Анна Хаджи
Народные игры в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад ст. Плавица Добринского муниципального района Липецкой области
(МАДОУ д. сад ст. Плавица)
«Народные игры в детском саду»
Подготовила:
воспитатель Хаджи А. И.
2021 г.
Публикация «Народные игры в детском саду» размещена в разделах
«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».
В. Белинский.
Народные подвижные игры – это, как правило, игры, которые передаются из поколения в поколение. Для дошкольников они просты и интересны, и без всяких на то усилий ребенок знакомится с обычаями, особенностями характера своего народа, впитывает тот неповторимый колорит, который несет в себе народное творчество.
С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром. В контексте современных учебно-воспитательных программ внимание именно к народным играм особое, поскольку эти игры способствуют сохранению национальных традиций, культурного наследия, а также помогают формировать национальное самосознание. Для реализации этих целей важно разработать методически корректную систему включения образцов народного творчества в повседневный образовательный процесс, что достигается не только обеспечением подходящего инвентаря, но и особой творческой атмосферой, которую должен создать педагог.
Что такое народные игры
Народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и т. д.). Эти традиции — источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности. Народная игра является одним из лучших способов реализации игровой задачи.
Существует известное высказывание, ставшее народным : «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».
Л. А. Лямина
Цели, задачи и принципы работы с народными играми
Для правильного использования народных игр в образовательном процессе нужно чё тко представлять цели этого вида деятельности:
1. Расширение культурных границ.
2. Активизация мыслительной деятельности ребёнка.
3. Развитие памяти, речи, воображения.
4. Воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа.
Для реализации этого теоретического базиса необходимо выполнение следующих методических задач:
• пробуждение интереса детей к народной культуре, истории своего народа, традициям;
• развитие познавательных способностей детей при помощи фольклорных произведений (закличек, сказок, считалок и пр.);
• развитие чувств эстетического характера при помощи различных художественных образов;
• воспитание чувства партнёрства в совместной деятельности.
Реализовать поставленные задачи помогает соблюдение следующих принципов введения игр в процесс воспитания и обучения:
1. Наглядность в достаточном объёме. Необходимо помнить, что лучше всего дети воспринимают информацию зрительно.
2. Демонстрация должна быть последовательной, нужно также предусмотреть возможность вариативного сочетания её элементов. То есть, например, сначала дети учатся выбирать ведущего с помощью считалочек, а потом это становится неотъемлемой частью начала большинства игр.
3. Обязательно включение детей в анализ наблюдений за теми или иными объектами игры.
4. Необходимость соблюдения культуры показа и оформления наглядности (аккуратность, подходящий размер и т. д.).
Правила проведения игр
На успех игровой деятельности влияет ряд факторов:
1. Возраст. Чем младше дети, тем проще правила, которые усложняются постепенно за счёт новых элементов. А также первые игры должны быть с песенками, стихотворениями и обязательным примером, который показывает взрослый в роли ведущего, так как малышам ещё сложно полностью координировать все свои движения без наличия модели поведения.
2. Место проведения. Это может быть зал, комната группы, коридор или улица. Помещение перед игрой должно быть хорошо убрано и тщательно проветрено.
3. Количество игроков. Включать в игру сразу всех детей необязательно, тем более, если комната небольшая. Лучше разделить малышей (играющие и судьи, мальчишки и девочки и т. д.).
4. Инвентарь. Мячики, скакалки и всё, что может потребоваться в процессе игры, должно быть подготовлено заблаговременно.
Классификация народных игр
Для реализации дидактических задач для каждой возрастной группы создаётся своеобразный каталог подходящих игр, которые можно разделить:
1. По сюжетной тематике. Для младших групп — игры детей, связанные с вечной борьбой добра со злом. Для средней группы — с отношением к природе. Для старшей и подготовительной — с бытовыми темами.
2. По интенсивности двигательной активности. В целях безопасности стоит придерживаться правила: чем выше подвижность, тем старше дети.
3. По типу движений. Этот параметр определяется предыдущим. Игры могут быть с мячом, с бегом, с метанием в цель и т. д.
4. По сложности содержания. Чем проще, тем младше дети.
А также игры отличаются принципом проведения:
• хороводные (к примеру, «Каравай»);
• сидячие (например, «Кольцо»);
• подражательные («Заинька»);
• с выбором (участник после определённых движений и слов выбирает следующего – «Ручеёк»);
• с диалогом;
• игры-забавы.
Для детей младшей группы наиболее актуальными являются хороводные игры и с преследованием. Для средней группы интересны игры-забавы и игры с выбором. Для детей старшей и подготовительной группы — сидячие, игры с диалогом.
Подготовка к игре
Основной принцип создания среды для предметно-игровой деятельности — реализация права малыша на игру, то есть свободный выбор темы, игрушки и т. д. Кроме того, для организации игры важны :
• системность (гармоничное соотношение всех элементов игры между собой, а также игр в целом в общей системе образования);
• универсальность (чтобы вместе со взрослым ребята могли трансформировать пространство для осуществления того или иного замысла).
Структура игровой среды
Возможность проведения той или иной игры напрямую зависит не только от возраста детей, но и от наличия нужных атрибутов. Поэтому в состав предметно-игрового поля входят:
• уличная площадка для игр;
• оборудование (стулья, стол, скамейка и т. д.);
• игрушки и необходимые инструменты (мячи, скакалки, детские бубны, маракасы и пр.).
Очень важно, чтобы все материалы были безопасными для детей.
Общая методика проведения
Для проведения большинства игр необходим ведущий. Если в младших группах эта роль остаётся за воспитателем, то в средней, старшей и подготовительной стоит уделять особое внимание выбору лидера. Иначе обид и слёз будет не избежать. Самый лучший способ выбрать ведущего — предложить считалочку: на кого покажет случай, тот и водит. Вот несколько примеров таких стишков:
• Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!
• Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет по полям
Тут и там.
Где проскачет он,
Выходи вон!
Картотека народных игр (примеры)
Определяющим фактором выбора забавы является возраст детей, поэтому и картотеку игр уместно организовать по этому принципу.
Игры для первой младшей группы
Для детей младшей группы (первой и второй) наиболее актуальными являются хороводные и игры с преследованием.
«У бабушки Маланьи»
Инструкция:
Дети повторяют движения ведущего-воспитателя, которые иллюстрируют стихотворение.
• У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами,
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…
(воспроизводят действия, показанные Ведущим).
«Ручеёк»
Инструкция:
1. Дети становятся парами (желательно мальчик с девочкой).
2. Тот, кому пара не досталась, проходит под аркой рук и выбирает себе партнёра.
3. Новая пара становится в конец ручейка.
4. Оставшийся одиночка таким же образом ищет пару себе.
«Салки»
Инструкция:
1. Считалочкой выбирается ведущий.
2. По его команде игроки разбегаются.
3. Салка догоняет одного и осаливает.
4. Это участник теперь становится ведущим.
Игры для второй младшей группы
Во второй младшей группе сюжеты игр уже немного сложнее по сравнению с первой.
«Дай платочек»
Родиной этой игры является Азербайджан.
Инструкция:
1. Дети делятся на две команды и строятся в две шеренги напротив друг друга.
2. Руки заводят за спину.
3. Выбранные капитаны берут платочек и, обойдя своих игроков сзади, кладут одному в руки платок.
4. Воспитатель даё т сигнал: «Дай платок!», и те, у кого он оказался в руках, должны сделать это так быстро, как только можно.
5. Тот, кто оказался первым, зарабатывает балл для команды.
Игры для средней группы
Кроме уже упомянутых выше, для детей этого возраста можно предложить несколько вариантов.
«Сова»
• Ах, ты, совушка-сова,
Золотая голова,
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Инструкция:
1. Выбираем сову, остальные — мыши.
2. Сова кричит: «Утро!» и дети бегут.
3. На слово «День» реакции нет никакой. А на «Вечер» мыши начинают пищать.
4. Сова говорит: «Ночь», игроки собираются вокруг неё.
5. Ведущий начинает шептать каждому участнику что-то смешное.
6. Кто рассмеялся или сделал какое-то движение, выбывает.
Игры для старшей и подготовительной групп
В играх для этого возраста задания становятся более разнообразными и охватывают больше сфер развития.
«Колечко»
• Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдёт,
Тот колечко найдёт!
Инструкция:
1. Дети садятся на лавочку и смыкают ладони ракушкой.
2. Ведущий подходит к каждому и вкладывает одному кому-то предмет, который имитирует колечко.
3. Затем поёт песню.
4. Задача того, кто с колечком, после этих слов убежать, а остальных игроков — догадаться у кого «колечко» и удержать его за руки. Если удалось, то «кольцо» передаётся тому же ведущему. Если же игрок убежал, то он становится ведущим.
Народные игры — это инструмент, который не только развлекает малышей, но и является полноценным учебно-воспитательным элементом. Разминка ли это между другими занятиями или целый фестиваль народных забав, при грамотном планировании и учёте возрастных особенностей своих воспитанников педагог способен организовать полезное и красивое мероприятие, отвечающее многим задачам дошкольного учреждения.