Анастасия Качанова
Нарушение речи у детей с РАС — одно из основных симптомов данного расстройства
▼ Скачать + Заказать документы
Если ваш ребенок ничего не говорит
Нарушение речи у детей с РАС – одно из основных симптомов данного расстройства. Оно стоит наряду с нарушениями социального взаимодействия и поведенческих действий. Именно поэтому родителям малышей, у которых стоит диагноз РАС, важно понимать, что нарушение речи практически неизбежно, а ее развитие – процесс достаточно долгий и скрупулезный, подходить к которому надо со всей ответственностью и пристальным вниманием.
Речевые нарушения у детей с РАС
Публикация «Нарушение речи у детей с РАС — одно из основных симптомов данного расстройства» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Патологии речи у детей с диагнозом РАС – очень распространенная проблема, с которой приходят к логопедам. Причем нарушения могут проявляться в различной степени и разных формах, а могут сочетаться между собой, создавая комплексное нарушение речи. Из типичных симптомов можно выделить трудности установления контакта и коммуникации, монотонность поведенческих факторов, ЗРР, алалия, эхолалия, штамповая речь и слабый невербальный функционал.
Какие бывают нарушения речи у детей с аутизмом?
Алалия (полное отсутствие речи). Встречается у большинства детей с РАС (от 25-30% до 50%, исходя из различных исследований).
Эхолалия (неконтролируемое повторение слов или фраз, услышанных где-то). Обычно данное нарушение характеризуется неуместным воспроизведением тех или иных словосочетаний, а также отдельных слов.
Тахилалия (беглый темп речи). Ребенок воспроизводит большое количество слов, фраз, отчего создается иллюзия развитой речи. При этом отсутствует понимание сказанного.
Позднее появление в лексиконе обращений, а также трудности в построении диалога. При этом монологическая речь развита хорошо. Ребенок может часто говорить сам с собой, но не способен поддержать коммуникацию с кем-то. Он редко обращается к собеседнику по имени и не использует местоимения в качестве обращений «ты», «вы» и т. д.
Позднее появление в речи личных местоимений (в особенности 1-го лица единственного числа «я», а также их неправильное употребление в речевой деятельности. Ребенок может говорить о себе, используя местоимения второго и третьего лица («ты», «он» и т. д.). Говоря о других, также может быть путаница местоимений.
Нарушения грамматического строя речи. Неправильное произношение окончаний, неверное использование глаголов и падежей, некорректное сочетание слов в предложениях, искажение частей речи и т. д.
Непонимание смыслового значения слов, сложности в усвоении сказанной информации, применение собственных неологизмов (придуманные слова).
Слабая мимика, отсутствие жестов и интонаций при разговоре.
Нарушения звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм и т. д.).
Нарушения мелодики речи (изменение темпа, ритма и высоты голоса).
Таким образом, речь ребенка с РАС систематически подвергается множественным искажениям при произношении, иногда носящим комплексный характер.
Специалисты выделяют несколько видов нарушения речи у детей с РАС :
1. Первичный мутизм (отсутствие развития речи с рождения или задержка развития речи). В данном случае начало гуления, лепета, слов, фраз – всё происходит с существенной задержкой. При этом понимание речи тоже нарушено. Этот вид речевых патологий обусловлен выраженной степенью умственной отсталости или сенсомоторной алалией в сочетании с аутизмом.
2. Стандартное развитие речи до 2 - 2,5 лет с последующим
глубоким (до алалии) падением. При данном виде нарушения общее развитие речи поначалу проходит по общепринятым нормам, иногда даже опережая их. Вовремя начинается гуление, лепет и первые слова. Вскоре они переходят в фразы, а затем происходит регресс.
3. Стандартное развитие речи до 2 - 2,5 лет с дальнейшим регрессом (2 – 6 лет) и частичным восстановлением к 7 годам. Также, как и в предыдущем типе, развитие речи происходит в срок, затем - упадок, но к 7 годам речь восстанавливается, правда, в искаженном варианте, сопровождаясь эхолалией и другими нарушениями.
4. ЗРР в сочетании с комплексным нарушением речи. В данном случае развитие речи происходит с существенной задержкой. Далее речь сопровождается различными нарушениями, зачастую комплексными.
5. Ложное развитие речи. При данном виде речевая функция развивается согласно нормам, быстро пополняется лексикон, отсутствует эхолалия. Лишь постепенно (после 4-5 лет) становится понятно, что речевая деятельность не выполняет свою основную функцию. Ребенок не может поддержать диалог, отсутствуют коммуникативные навыки, речь состоит из заимствованных слов и речевых штампов, характерна монологическая речь.
Таким образом, развитие речи у детей с аутизмом характеризуется весьма специфическими чертами и во многом зависит от того, проходит ли коррекция, и когда она была начата. Только в случае должного коррекционного вмешательства полное формирование речи у детей с РАС может быть достигнуто к концу дошкольного возраста. Именно поэтому, если у ребенка стоит диагноз РАС, необходимо как можно раньше обращаться к специалистам и курсами проходить коррекцию по развитию речи.
Развитие речи у детей с РАС
Нарушение речи у детей с аутизмом – это неизбежное следствие, к которому приводит патология. Поэтому коррекционная работа по формированию речевых навыков должна начинаться с развития мозга, в особенности тех его участков, которые отвечают за коммуникативный навык и когнитивные функции.
Для запуска речи у детей с РАС коррекционные занятия должны быть направлены на:
Стимуляцию мозговой активности.
Облегчение восприятия новой информации.
Проявление интереса к окружающему миру.
Социализацию в обществе.
Нейтрализацию агрессии.
Развитие невербальной речи, речевого дыхания и артикуляционного аппарата.
В коррекционной работе с ребенком также важно создать эмоционально-положительный настрой, направленный на коммуникативное взаимодействие. Необходимо простроить работу таким образом, чтобы малыш регулярно переживал приятные эмоции, устанавливал эмоциональный контакт со взрослым, получал достаточное количество сенсорной информации и через игру познавал новые социальные смыслы.
Более того, и в коррекционной работе со специалистами, и в домашних условиях необходимо делать упор на развитие всех органов чувств. Для этого подбираются различные сенсорные игры (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые). Подходят игры с красками, водой, звуками и ритмами, сыпучими и пластичными материалами, а также с продовольствием (для развития органа вкуса).
Таким образом, развитие речи ребенка с РАС должно иметь комплексное воздействие, направленное на работу всех мозговых функций.
Игры на развитие речи у детей с РАС
Формирование невербальной коммуникации (игры на изучение жестов) Родитель делает – малыш повторяет.
Например:
«На» (предложить что-то) – протяните раскрытую ладонь.
«Дай» (просить что-то) – несколько раз сожмите пальцы раскрытой ладони в кулак.
«Да» (согласиться с чем-то) – несколько раз кивните вверх-вниз.
«Нет» (отрицать что-то) – несколько раз помотайте головой влево-вправо.
«Там» (указать на что-то) – покажите указательным пальцем на предмет.
«Сюда» (подозвать к себе) – взмахните ладонью по направлению к себе.
И так далее.
Игры на развитие речевого дыхания
Например:
1. Предложите ребенку понюхать что-то. Для этого упражнения подойдет всё, что есть под рукой: кофейные зерна, цветы, фрукты, сладости и т. д. Предложите сделать глубокий вдох через нос и во время выхода произнести шёпотом «а-а-а».
2. Запотевшее зеркало. Предложите малышу сделать глубокий вдох, а затем выдохнуть ртом на зеркало, от чего оно запотеет.
3. Листики. Соберите немного березовых листьев, положите на ровную поверхность в 2 линии и установите стоп-линию. Предложите ребенку подуть на одну из линий, а затем устройте соревнования, чьи листики быстрее «доберутся» до финиша с помощью потока воздуха. Вместо листьев можно использовать конфетти или шарики из ваты.
4. «Бульки». Для этого упражнения понадобится стакан с питьевой водой и коктейльная трубочка. Предложите малышу подуть в трубочку, чтобы образовались пузырьки воздуха. Покажите, как от силы выдоха увеличиваются пузырьки.
5. Предложите надуть воздушный шарик или мыльные пузыри.
Игры на развитие артикуляционного аппарата
Для мимических мышц: поднимание бровей (вместе и по очереди, закрывание и открывание глаз (вместе и по очереди, сморщивание лба, носа, подбородка. Также предложите повторить эмоции. Покажите, как выглядит радость, грусть, гнев и т. д. Развивайте мимику.
Для пассивной гимнастики языка: выводить язык из ротовой полости вперед и втягивать назад, поднимать вверх к нёбу и опускать вниз, упираться языком в щёки (влево-вправо, делать «трубочку».
Для пассивной гимнастики губ: сделать губы для поцелуя (как у рыбки, широко улыбнуться с закрытым ртом, поднимать верхнюю губу и опускать нижнюю, создавать различные уклады губ, необходимые для произнесения букв.
Игры на развитие органов чувств:
1. Предложите малышу постучать по чему-либо. Например, ложкой по кастрюле. Проговорите, какой звук вы слышите. Покажите, что можно создать ритм.
2. Предложите ребенку несколько разных на ощупь материалов. Трогайте их и проговаривайте, какой предмет на ощупь.
3. Предложите ребенку несколько любых предметов, пусть запомнит их наличие. Затем уберите любой предмет, малыш должен найти «пропажу».
4. Нарежьте кружочки или квадратики из разных материалов (мех, ткань, картон, фольга, белый лист бумаги, целлофан, салфетка и пр.) по 2 штуки каждого и смешайте. Предложите ребенку распределить их по парам.
5. Положите в стаканчики разные пищевые продукты и предложите ребенку определить по запаху, что находится в каждом стакане. Проговаривайте, какой запах сейчас чувствует ребенок, что это, для чего применяется и т. д.
6. Пробуйте вкусы. Предложите, например, дольку мандарина, кусочек яблока, глоток молока. Также проговаривайте, какой вкус сейчас чувствует ребенок.
7. Речевые требования. Просите ребенка выполнять простые просьбы. Например, сесть на стульчик, поднять руку, прыгнуть и т. д.
Обязательно добавляйте занятия по рисованию, лепке, аппликации. Конечно, развитию детей с РАС необходимо уделять много внимания, а любое времяпрепровождение должно проходить с пользой. Помимо регулярных занятий в домашних условиях не пренебрегайте посещением специалистов. Как правило, даже один пройденный курс с логопедом или нейропсихологом показывают положительную динамику в развитии у малышей с РАС.