Игитова Надежда Вильямовна
Народный календарный праздник для детей 6–14 лет «Купальские забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное учреждение здравоохранения
«Тульский областной детский многопрофильный санаторий «Иншинка»
Филиал для детей с родителями
для детей 6 -14 лет.
Купальские забавы.
Воспитатель Игитова Н. В.
Ясная Поляна – 2018 год.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Публикация «Народный календарный праздник для детей 6–14 лет „Купальские забавы“» размещена в разделах
- Иван Купала. Праздник для детей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2018
Цели: формировать понятие о традициях и обычаями праздника Иван Купалы; дать представление о связи человека и природы; вызвать интерес к родной природе; воспитывать бережное отношение к природе; расширять представления детей о культуре своего народа, языке и обычаях; развивать творческую активность.
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (удивление, интерес, радость) при проведении комплексно-тематического мероприятия; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в конкурсах и играх; игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей его содержанию; высказывать свою точку зрения, рассуждает и дает необходимые пояснения; активно участвует в подвижных играх.
Материалы и оборудование: костюм Водяного, трезубец, письмо Бабы-Яги; атрибуты для конкурсов и соревнований: канат, ложки, тарелки, решето, теннисные мячи, машинки, листья папоротника (искусственные, цветы Иван-да-марьи.
Музыкальное сопровождение: «Море» муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»; «Русский перепляс», рус. нар. песня, обр. К. Волкова; «Плясовая», муз. Т. Ломовой, хоровод «А я по лугу» рус. нар. песня обр. В. Агафонникова.
Содержание организованной деятельности детей.
1 Вводное слово воспитателя.
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли.
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна.
Значит, к нам пришло уж лето!
Иван-Купала у двора!
Славянский праздник Иван Купала, важнейший праздник наших предков, празднуется в ночь на 7 июля. В древности он олицетворял наивысший расцвет природы. В основе купальских обрядов лежит культ почитания воды, огня и солнца, да и как их не чтить, ведь вместе с матерью сырой землей они дают силу всему живому.
С принятием христианства именно в этот день церковь отмечает рождение Иоанна Крестителя. Этот пророк и проповедник предсказал пришествие Иисуса Христа. Знаком принятия новой веры Иоанн выбрал обряд крещения (то есть омовения) людей, погружая их в воду. Когда явился Иисус Христос, он тоже крестился в реке Иордан. В память об обряде крещения возник обычай купаться в Иоаннов день. Так в одном празднике исторически слились воедино языческий праздник Иван Купало и христианский Иоанна Крестителя.
Считается, что с Троицы до Ивана Купалы – это время разгула всякой нечисти, русалки на сушу выходят и путников к себе заманивают, лешии в лесу безобразничают, а особенно ведьмы шалят.
Трава купается в соку,
Коренья млеют в полной силе.
Хохочет нечисть словно бес
Под ночь Купалы он под боком.
2 Введение игрового момента
Появляется Водяной. Вместо трезубца у него на посохе вилка.
Воспитатель: Что за сказочный герой жизнь свою связал с водой? …
Ответы детей. (Нептун, Водяной)
Водяной: Ой, горе мне, горе, Баба-Яга украла мой трезубец, а без него
я уже не царь морской. Вот она мне письмо прислала:
Читает письмо Бабы-Яги: «Водяной! Трезубец твой на улице под кустиком. Найдешь его - останешься царем морским, а не найдешь, станешь креветкой королевской»
Водяной плачет. Люди добрые помогите найти мой волшебный трезубец, у меня сил нет на суше, а я вас отблагодарю, об обычаях и традициях купальских расскажу.
Воспитатель: Делимся на две команды, пусть это будет первое соревнование - надо найти трезубец Водяного (на определенной территории). А в конце праздника мы узнаем, чья команда умнее и сильнее.
Ищут трезубец на участке.
Водяной: Молодцы, ловкие повезло мне с вами. Сила ко мне вернулась, а какая из команд сильнее, давайте узнаем.
Перетягивание каната.
Водяной: Вот молодцы – сильные, ловкие. А теперь я расскажу вам о купальских традициях. Первая – чтить огонь и солнце. В ночь на Купалу зажигают костры и прыгают через них, водят вокруг них хороводы.
Раньше были времена
До чего же хороши
Вечеринки и вечерки
Были праздником души
Собирались песни пели,
У костров в ночи сидели
Иль под звездный небосвод
Все водили хоровод.
Хоровод «А я по лугу»
От купальских костров поджигают колеса и пускают их с крутых берегов в реку. Я думаю это делать мы не будем, так как день на дворе, а вот солнышко почтить надо.
Игра «Солнышко, солнышко разбросай колечки»
Выбирается ребенок на роль «солнышко».
Дети поют: Солнышко, солнышко погуляй у речки,
Солнышко, солнышко разбросай колечки.
Мы колечки соберем, золоченые возьмем. 2р
Солнышко во время пения разбрасывает колечки меньше количества детей, характер музыки меняется, дети танцуют, солнышко следит за тем, чтобы никто из детей не наступил в колечко, с концом музыки дети занимают колечки, кому не хватило, выбывает, игра повторятся несколько раз.
3. Трава купается в соку.
Водяной: Солнце и вода вместе дают силы всему живому, в купальской песне пелось :
Приехала Купаленка
На семидесяти тележках
Привезла Купаленка
Добра и здоровья,
Богатства и почести.
Главное добро – это здоровье. Так вот в ночь на Купалу земля, вода и солнце дают травам такую силу, что они могу исцелить любые болезни, надо только искупаться, а вот в чем, вы узнаете, отгадав загадку:
Утром падаю всегда – ни дождинка, ни звезда.
И сверкаю в лопухах на опушка и лугах. (Роса)
Кто знает, когда роса выпадает, и почему она бывает?
Ответы детей. Роса образуется в природе, когда теплый влажный воздух, соприкасается с холодной поверхностью. Роса не образуется на земле или тропинках, так как они долго сохраняют солнечное тепло. Она образуется на траве или растениях, которые остыли.
Причем только незначительная часть влаги, которую мы наблюдаем на растениях утром, является росой. Основная часть влаги (а иногда и вся влага) произведена самим растением. Влага проступает из растений через поры листьев. Это является продолжением процесса ирригации растений по обеспечению листьев водой из земли. Начинается этот процесс днем, чтобы защитить поверхность листа от солнечной жары, и продолжается в ночное время.
С Ивана Купалы на Руси начинался сбор лечебных трав. Первая русская аптека была открыта в Московском кремле в1881 году при царствовании Ивана Грозного, Аптека называлась царской, имела большой выбор медикаментов и отличалась пышным убранством. Открыл ее английский аптекарь (Джеймс) Яков Трепсем. В1620 году был учрежден аптекарский указ. В царствование Алексея Михайловича (1629-1676) были основаны еще две аптеки6 одна – в московском Гостином дворе, другая – в Вологде. В то же время в Москве было создано три аптечных огорода, где выращивались лекарственные травы.
Знаете ли вы как травку лечебную или цветочки полевые собирать надо?
Есть несколько правил, которые надо соблюдать при сборе цветов и травы.
1. Травы и цветы должен собирать человек, который в них хорошо разбирается.
2. Для того, чтобы сделать запас трав на зиму, нужно успеть их собрать в период их наибольшей эффективности.
• Цветки собирают в начале цветения.
• Листья - до и во время цветения.
• Корневища - ранней весной или осенью.
• Плоды - в период их зрелости.
3. Непреложное правило: собирать надо только здоровые и чистые растения, без насекомых.
4. Лучше собирать травы в солнечные дни, когда они сухие.
5. Ни в коем случае нельзя собирать травы и цветы на полях и лугах с химическими удобрениями, у берегов загрязненных водоемов, вдоль железных дорог и вблизи шоссе и дорог с активным движением, а также вокруг промышленных объектов.
6. Нельзя рвать растения с корнем. Это причиняет им вред.
7. Следует также помнить, что многие растения находятся под защитой - их собирать нельзя.
Сейчас, соблюдая все правила сбора растений, я вам предлагаю венок купальский сплести. Венок это особый, обычные венки из цветов плетутся, а купальский из травы, парни и девушки симпатизирующие друг другу обмениваются венками, а девушки не нашедшие себе сердечного друга пускают свой венок по воде со словами: «Мил дружок найди мой венок».
Каждая команда плетет по купальскому венку. Балл – за красоту, балл – за быстроту.
Есть такой цветок – Иван-да-марья, кто знает, как он выглядит? Иван-да-марья – это символ, воды и огня, мужчины и женщины. У этого цветка на одном стебле растут желтые цветки (Иван-солнце) и синие (Марья - вода). Говорят, этот цветок помогает найти свою настоящую любовь.
Купало спелый бог плодов,
Текут горящие колеса.
И разгорается любовь,
И остужают ее росы.
Где-то на этой поляне, растет цветок Иван-да-марья, кто его найдет тот удачу и балл своей команде принесет.
Ищут цветок Иван-да-марьи
А теперь, я вам расскажу главную легенду купальской ночи. Говорят, в эту ночь распускается дивный цветок папоротника, он ярко красный небывалой красоты и от него исходит сияние. Цветет он всего лишь час, а потом неведомые руки уносят его в никуда. Самые смелые люди в купальскую ночь отправляются в лес за волшебным цветком папоротника, ведь с его помощью можно клад найти (он светится в том месте, где клад зарыт, а еще он своему владельцу счастье приносит. Цветок, конечно, днем мы не найдем, а вот листочек его вы мне принесите – это еще одно командное соревнование.
. Дети ищут листья папоротника.
По легенде мой цветок клады открывает.
Говорят, что раз в году чудо то бывает.
Но скажу на чистоту – я вообще-то не цвету.
Настоящие листья папоротника рвать я вам не советую, они ядовитые, от них руки опухают, и тому же они стали редко встречаться, так что их рвать не надо, надо беречь.
4. На Ивана на Купала - поливай кого попало.
Водяной: Сейчас я загадаю загадки, а вы, отгадав их, перечислите мои любимые владения.
Чья команда больше загадок разгадает, та получит еще один бал в наших соревнованиях
Он без рук, он без ног из земли пробраться смог.
Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)
Не вода, не суша в лодке не уплывешь,
И ногами не пройдешь. (Болото)
Кругом вода, а с питьем беда.
Кто знает, где это бывает. (Море)
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
Узкий кончик в роднике, а широкий в море. (Река)
Много рек, озер, морей он в себя вобрал.
Ты подумай и ответь, что за великан? (Океан)
Под осоку, на песок уронили поясок.
И лежит - да не поднять, и бежит – да не догнать (Ручей)
Зеркало большое средь полей лежит
Небо отражает, землю украшает. (Озеро)
А теперь самые любимые мной купальские традиции – мокрые, воде посвященные, в этот день вода – целебная и волшебная (Водяной мочит в воде венок и обрызгивает всех, а главное особенно мокрая.
5. Командные соревнования.
Команды строятся на площадке, на линии старта, проводятся соревнования:
- Перенести воду ложкой. (На линии старта стоит емкость с водой, каждый член команды зачерпывает воду ложкой и переносит ее на линию финиша, в пустую емкость, действия продолжаются пока звучит музыка, команда, которая перенесла больше воды - побеждает)
- Выдуть шарик из тарелки с водой (Каждый член команды, по очереди, с линии старта, бежит на линию финиша и там выдувает из тарелки наполненной водой теннисный шарик, чья команда выдует больше шаров - побеждает)
- Водой нарисовать водяного на асфальте. (Каждая команда рисует на асфальте Нептуна водой, использовать могут веники из травы, ладошки, ковшики и т. д. кто лучше нарисует – побеждает)
- Перенести воду в решете. (На линии старта стоит емкость с водой, каждый член команды зачерпывает воду решетом и переносит ее на линию финиша, в пустую емкость, действия продолжаются пока звучит музыка, команда, которая перенесла больше воды - побеждает)
- Кто дальше брызнет. (Каждый член команды из емкости зачерпывает воду и брызгает ее с линии старта, в какой команде брызги дальше, те побеждают.)
- Перенести воду в ладонях. (На линии старта стоит емкость с водой, каждый член команды зачерпывает воду ладошками и переносит ее на линию финиша, в пустую емкость, действия продолжаются пока звучит музыка, команда, которая перенесла больше воды - побеждает)
- Перенести воду соломинками (На линии старта стоит емкость с водой, каждый член команды опускает соломинку в воду и зажав один конец пальцем переносит воду на линию финиша, в пустую емкость, действия продолжаются пока звучит музыка, команда, которая перенесла больше воды - побеждает)
- Бег по болоту с завязанными глазами по памяти. (На асфальте рисуются круги водой, каждый член команды, с завязанными глазами, по памяти с линии старта, идет к линии финиша, команда помогает, подсказывая, назад бегом без повязки, команда – побеждает.)
- Перевезти стакан (тарелку) полный воды на детской машине. (От старта до финиша и назад каждый член команды за веревочку перевозит машинку, в которой стоит тарелка с водой, в чьей тарелке в конце соревнования останется больше вода – побеждает)
- Перенести стакан (тарелку) на голове (спине) (От старта до финиша и назад каждый член команды переносит тарелку с водой на голове,
- поддерживать можно, в чьей тарелке в конце соревнования останется больше воды – побеждает.)
Водяной: И так чья команда победила в наших Купальских забавах, кто набрал больше баллов…
Мне кажется листочек папоротника, что-то хочет нам показать.
Листик папоротника в руках Водяного ведет детей к месту, где спрятан клад (подарки для команды победительницы и конфеты для всех)
Воспитатель: Водяной, тебе понравилось в гостях у нас.
Водяной: Да очень, все ребята молодцы.
На Ивана, на Купала
На траву роса упала,
Над рекой горят костры,
Всюду игры детворы,
И от старших вдалеке
Парни с девками в реке
Моют кожу до бела,
Чтоб как снег была бела,
Чтобы хвори не пристали,
Чтобы руки не устали,
И в любой работе
Были бы в почете.
А кто папоротник встретит
И цветок его приметит,
Да к тому ж его сорвет –
Силу сразу обретет,
И с удачей дружен будет:
Ненаглядная полюбит,
Все дела наладятся,
Нечисть не привадится.
Всем спасибо за веселье
И за помощь вам добра.
Пообсохнуть нам пора,
До свиданья детвора!
Водяной уходит.
Рефлексия:
- С каким праздником мы сегодня познакомились?
- Что нового узнали?
- Какие задания выполняли?
- Что понравилось?