Елена Гафиятуллина
Народное искусство в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в работе с детьми всё большее место занимают нетрадиционные методы и приёмы обучения. И это не случайно, так как они своей необычностью и в тоже время конкретностью позволяют сделать процесс воспитания и обучения творческим. Эти приё мы разнообразны: это и схемы, и модели, и алгоритмы работы, и карты Проппа, и удивительные игры из книги Джани Родари "Фантазия грамматики". Они не только помогают детям творить, придумывать рассказы, сказки, стихи, но и воспитывать интерес к слову, его звучанию.
Публикация «Народное искусство в воспитании детей» размещена в разделах
Художественная литература, фольклор дают прекрасные образы русского языка, подражая которым ребёнок успешно учится родному языку. Пословицы, сказки, загадки тесно связаны с развитием речи. Они так же нужны, так же необходимы ребятам, как игра, рисование, лепка и другие виды занятий. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами, в них много олицетворений, метких определений. Правила житейской мудрости они выражают образно.
В возрасте шести - семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Поэтому знакомить детей с пословицами и поговорками надо в старших группах дошкольного возраста. "Пословицы и поговорки заносят в ум детей ряд нравственных факторов, которые были бы мёртвой буквой, если бы передавать их в отвеченной форме", - писала А. С. Симонович. Пословицы и поговорки понятны взрослым, но не всегда понятны детям, поэтому задача воспитателей заключается в отборе народных изречений, которые соответствовали бы всем требованиям старшего дошкольного возраста. Очень важно, чтобы воспитатели сами знали пословицы и употребляли их к месту. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это воспримут и дети. Дети в группе бывают разные, одни говорят очень хорошо, легко пересказывают, придумывают загадки и сказки; другие – имеют недостаточную речевую подготовку; одни любят слушать книги и знают пословицы и загадки, других - они не очень интересуют, ибо в отгадывании их и заучивании они испытывают трудности. Чтобы вызвать у всех детей интерес к народному творчеству необходимо:
1. Научить детей отличать пословицы и поговорки от других жанров народного творчества.
2. Понимать и объяснять их смысл.
3. Знать пословицы и поговорки по разным темам, применять их к месту.
Пословицы и поговорки нужно использовать к месту в режимных моментах, в играх и на занятиях, чтобы ребята постоянно их слышали. Пословиц и поговорок очень много, но наиболее понятны детям пословицы и поговорки:
• о маме
• о природе
• о родине
• о дружбе
Народные пословицы и поговорки являются хорошим средством при знакомстве детей с названиями месяцев, они метко и чё тко характеризуют особенность каждого из них:
1. «В сентябре одна ягодка, да и то горькая рябина».
2. «Февраль богат снегом, а апрель водой».
3. «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами».
4. «Малая птичка соловей, а май знает».
Дают пословицы и поговорки и яркую характеристику тем или иным животным, говорят об их наклонностях, отличают определённую, характерную черту почти каждого животного, которая твёрдо установилась в народном мировоззрении : заяц всегда труслив, волк всегда голоден, медведь - неуклюжий, лиса хитрая.
Рассматривая картины, придумывая рассказы, читая книги или просто проводя музыкальные и познавательные игры можно вспомнить пословицы и поговорки о животных. Однако, используя их, надо учитывать и возрастные особенности: конкретность мышления, эмоциональность, бедность семантики словаря детей. Говорить надо так, чтобы пословица и поговорка доходила до их сознания, вызывала у них яркие образы, действовала на их чувства, тогда и ребята, оценивая поступки друг друга, осмыслено употребляют разные пословицы и поговорки, такие как: «Кто весел, а кто и нос повесил», «Друг на дружку, а все на петрушку», «На своей улице и курочка храбра», «Недаром говорится, что дело мастера боится».
Фонд русских пословиц и поговорок так богат, что их можно использовать в разные моменты работы. К обеду - звучит поговорка: «Дорога миска к обеду»; беседуем о весне - звучит пословица: «В апреле земля греет»; гуляем, когда мороз на улице: «Береги свой нос в большой мороз». При работе над звуком «Ш» можно разучить поговорки на этот звук: «У хорошего хозяина нет плохой лошади», а при работе со звуком «С» : «Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой», «Холода не бойся, сам по пояс мойся».
Очень нравятся детям игры по пословицам. Воспитатель говорит начало, а дети продолжают. Например:
1. Один в поле --- (не воин).
2. Одна ласточка ---(весны не делает).
3. От горшка ---(два вершка).
4. Отольются кошке---(мышкины слёзы).
Наиболее сложные лексические игры, где надо заменить в пословице неправильное слово:
1. Аппетит проходит во время еды.
2. Город не тётка.
3. Готовь сени летом, а телегу зимой.
4. Машу маслом не испортишь
Или игры, в которых по определё нным словам надо составить пословицу:
1. Пруд, труд, вынимать, рыбка.
2. Семь, дитя, глаз, няньки.
3. Медведь, наступить, ухо.
4. Витя, быть, конец, верёвочка, сколько.
Или ответить на вопрос пословицей или поговоркой:
1. Когда считают цыплят?
2. Чем долг красен?
3. Без чего не вытянешь и рыбку из пруда?
4. Когда приходит аппетит?
Очень нравится ребятам рисовать по пословицам, например таким:
1. «Март с водой, апрель с травой, май с цветами».
2. «Весна красна цветами, а лето плодами».
Но не все дети умеют хорошо рисовать, поэтому им легче изображать пословицы схематично. Используя схемы и рисунки в работе по заучиванию пословиц надо придерживаться следующих условий:
1. Изображение должно следовать содержанию, не нарушая ритма изложения.
2. Схематичное изображение должно быть понятным, чётким, без дополнительных лишних элементов.
Очень нравится детям и разыгрывать пословицы (по типу их драматизации). Очень удачно ребята изображают такие пословицы, как: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Способов и методов применения пословиц в детском саду очень много. Но даже применение некоторые из них, показывает, как меняется речь детей, становится ярче, эмоциональнее, образнее. Таким образом, использование в детских садах пословиц и поговорок активирует речь ребёнка, вводит его в сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формировать свою мысль.