Анна Яковлева
Народные игры и праздники как средство патриотического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается и отношения к событиям нашей истории, к Родине. К сожалению, у детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. В период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к воспитанию детей в рамках лучших традиций нашего народа, вернуться к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Одним из важнейших направлений развития патриотизма среди детей старшего дошкольного возраста является использование в воспитании и обучении элементов народной культуры в целом, а именно народных игр и праздников. В народной культуре заложены самые искренние, базовые основы патриотичного отношения к Родине, ее природе, народу. В связи с этим в условиях современных дошкольных учреждений крайне важно внедрять элементы народной культуры для развития патриотических чувств дошкольников.
Публикация «Народные игры и праздники как средство патриотического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Патриотическое чувство не возникает у детей дошкольного возраста само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного
воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется
под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном
учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети продолжают знакомиться с историей и культурой региона, России, узнают о музеях, о ремеслах, об одежде, о предметах быта и т. п. Накопление знаний о культуре, быте народов нашей родины идет в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, музыкально-художественной деятельности, подвижных игр, хороводов с речевым содержанием, способствующих речевому развитию, вырабатывающих ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу; театрализованных представлений на основе познавательного материала, усвоенного детьми; настольно-печатных игр с историческим содержанием, способствующих дальнейшему развитию речевого мышления.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Народные игры – это неотъемлемая часть воспитания. В игре дети проживают, проигрывают различные роли, развиваются физически и нравственно. Народные игры имеют многовековую историю: из глубокой старины дошли они до наших дней, хранимые и передаваемые из поколения в поколение, вбиравшие в себя все самое лучшее из национальных традиций.
Народные игры – это любовь русского человека к удальству и веселью. Народное прикладное искусство доступно пониманию детей дошкольного возраста и воспитывает в детях чувство прекрасного.
Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания.
Дошкольникам приносят огромную радость не только сами народные праздники, но и подготовка к ним. При этом без всякого напряжения решаются педагогические задачи: дети знакомятся с музыкальным материалом, с историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным. Особой любовью у детей пользуются праздники : Рождество Христово, Крещение, Пасха, Веселая Масленица, День Ангела. На Масленицу дети с удовольствием наряжаются в костюмы скоморохов, водят хоровод, поют веселые песни, участвуют в веселых играх. На Пасху им нравится обмениваться раскрашенными яйцами. Вниманию детей предлагаются дидактические упражнения «Катание по столу», «Чье яичко дольше не разобьется». При подготовке к празднику «День синичек» дети вместе с родителями делают кормушки, учат стихи, песни, рисуют, лепят – свое творчество посвящают птицам. Важное место среди праздников занимает «Осенняя ярмарка». На это мероприятие воспитанники могут приходить вместе с мамами и бабушками, которые готовят сладкую выпечку, которую затем предлагают посетителям ярмарки. Шутки, смех, веселье, задорные заклички, песни, народные игры, зажигательные пляски сопровождают данное событие. С большим удовольствием дети принимают участие в различных конкурсах.
Народная игра — отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Ведь заложив фундамент нравственности с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Ведь народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Применение в воспитании дошкольников народных игр и праздников в сотрудничестве с родителями и на основе коллективного планирования и коллективной рефлексии, в процессе которых обсуждаются ценностные основы народной культуры, способствует повышению эффективности патриотического воспитания детей.
Народные игры и праздники будут способствовать патриотическому воспитанию детей, если будут сопровождаться обсуждением их значения в жизни и влиянии на становление характера людей.