Ирина Карпеш
Народное творчество как средство воспитания патриотизма
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Народное творчество как средство воспитания патриотизма
2 слайд Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Публикация «Народное творчество как средство воспитания патриотизма» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2023
Для дошкольников патриотизм – это высокое чувство любви к Родине – большой и малой, к ее природе, людям, традициям. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении (при руководящей роли педагога, которое направлено на формирование чувства патриотизма.
В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования - воспитать любовь к Родине. А это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна потому, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Не на должном уровне ведется работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста,
определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи,
детского сада, родного края, представителей живой природы.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.
3 слайд
Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах Нина Павловна Сакулина:
«Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством».
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Для ребенка первые представления о Родине связаны с родным домом, родителями, близкими людьми, детским садом и даже первыми любимыми игрушками.
Поэтому свою работу с детьми я начала с семьи, постепенно переходя от малого к большему детский сад, родной город, страна.
4 слайд
Мы собрали альбомы «Моя семья», «Мы любим спорт», «Отдыхаем всей семьёй»
К праздникам оформляли тематические стены «Вот какая мама», «Наши защитники», организовывали совместные творческие выставки детско- родительских работ. 5 слайд
Участвовали в городских конкурсах и выставках. 6 слайд
Составляли и изучали генеалогические древа семей 7 слайд, рисовали семейные гербы, изучали историю фамилии и значения имен членов семьи.
Собирая и рассматривая фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, формируем представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи. Это чувство «родного дома» ложится в основу любви к Родине.
8 слайд
Рассказываем детям, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, национальными праздниками. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины; здесь живут, совместно трудятся и помогают друг другу люди разных национальностей.
9 слайд
Проводили ознакомительные экскурсии по детскому саду, прогулки по историческим местам города.
Весьма эффективным средством воспитания патриотических чувств является патриотический уголок в группе.
10 слайд
В содержание патриотического уголка мы включили :
- материал о семье: (фотографии, рассказы об участниках ВОВ, генеологические древа.)
- уголок любимой игрушки:
- совместное творчество (воспитателя с детьми, родителей с детьми, детей в группе);
- русское народное творчество (песенки, потешки, колыбельные, картинки и т. п);
- традиции (в семье, группе, детском саду, городе, стране);
- представление о городе, улице (день рождения города; карта Переславля-Залесского, его достопримечательности, улица, по которой я хожу);
- символика (мелодия гимна, герб, флаг России, города, региона);
- представление о стране, области, городе (достопримечательности);
- народы России, народное творчество 11 слайд (костюмы, игрушки, песенки, и т. п);
Совместно с родителями в группе создан мини-музей народного декоративного- прикладного искусства 12 слайд, который продолжает пополнятся новыми экспонатами, ведь каждому хочется внести свой вклад. 13-16 слайды
Максим с родителями был в селе Богородском Сергиево-Посадского района Московской области, в музее деревянной игрушки 17-18 слайды, присутствовал на мастер классе, сам лично собрал из заготовок и раскрасил своего богородского мишку. Теперь этот мишка является одним из экспонатов нашей выставки.
На протяжении всего времени дети играли в дидактические игры
19 слайд, знакомились с меняющейся экспозицией, здесь же проводилась часть тематических бесед с детьми. 20-23 слайды.
В течении учебного года был реализован проект «Знакомство с народными промыслами России». 24 слайд
Были подготовлены и размещены консультации для родителей по приобщению детей к патриотизму и о том, как в этом помогает народное декоративно-прикладное искусство.
С воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, своей семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование-чувство любви к своему Отечеству.
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
25 слайд
Спасибо за внимание!