Получи документы

Народное искусство в воспитании детей

Елена Гафиятуллина
Народное искусство в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы в работе с детьми всё большее место занимают нетрадиционные методы и приёмы обучения. И это не случайно, так как они своей необычностью и в тоже время конкретностью позволяют сделать процесс воспитания и обучения творческим. Эти приё мы разнообразны: это и схемы, и модели, и алгоритмы работы, и карты Проппа, и удивительные игры из книги Джани Родари "Фантазия грамматики". Они не только помогают детям творить, придумывать рассказы, сказки, стихи, но и воспитывать интерес к слову, его звучанию.

Публикация «Народное искусство в воспитании детей» размещена в разделах

Художественная литература, фольклор дают прекрасные образы русского языка, подражая которым ребёнок успешно учится родному языку. Пословицы, сказки, загадки тесно связаны с развитием речи. Они так же нужны, так же необходимы ребятам, как игра, рисование, лепка и другие виды занятий. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами, в них много олицетворений, метких определений. Правила житейской мудрости они выражают образно.

В возрасте шести - семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Поэтому знакомить детей с пословицами и поговорками надо в старших группах дошкольного возраста. "Пословицы и поговорки заносят в ум детей ряд нравственных факторов, которые были бы мёртвой буквой, если бы передавать их в отвеченной форме", - писала А. С. Симонович. Пословицы и поговорки понятны взрослым, но не всегда понятны детям, поэтому задача воспитателей заключается в отборе народных изречений, которые соответствовали бы всем требованиям старшего дошкольного возраста. Очень важно, чтобы воспитатели сами знали пословицы и употребляли их к месту. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это воспримут и дети. Дети в группе бывают разные, одни говорят очень хорошо, легко пересказывают, придумывают загадки и сказки; другие – имеют недостаточную речевую подготовку; одни любят слушать книги и знают пословицы и загадки, других - они не очень интересуют, ибо в отгадывании их и заучивании они испытывают трудности. Чтобы вызвать у всех детей интерес к народному творчеству необходимо:

1. Научить детей отличать пословицы и поговорки от других жанров народного творчества.

2. Понимать и объяснять их смысл.

3. Знать пословицы и поговорки по разным темам, применять их к месту.

Пословицы и поговорки нужно использовать к месту в режимных моментах, в играх и на занятиях, чтобы ребята постоянно их слышали. Пословиц и поговорок очень много, но наиболее понятны детям пословицы и поговорки:

• о маме

• о природе

• о родине

• о дружбе

Народные пословицы и поговорки являются хорошим средством при знакомстве детей с названиями месяцев, они метко и чё тко характеризуют особенность каждого из них:

1. «В сентябре одна ягодка, да и то горькая рябина».

2. «Февраль богат снегом, а апрель водой».

3. «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами».

4. «Малая птичка соловей, а май знает».

Дают пословицы и поговорки и яркую характеристику тем или иным животным, говорят об их наклонностях, отличают определённую, характерную черту почти каждого животного, которая твёрдо установилась в народном мировоззрении : заяц всегда труслив, волк всегда голоден, медведь - неуклюжий, лиса хитрая.

Рассматривая картины, придумывая рассказы, читая книги или просто проводя музыкальные и познавательные игры можно вспомнить пословицы и поговорки о животных. Однако, используя их, надо учитывать и возрастные особенности: конкретность мышления, эмоциональность, бедность семантики словаря детей. Говорить надо так, чтобы пословица и поговорка доходила до их сознания, вызывала у них яркие образы, действовала на их чувства, тогда и ребята, оценивая поступки друг друга, осмыслено употребляют разные пословицы и поговорки, такие как: «Кто весел, а кто и нос повесил», «Друг на дружку, а все на петрушку», «На своей улице и курочка храбра», «Недаром говорится, что дело мастера боится».

Фонд русских пословиц и поговорок так богат, что их можно использовать в разные моменты работы. К обеду - звучит поговорка: «Дорога миска к обеду»; беседуем о весне - звучит пословица: «В апреле земля греет»; гуляем, когда мороз на улице: «Береги свой нос в большой мороз». При работе над звуком «Ш» можно разучить поговорки на этот звук: «У хорошего хозяина нет плохой лошади», а при работе со звуком «С» : «Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой», «Холода не бойся, сам по пояс мойся».

Очень нравятся детям игры по пословицам. Воспитатель говорит начало, а дети продолжают. Например:

1. Один в поле --- (не воин).

2. Одна ласточка ---(весны не делает).

3. От горшка ---(два вершка).

4. Отольются кошке---(мышкины слёзы).

Наиболее сложные лексические игры, где надо заменить в пословице неправильное слово:

1. Аппетит проходит во время еды.

2. Город не тётка.

3. Готовь сени летом, а телегу зимой.

4. Машу маслом не испортишь

Или игры, в которых по определё нным словам надо составить пословицу:

1. Пруд, труд, вынимать, рыбка.

2. Семь, дитя, глаз, няньки.

3. Медведь, наступить, ухо.

4. Витя, быть, конец, верёвочка, сколько.

Или ответить на вопрос пословицей или поговоркой:

1. Когда считают цыплят?

2. Чем долг красен?

3. Без чего не вытянешь и рыбку из пруда?

4. Когда приходит аппетит?

Очень нравится ребятам рисовать по пословицам, например таким:

1. «Март с водой, апрель с травой, май с цветами».

2. «Весна красна цветами, а лето плодами».

Но не все дети умеют хорошо рисовать, поэтому им легче изображать пословицы схематично. Используя схемы и рисунки в работе по заучиванию пословиц надо придерживаться следующих условий:

1. Изображение должно следовать содержанию, не нарушая ритма изложения.

2. Схематичное изображение должно быть понятным, чётким, без дополнительных лишних элементов.

Очень нравится детям и разыгрывать пословицы (по типу их драматизации). Очень удачно ребята изображают такие пословицы, как: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Способов и методов применения пословиц в детском саду очень много. Но даже применение некоторые из них, показывает, как меняется речь детей, становится ярче, эмоциональнее, образнее. Таким образом, использование в детских садах пословиц и поговорок активирует речь ребёнка, вводит его в сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формировать свою мысль.

Публикации по теме:

Методическая копилка «Народное искусство и культуры в национальных традициях» Примерный план на месяц. «Ознакомление с народным искусством и культурой в национальных традициях» Сентябрь: Содержание деятельности Сбор.

Народное искусство в оформлении дошкольного учреждения Народное искусство в оформлении дошкольного учреждения. Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях.

Народное искусство в оформлении дошкольного учреждения. Народное искусство в оформлении дошкольного учреждения. Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях.

Отчет по самообразованию «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Отчет о работе по самообразованию. Тема «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» По данной теме изучена следующая.

План по самообразованию «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ МДОУ ДСКВ № 14 г. Ейска МО Ейский район Воспитатель : Новикова Юлия Алексеевна Группа подготовительная.

Проект «Народное декоративно-прикладное искусство» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется проект на тем : Народное декоративно-прикладное искусство. Проблема :В настоящее время.

Народное искусство для всестороннего развития дошкольникаНародное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.

Региональное народное декоративно-прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста Аппликация соломкой. Воспитание детей осуществляется многообразными путями и средствами, преследуя задачу вырастить молодое поколение.

Сообщение для методобъединения «Устное народное творчество в воспитании детей» В воспитании дошкольников большое значение имеет устное народное творчество. Это история народа, его духовное богатство. Уже 1000 лет назад.

Устное народное творчество в нравственном воспитании детей. Вопрос: как сделать ребёнка добрее, отзывчивее беспокоит не одно поколение родителей. Один из возможных путей эмоционально – нравственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народное искусство в воспитании детей
Опубликовано: 10 октября 2016 в 19:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народное искусство в воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гафиятуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД