МААМ-картинки

Нарушения произношения звуков [Л], [Л’]. Способы постановки

Александра Балаева
Нарушения произношения звуков [Л], [Л’]. Способы постановки
▼ Скачать + Заказать документы

Звуки – основной строительный материал человеческой речи. Нарушения в их произнесении сказываются на общем фоне звучания голоса, вызывая дискомфорт в общении со сверстниками.

Правильное произношение звуков необходимо ребёнку для уверенного общения, для последующего грамотного письма и понимания прочитанного им текста. Нарушение звукопроизношения – не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком устной и письменной речью. Оно отрицательно влияет на его психоэмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт и развитие коммуникационных способностей

Характеристика звуков Л, Ль

Публикация «Нарушения произношения звуков [Л], [Л’], Способы постановки» размещена в разделах

и правильное положение органов речи при их произнесении.

Звук л - согласный, звонкий, твердый.

Звук ль - согласный, звонкий, мягкий.

Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение:

губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;

зубы незначительно разомкнуты;

язык - узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;

между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.

голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.

Мягкий звук ль отличается от твердого л следующим:

губы растянуты в стороны, как при улыбке;

язык - кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы ("бугорки") за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.

Нарушение произношения звука Л - Ль.

Со звуками [Л], [ЛЬ] у детей всегда проблемы: «вампа» (лампа, «ёшка» (ложка, «ук» (лук).

Термин ламбдацизм обозначает недостатки (искажение, пропуск) звуков [Л], [Л']. Вот самые распространённые:

- Звуки [Л], [Л'] в словах вообще опускаются: «апата» (лопата, «ужа» (лужа, «ук» (лук, «ента» (лента, «имон» (лимон, «Ёша» (Лёша) и т. д.

- Межзубный ламбдацизм: при произнесении звуков [Л], [Л'] в словах кончик языка прокладывается между зубами.

- Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо звука [Л] слышится звук, близкий к звуку [у]: «уапа» (лапа, «уапата» (лапата, «зауатой» (золотой).

- Носовой ламбдацизм: корень языка смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна, «нгама» (лама). Этот вид ламбдацизма встречается при ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).

- Замена звуков [Л], [Л'] на другие звуки, – это так называемый параламбдацизм:

- звук [Л] в словах заменяется звуком [В]: «вук» (лук, «гов» (гол, «выжи» (лыжи) и т. д. ;

- звук [Л] в словах заменяется звуком [Г]: «гапата» (лопата, «пагы» (полы, «стог» (стол, «дегага» (делала) и т. д.

- звук [Л] заменяется в произношении звуком [Д]: «дошадь» (лошадь, «мадыш» (малыш, «гадава» (голова) и т. д. ;

- звук [Л] заменяется звуком [j]: «ёшка» (ложка, «юя» (юла, «ёдка» (лодка) и т. д. ;

- звук [Л] в словах заменяется мягким звуком [Л']: «люк» (лук, «ляпата» (лопата, «деля» (дела, «дятель» (дятел) и т. д.

Артикуляционные упражнения, предваряющие постановку зву-ков [Л], [Л']

«Вкусно!»: широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу. Нижняя губа не должна оказывать «медвежью услугу»: она не «подсаживает» язык, он работает в автономном режиме.

«Индюк болбочет»: движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…».

«Гамак»: кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше.

«Качели»: приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны, разумеется).

Если язык упорно не хочет подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, пригодится испытанное упражнение «Лошадка»: пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна!

Для надёжной фиксации языка в «верхнем» положении (на нёбе, выполните упражнение «Грибок»: язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается.

Вышеперечисленные упражнения необходимо выполнять, по меньшей мере, 2-4 недели.

Постановка звука л

1. По подражанию с использованием показа нормальной артикуляции звука после предварительной отработки отдельных элементов артикуляции звука.

2. Межзубная постановка л. Предлагается просунуть кончик языка между зубами, подуть на язык и погудеть. Получается звук, близкий к звуку л.

3. От других звуков (гласных а, ы, у с использованием межзубного положения кончика языка):

• Предлагается тянуть гласный звук а и в это время просунуть кон-чикязыка между зубами, закусив его посередине. В дальнейшем межзубное положение переводят в зазубное положение.

• Ребёнку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твёрдой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребёнок усвоит нужное произношение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языком. В этот момент чётко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребёнка оставался между зубами.

4. Постановка звука вне ротовой полости.

а) Предложить ребёнку пропеть а – а – а с широко открытым ртом.

б) Во время пропевания касаться узким кончиком языка поочерёдно то нижней, то верхней губы.

в) Ребёнку предлагается во время пропевания а – а – а несколько раз плотно прижимать узкий кончик языка к середине верхней губы. При этом получаются мелодичные слоги ла – ла – ла.

г) Внимание ребёнка фиксируется на полученном звуке л и предлагается повторить упражнение, перемещая кончик языка к верхним резцам и убирая за резцы к их корням.

5. От мягкого звука л’ с использованием механической помощи.

При произнесении слога ля между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка вводится зонд № 4. Движения зонда (вниз, вправо или влево) регулируются до получения акустического эффекта твёрдого л.

Постановка звука л’ механическим способом. Для получения зву-ка л’ нужно плотно прижать переднюю часть спинки языка к нёбу так, чтобы кончик языка касался зубов. Это можно сделать с помощью шарикового зонда или чистого пальца.

Специфические приёмы коррекции различных видов ламбдацизма.

1. При губно-губном или губно-зубном произношении необходимо снять губную артикуляцию.

- Используется механическая помощь (нижняя губа опускается вниз пальцем или шпателем, зрительный и кинестетический контроль.

- Далее следует постановка л.

2. При носовом произношении.

- Проводится работа по укреплению мышц мягкого нёба.

- Закрепляется навык дифференциации носового и ротового дыхания.

- Отрабатывается непрерывная подача голосодыхательной струи изо рта.

- Рекомендуется межзубная постановка л.

- В зазубном положении кончика языка проводится тактильный контроль за прохождением воздушной струи по бокам языка. Отсутствие назализации проверяется зажатием носа пальцами.

3. При межзубном произношении кончик языка переводится за верхние зубы.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Фотоотчёт «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [г]»Фотоотчёт «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [г]» Знакомство с буквой "Г" и закрепление произношения звука [г] с детьми младшего дошкольного возраста. Текущая неделя посвящена букве "Г".

Конспект занятия «Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [в] (повторение)»Конспект занятия «Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [в] (повторение)» Задачи: учить слышать и произносить звук подбирать слова со звуком [в], определять положение звука и буквы в слове, развивать мелкую моторику.

План-конспект по коррекции бокового произношения [С] I подготовительный этап Артикуляционные гимнастики: «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка», «Лопаточка – Иголочка». Дыхательные.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Кружковое занятие по закреплению произношения «Буква» А «и звук [А]»Кружковое занятие по закреплению произношения «Буква» А «и звук [А]» Занятие 2. Буква и звук А (закрепление)Задачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки.

Занятие кружка по знакомству с буквой М и закреплением правильного произношения звука [М]Занятие кружка по знакомству с буквой М и закреплением правильного произношения звука [М] Занятие кружка "АБВГДЕЙКА". Буква М и звук [М]1. В программе "Буквария" познакомились с буквой и звуком М. Гном рассказал, как буква М.

Конспект занятия «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [Г]»Конспект занятия «Знакомство с буквой «Г» и закрепление произношения звука [Г]» (закрепление)Конспект занятия кружка «АБВГДЕЙКА» «Знакомство с буквой «Г»(закрепление)Задачи: закрепить произношение звука [г], познакомить.

Знакомство с буквой к и закрепление произношения звука [К] с детьми младшего дошкольного возрастаЗнакомство с буквой к и закрепление произношения звука [К] с детьми младшего дошкольного возраста Знакомство с буквой К и закрепление произношения звука [К]Задачи: закреплять правильное произношение звука К, умение выделять звук [К],.

Знакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [В] c детьми младшего дошкольного возрастаЗнакомство с буквой «В» и закрепление произношения звука [В] c детьми младшего дошкольного возраста 1. В программе "Буквария" познакомились с буквой "В". 2. Среди других букв выделили нужную букву и получили "награду" - воздушные шарики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нарушения произношения звуков [Л], [Л’]. Способы постановки
Опубликовано: 7 октября 2020 в 19:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нарушения произношения звуков [Л], [Л’]. Способы постановки» (включая файлы) размещена пользователем Александра Балаева (УИ 868322) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД