в дальнейшем. Первые слова могут появиться лишь к 2-3 годам, а фразой дети овладевают к 4-5 годам. Развитие речи происходит путё м усвоения речевых обобщений: фонематических, лексических, грамматических, что возможно при сохранном анализе восприятия речи и дальнейшем её синтезе, и обобщении. Но у детей данной категории нарушена аналитико-синтетическая деятельность, следовательно, закономерности языка усваиваются позднее. Таким образом, отмечается нарушение всех сторон речи : фонетико-фонематической и лексико-грамматической. При задержке психического развития наблюдается замедление темпа развития уже на уровне сенсомоторного интеллекта. Несформированность и замедление развития мыслительной деятельности и мыслительных операций проявляются в сложностях овладения грамматическим строем языка. При ЗПР наблюдается несформированность высших психических функций (память, внимание, мышление, сенсорный гнозис и т. д., что отрицательно влияет и на развитие речи. Потому что роль высших психических функций в развитии речи очень велика. Экспрессивная речь этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов. С учётом проявления нарушений речи Е. В. Мальцева выделяет три группы детей с ЗПР :

Публикация «Нарушения речи у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

1. дети с изолированным фонетическим дефектом, проявляющиеся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения произношения звуков в этой группе детей связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

2. дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы.

3. дети с системным недоразвитием всех сторон речи (дети с ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений, у этих детей наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи : ограниченность и не дифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложения, аграмматизмы.

Как следствие задержки психического развития, проявляется замедление темпа развития речи с большим нарушением смыслового компонента.

Были обозначены следующие особенности речевых нарушений при задержке психического развития :

1. Главным в структуре речевого дефекта является семантический компонент.

2. Отставание в речевом развитии от возрастной нормы.

3. Встречаются сочетанные речевые нарушения, т. е. возможны дизартрический компонент, алалический и ринолалический компоненты.

4. Характерно системное недоразвитие речи, т. е. страдает и лексико-грамматический, и фонетико-фонематический компоненты речи.

5. Нарушения импрессивной речи :

1. неполноценное различение речеслухового восприятия;

2. недостаточное разграничение смысла отдельных слов;

3. затруднения в дифференциации смысловых оттенков речи;

4. трудности понимания фразовой речи и многоступенчатой инструкции;

5. непонимание грамматических конструкций;

1. Нарушения экспрессивной речи :

1. различные нарушения звукопроизношения;

2. несформированность или неполная сформированность фонематического слуха;

3. скудность словарного запаса;

4. аграмматизм на морфологическом, словообразовательном и синтаксическом уровне;

5. трудности развития связной речи;

6. затруднения в оречевлении действий.

1. Нарушения письменной речи [6, с. 50-52].

Нарушения звукопроизношения у детей с задержкой психического развития встречаются значительно больше, чем у детей с нормальным развитием. У детей с ЗПР наиболее часто встречаются нарушения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Нарушения свистящих связаны с недоразвитием речеслухового анализа. Это имеет подтверждение, в выполнении детьми заданий на повторение слогов с акустически близкими звуками.

Среди нарушений речи господствующее место занимают смешения звуков, а именно свистящих и шипящих ([с] – [ш], [з] – [ж], [с] – [ч],

[с] – [щ], сонорных ([р] – [л]).

У детей данной категории выявлена особенность в соотношении смешений, искажений и замен. Первую позицию по распространённости занимают смешения, вторую – искажения, третью – замены. Исходя из того, что преобладают смешения, то становится понятным, что часто имеют место нарушения речеслухового анализа и синтеза. Исследования В. А. Ковшикова, Е. В. Мальцева показали, что в большей степени нарушения звукопроизношения носят характер дислалии. При стёртой форме дизартрии у детей данной категории недостатки звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляционного аппарата. Отсюда появляются ещё и общая смазанность речи, назальный оттенок речи, замедленный темп речи.

Среди дефектов речевого аппарата выделяют:

• аномалии прикуса (прогнатия, прогения, передний открытый прикус);

• укороченная подъязычная связка;

• толстый массивный язык;

• высокое узкое или уплощённое твёрдое нёбо;

• дефекты строения зубного ряда.

Часто речь таких детей напряженная, аритмичная. При этом отдельные слоги и слова ребенок произносит четко, однако, спонтанная речь неясная, смазанная.

Одно из условий, вызывающих нарушения звукопроизношения у детей с задержкой психического развития – недостаточная сформированность фонематического восприятия.

По данным Е. В. Мальцевой, среди детей с ЗПР, имеющих дефекты речи, больше половины чувствовали значительные затруднения при различении звуков на слух. Дети не дифференцировали не только нарушенные звуки, но и правильно произносимые звуки. Это выражалось в неправильном повторении слогов с акустически близкими звуками. И когда увеличивалось количество слогов, то, соответственно, возрастало и количество ошибок. Необходимо выделить, что применение некоторых облегчённых приёмов не помогло снизить число ошибок. Нарушение фонематического развития у детей с задержкой психического развития проявляются как в сложности различения звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза.

Процесс становления грамматического строя речи детей проходит параллельно с процессом общего речевого развития ребёнка. Основой усвоения грамматической стороны языка является познание ребёнком отношений и связей окружающей действительности, выраженных в грамматических формах языка. Природа грамматической речи детей с ЗПР аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность их речи говорит о непонимании им отношений и связей, существующих в реальности. Ребёнок дошкольного возраста раскрывает связи между предметами и явлениями, познавая окружающий мир. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Выявление различных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями значительно улучшают детскую речь: увеличивается число предлогов, наречий; появляются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Таким образом, грамматический строй речи развивается : ребёнок овладевает навыками словообразования, словоизменения, формообразования и синтаксическими структурами.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста» Какие общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи? Исследование закономерностей специального обучения и.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР) Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 11 декабря 2023 в 13:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нарушения речи у детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сиротенко (УИ 183867) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД