Анна Яшина
Нарушение произношения заднеязычных звуков и их мягких пар
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение произношения заднеязычных звуков и их мягких пар.
Звуки «К, Г, Х» – звуки раннего онтогенеза и в норме формируются к двум годам.
Постановку заднеязычных осуществляется уже в средней группе.
Постановку усложняет невидимая артикуляция (задненёбные,
невозможность показа и контроля.
Правильная артикуляция:
Публикация «Нарушение произношения заднеязычных звуков и их мягких пар» размещена в разделах
При звуке «К» губы и зубы расположены в зависимости от последующих гласных. Спинка выгнута крутым горбом в зависимости от последующего гласного, плотно прижимается или к задней, или к средней части нёба. В связи с этим опущенный кончик языка то касается зубов (ки, то удаляется от них (ку). Выдыхаемая струя воздуха прорывается между спинкой языка и нёбом
С той же артикуляцией, если голосовые связки напряжены, при выдохе получается звук «Г»
При артикуляции «Х» между выгорбленным языком и нёбом остаётся щель
Факторы предрасположения:
1. Органического характера:
-слишком высокое и узкое твёрдое нёбо, что затрудняет образование плотной язычно-нёбной занавески (язык не может достать нёбо)
- парез языка (подъязычной мышцы)
2. Функциональные (неполноценная речевая среда; неправильный звук появляется по подражанию)
Виды неправильного произношения заднеязычных
1. отсутствие
Иногда при опущенном языке слышится едва уловимое щёлканье голосовых связок
2. замена
(г-д, к-т, х-т, х-к)
Мягкие варианты кь, гь заменяются на боковые ть, дь
Иногда звук Г заменяется на звук, напоминающий южноукраинский Г (как бы звонкий Х)
Воспитание звуков :
1. Упражнения для развития фонематического слуха;
выделение звука на слух в слогах, словах, словах паронимах.
2. Подготовка артикуляционного уклада:
-поднимание и опускание задней части языка (Хватцев М. Е.) :
Кончик языка упирается в нижние дёсна, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого и отчасти твёрдого нёба, то опускается вниз.
- присасывание спинки языка к нёбу, сначала при закрытых челюстях, затем при открытых.
-присасывание распластанного языка к нёбу.
«Лопатка», «Киска сердится», «Грибок», «Гармошка» и др.
- полоскание горла водой, имитация полоскания, «похрапывания»
Способы постановки звука Х с механической помощью и обходным путём.
(обычно постановку начинают со звука «Х», но если он не получается, то можно сначала поставить «К»)
1. Постановка звука по подражанию
Этот способ эффективен при отсутствии звука Х, либо его замене на Ф
Ребёнку не следует широко открывать рот, так как задняя часть спинки не дотягивается до нёба. При нарушенном прикусе рот должен быть максимально прикрыт.
Предложите ребёнку имитировать смех. Смеяться негромко и низким голосом. Взрослый это делает очень эмоционально, чтобы ребёнок не догадался, что вы произносите звук Х.
При произнесении ХА-ХА-ХА звук А должен звучать как нечто среднее между А и Э
Пусть ребёнок смеётся, подставив ко рту ладонь и «попадая в неё своими смешками», ощущая горячую струю воздуха.
В дальнейшем предложите ребёнку смеяться «с нажимом», похохотать насмешливо, издевательски, смешки должны быть короткими и чётко попадать на ладонь, звук Х взрослый произносит всё более чётко.
2. Постановка звука Х от правильного «К» :
Не отрывая язык от нёба, ребёнок произносит «К», как бы выдувая его: КХ-Х-Х-Х; для контроля ребёнок может подставить ладонь ко рту, в дальнейшем присоединить гласный: Х-Х-ХА.
2. Постановка звука Х от правильного мягкого «ХЬ» :
Начните «хихикать» : тихо и отрывисто, не делая упора на гласный звук, дать ребёнку почувствовать, как воздушная струя «верещит» в горле, можно подставив ладонь ко рту.
Затем предложить ребёнку, хихикая, открыть шире рот, должен получиться твёрдый Х
Если мягкость сохраняется, то продолжать шире открывать рот, не отрывая спинку от нёба.
Способы постановки звука «К» :
1. Постановка звука по подражанию :
«Покашлять» с широко открытым ртом, тихо, с минимальным выдохом, будет слышаться лёгкое придыхание.
Большим и указательным пальцем руки логопед может слегка сдавить шею в области горла под подбородком; это сделает звук К при покашливании более отчётливым.
2. Постановка звука «К» от правильного «Х» :
Предложите ребёнку рассмотреть, как он произносит звук Х : корень языка прикасается к нёбу, пусть ощупает это место языком.
Нужно, чтобы во время длительного произнесения Х, ребёнок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком. Если звук получается слишком взрывным или напряженным, нужно потренировать его шёпотное звучание.
3. Постановка звука «К» на вдохе:
Ребёнок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину» Покажите ребёнку, как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию КА-КА-КА.
Ещё это можно сравнить с беззвучной имитацией храпа (шёпотом, без раскатистого горлового звука) Логопед может произносить в данном случае звук, максимально близкий по звучанию к звуку К.
В дальнейшем пусть ребёнок произносит слог КА сначала на вдохе и тут же на выдохе:
(«всосал улитку – теперь выпусти её» или «всхрапнул внутрь – теперь наружу»)
Во избежание появления раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шёпотом.
Когда слог КА на вдохе ребёнок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно, затем тренируйте этот звук на выдохе в сочетании с другими гласными.
4. Постановка звука «К» с механической помощью (целесообразно при парезах языка)
для этой цели можно взять широкий шпатель, чайную ложечку.
(предмет должен быть достаточно широким, иначе язык будет уворачиваться от инструмента).
-предложите ребёнку произносить слоги ТА-ТА-ТА; в это время вы, нажимая на его кончик языка, постепенно и осторожно продвигаете его вглубь рта; всё это время ребёнок произносит слоги ТА-ТА-ТА
-по мере продвижения языка вглубь рта звук будет меняться : нечёткий ТЬ, затем нечёткий мягкий КЬ, в какой-то момент вы услышите КА-КА-КА
-перед выполнением упражнения расскажите ребёнку, что вы собираетесь делать; предупредите его, чтобы он не мешал вам отодвигать язык вглубь рта, и что звук, который он будет произносить, от этого будет меняться; пусть не мешает ему изменяться; предложите ему вместе посмотреть, какой в итоге получится звук.
-когда получится правильный звук К, ещё какое-то время придерживайте язык ребёнка шпателем, сообщите ему, что именно этот звук вы и хотели услышать, как-нибудь его назовите (покашливающий звук) и ещё раз проговорите с ним эти слоги; когда ребёнок начнёт произносить их безошибочно, назовите звук К
Правильная артикуляция мягкого звука «КЬ»
При этом звуке кончик языка упирается в нижние зубы, а его средняя часть – в нёбо, образуя смычку, которую выходящая струя разрывает.
Губы, обнажая зубы, - в «улыбке».
Струя идёт по середине языка при смычке.
Способы постановки мягкого звука КЬ
Начните работу с произнесения звука «И»
При смычке средняя часть языка касается нёба и резко опускается. Если длительно прижимать эту часть к нёбу, воздух может пойти по краям языка и будет слышаться хлюпающий звук.
И-ХИ-КИ; предложите ребёнку с напряжением произнести : КИСА, а затем задержаться на первом слоге – КИ; потом пробуем произнести этот звук отдельно : КьКьКь
Можно также поставить звук «Г» от «ДА»;
звук «Х» от «СА» (СА-СЯ-ХЯ-ХА)
Алгоритм работы над звуком :
автоматизация в слогах
-в словах:
-в словах между двумя гласными
-в стечении с согласными
дифференциация звуков, акустически близких по звучанию:
-в словах
-во фразе