марина данилова
Нарушения психического развития при ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Детский церебральный паралич — это широкая категория нарушений развития, характеризующаяся наличием недостатков мышечной и скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы.
Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича:
спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц – чаще всего сгибателей;
Публикация «Нарушения психического развития при ДЦП» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
гиперкинетическую, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие;
астенически-астатическую, при этой форме заболевания тонус всех групп мышц бывает понижен, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться.
Детям с ДЦП свойственны специфические отклонения в психическом развитии, определяющиеся как временем, так и степенью, и локализацией мозгового поражения, к тому же, на фоне раннего внутриутробного поражения отклонения характеризуются более грубым недоразвитием интеллекта.
Нарушения развития при ДЦП затрагивают различные сферы: познавательную, речевую, эмоционально-волевую и другие.
Подробнее рассмотрим психическое развитие у детей при ДЦП. Уровень психоэмоционального развития ребенка зависит от многих факторов, прежде всего от степени поражения его головного мозга, не маловажное значение также имеет отношение к ребенку окружающих его людей.
Психическое развитие детей с ДЦП своеобразно, так как часто оно выражается сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.
Более частыми проявлениями особенностей психического развития являются : повышенная утомляемость и истощаемость всех психических процессов, а также неравномерный, дисгармоничный характер отдельных психических функций. У детей с ДЦП имеются расстройства эмоционально-волевой сферы, которые выражаются в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, а иногда и наоборот – заторможенностью, застенчивостью, робостью. Данные проблемы чаще всего возникают в следствии вынужденной изоляции, ограниченного круга контактов ребенка, длительной обездвиженности и трудностей в передвижениях. Все эти факторы способствуют неполноценному восприятию предметов и явлений окружающей действительности.
Дети с церебральным параличом часто имеют низкую познавательную активность, что выражается отсутствием интереса к выполнению заданий, а также низкой сосредоточимостью на заданиях. Наиболее остро он проявляется в старшем дошкольном и школьном возрасте при возрастающих интеллектуальных нагрузках. При этом, дети с ДЦП легко прибегают и используют помощь взрослого при обучении и усвоении нового материала. При качественной и своевременно проведенной коррекционно-педагогической работе дети с ДЦП выравниваются в интеллектуальном развитии с условно здоровыми детьми.
Психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Особенностью эмоционально – волевой сферы является вялость и безучастность, обидчивость и возмутимость.
Очень важно, наряду с медицинским сопровождением, проводить своевременную коррекционно-педагогическую работу, направленную на предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, раздражительность, слезливость, неуверенность, боязливость и т. п. Необходимо формировать познавательную деятельность, воспитывать активность и разнообразие интересов, тем более, что у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.
Своевременная и всесторонне проводимая психолого-медико-педагогическая работа позволяет предотвратить патологическое формирование личности у детей-инвалидов, повысить эффективность комплексной реабилитации, что способствует более успешной социальной адаптации и эффективной общественной интеграции детей с церебральным параличом.