Людмила Николаевна Глушенкова
Народные праздники и их значение в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
В ДЕТСКОМ САДУ»
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия человечества. В этом следует видеть стремление людей к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, появляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Великий русский педагог К. Ушинский еще в XIX веке отмечал, что западный человек ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось, и есть опасность превратиться в Иванов, не помнящих родства. Мы даже и праздников своих толком не знаем. Может быть, это следствие того, что
Публикация «Народные праздники и их значение в детском саду» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
более 70 лет они были как бы под запретом, так как имели “связь” с церковью? А ведь вся наша культура всегда рождалась в недрах религии и тысячелетиями была с ней связана. Рождество, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, Покров.
И, конечно же, Иван Купала, пусть не признанный официальной церковью, но один из самых любимых праздников. На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновре-
менно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.
Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения сказок, заучивания потешек и
прибауток дети приобщаются к русской народной культурой в комплексе всех её видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-
эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде всё это соединяется, поэтому приобщение к народному искусству ставит задачу синтеза: дети учатся не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Вообще именно в праздниках фиксируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии.
Прежде чем приступить к подготовке народного праздника, нужно самому
педагогу внимательно ознакомиться со всеми его особенностями, характерными чертами, традициями, обычаями, обрядами.
Необходимо подобрать детскую и познавательную литературу, картины и иллюстрации по тематике праздника. Очень важно привлечь родителей к совместному творчеству. Они помогут вам в изготовлении атрибутов и костюмов, да и в самом празднике могут стать полноправными участниками.
СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА :
- подготовку к празднику следует осуществлять постепенно, на
организованной образовательной деятельности – познание, чтение художественной литературы, коммуникация, музыка, физическая культура, художественное творчество;
- необходимо тщательно продумывать сочетание на празднике различных
видов искусств;
- подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной,
утомляющей детей;
- недопустимы случаи нарушения режима жизни дошкольников;
- необходимо уделять внимание максимальной активности участия всех
детей в народном празднике;
- нельзя выбирать для выступления на празднике только способных и талантливых детей; в программу праздника надо включать подвижные
игры, хороводы, танцы, разученные с небольшими подгруппами,
выступления взрослых героев;
- праздники можно проводить в первой или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от
возраста детей и содержания самого праздника;
- по длительности и содержанию праздники не должны быть у томительны
для детей и перенасыщены;
- в день праздника проводить организованную образовательную деятельность
не следует;
- после праздника в последующие дни по желанию детей можно повторить
песни, хороводы, игры, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления;
- все организационные вопросы по подготовке к проведению праздника
обсуждаются заранее;
- большое внимание нужно уделять содержательности сценариев народных
праздников, способствующих воспитанию нравственного поведения, дружеских взаимоотношений детей в группе;
- тематика и музыкальный репертуар народного праздника должны усложняться в связи с возрастными особенностями детей;
- дети должны принимать посильное участие в подготовке