Варвара Абрамова
Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания при организации образовательной деятельности по физическому развитию дошкольников
Детство – каждодневное открытие мира
и поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего,
познанием Человека и Отечества,
их красоты и величия.
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подвижные игры для детей
- Темочки
В последние годы проблема нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно - патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физкультурой и спортом.
Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек - крепкий, сильный, здоровый человек. Как гласит народная мудрость «В здоровом теле здоровый дух» а физически здоровый человек крепкий духом и поэтому он добрый, терпеливый, уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Давайте детям больше и большеобщего,
человеческого, мирового,
но преимущественно старайтесь
знакомить их с этим через родные
и национальные явления.
В. Г. Белинский.
Из опыта работы:
Использование народных игр в образовательной деятельности по физическому развитию. Формирование положительного отношения дошкольников к физической культуре через использование народных игр и праздников в образовательной деятельности.
Для того чтобы донести до сознания детей то, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях я обратилась к народным играм, ведь они являются важным пластом национальной культуры способствующее патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Эти игры ценны в педагогическом отношении,оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли,развивают нравственные чувства,физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой интерес к народному творчеству. Большинство народных игр требует от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений. Воспитывает в них смелость, коллективизм, честность развивает выносливость. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
В своей работе я использую русские народные игры и игры вологодского края. ДляНОД подбираю насыщенные разнообразными моторными действиями народные игры и игры эстафеты с использованием регионального компонента. Мой опыт показывает, что детям очень нравятся такие занятия, они вызывают чувство радости, море положительных эмоций, дарят детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, и также несут обучающий момент – дети непринужденно совершенствуют навыки движений. Даже те дети, которые нерешительны и боязливы в обычной, традиционной обстановке, выполняя движения, испытывают затруднения и нерешительность, боязнь выполнить неправильно, то в игровой форме все проходит легко и просто, стираются все грани нерешительности, неуверенности и страха.
Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость. Сегодня народные игры почти исчезли из детства. Сохранение и возрождение национальной культуры является ныне одной из первостепенных задач. Что бы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
В связи с этим возникла необходимость создания кружка «Калейдоскоп русских народных игр», кружок посещают дети средних групп.
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения воспитанниками русскими народными подвижными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность. Повысить двигательную активность детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр.
Во время занятий кружка я старалась создать эмоционально благоприятную атмосферу в спортивном зале, учитывала индивидуальные особенности детей, их потребности в движении. Многие игры проходили под музыку. Большое внимание я уделяла развитию доброжелательных отношений между детьми. Вовремя кружка дети играют в народные подвижные игры, благодаря которым у них развивались как физические качества, так и развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей.
Данная программа содержит три раздела:
I раздел. Основы народной культуры.
(в этом разделе знакомлю детей с праздниками народного календаря, традициями, обычаями).
II раздел. Народная хореография, хороводы (Хореография дается детям не как искусство, а как часть традиционной культуры русского народа).
III раздел. Русские и народные игры и игры вологодского края.
Неоценимым богатством является календарные народные праздники.
Большое место в приобщение детей к народной культуре должны заниматься народные праздники и традиции. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, ав них заложена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Ни один народный праздник не обходиться без хороводных и подвижных игр. Вот и в нашем детском саду стало доброй традицией проведения праздника как ярмарка народных игр. Перед каждой ярмаркой проводиться предварительная работа с детьми: знакомство и повторение традиций проведения ярмарок на Руси, разучивание новых народных игр, хороводов, частушек, рассматривание русских народных костюмов. Ярмарка по традиции проводится один раз в год в феврале в месяц спорта. Цель такого мероприятия- объединение детей всех возрастных групп, а так же сотрудников дошкольного образовательного учреждения через совместную деятельность.
«Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить».
А. М. Горький
Вывод:
В заключение своего выступления хочется сказать, что благодаря знакомству с русскими народными играми, мы сохраняем свои традиции, обеспечиваем духовное и физическое здоровье наших детей. Благодаря этому у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре и традициям родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.