ЗАЛИНА
Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
В наше время, в эпоху стремительно изменяющегося мира, стираются понятия добра и зла, происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости. Как вместить все эти понятия в маленького человечка? Как донести до него что такое нравственность, духовность, патриотизм? Как воспитать в детях преданность Отечеству, традициям, обычаям?
Публикация «Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одной из важнейших ЗАДАЧ в настоящее время является его духовно-нравственное, патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт своего народа. Духовно-нравственное воспитание в детском саду - неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребенка, а качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в ДОУ является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, обращение к духовной жизни.
АКТУАЛЬНОСТЬ темы обусловлена тем, что в современной России нарушено духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты подрастающего поколения, деформация традиционных моральных норм, нравственных установок, отсутствие государственной идеи. Но в то же время характерны процессы возрождения традиционной русской культуры, оживление традиций и духовных основ в жизни народа. В этой ситуации особо остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, духовность и т. д.)
Одна из ЗАДАЧ ОБРАЗОВАНИЯ, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - это формирование духовно-нравственной личности. ФГОС ДОУ определяет целевые ориентиры духовно -нравственного воспитания :
1) ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в игре;
2) ребенок обладает развитым воображением;
3) ребенок проявляет любознательность;
4) ребенок уверен в себе, в своих силах, открыт внешнему миру.
Русские народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Приоритетная роль духовно-нравственного воспитания в процессе формирования личности показана в работах многих великих зарубежных и отечественных педагогов. Например, принцип народности воспитания является центральным в трудах К. Д. Ушинского, а особенности использования традиций в семейном воспитании раскрыты в работах А. С. Макаренко. Практический же анализ показывает, что духовно-нравственный потенциал народных традиций в полной мере не используется, так как возникают противоречия во взглядах и подходах к духовно-нравственному воспитанию.
Фольклор и УНТ могут функционировать как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольников благодаря комплексному подходу к духовно-нравственному воспитанию, осуществляемому интеграцией народных традиций в содержание ННОД, ,в режимных моментах, в ходе совместной деятельности взрослого и детей, а так же, если в качестве методов и приемов в деятельности использовать народные игры, пение народных песен, закличек, потешек и т. д.