Алла Буряк
Народно-прикладное искусство в детском саду: ткачество как средство нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к духовно-нравственным и культурным традициям; познакомить детей с новым видом рукоделия -ткачество.
Задачи: Обучающие:
• изучить специфику декоративной композиции, орнаментации изделий и гармонизации цвета;
• познакомить с художественными особенностями и творческими возможностями технологии ткачества;
• научить применять полученные знания для творческой работы соблюдая требования технологии.
Воспитательные :
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Ткачество, ткацкий станок
- Темочки
• осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
• воспитывать волевые качества детей, связанные с достижением качественных результатов практических работ: усидчивость, терпение, аккуратность, желание исправлять ошибки;
• формировать коммуникативную культуру, умение работать в группе.
Развивающие:
• сформировать систему практических навыков и умений, необходимых для освоения технологии ручного ткачества;
• развивать внимание, память, воображение, образное и логическое мышление, творческие способности;
• формировать адекватную оценку собственной творческой деятельности;
• развивать эстетический вкус, эмоциональное отношение к окружающему миру, интерес к декоративно-прикладному искусству;
• способствовать развитию мелкой моторики
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время назрела необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Одной из задач Федерального Государственного стандарта дошкольного образования, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам народной культуры.
Новизна данной работы с детьми заключается в том, что новое направление декоративного творчества – ткачество, показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена, и ориентированность в интегрированном виде на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, работа построена на эстетическом воспитании детей, сочетающем опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления тканых изделий, предметов быта, и у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках подлинные тканые изделия, хочется подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного ремесла, обучить техническим приемам ткачества.
Здоровый ребенок – это прежде всего, творческий, жизнерадостный, открытый и познающий себя и окружающий мир человек. Занятия ткачеством – это настоящая арт-терапия, которая способствует:
- творческому самовыражению;
- созданию положительного эмоционального настроя;
- снятию стресса и психического напряжения;
- заряду позитивной энергии «Я могу!»;
- развитию внутреннего контроля;
- накоплению эстетического опыта;
- снижения уровня агрессии.
Что нам нужно для ткачества и ткацкого станка :
Кусок картона размером 12х20см и две картонные полоски для верхней и нижней части нашего станка;
ножницы и канцелярский нож;
пряжа любых цветов (для детей лучше яркие цвета, именно ее они выбирают в процессе работы);
пластиковые иглы (для безопасности детей);
украшения (бусины, помпоны, ветки)
Процесс работы:
Я расскажу вам, как ткать. Для начала натягиваем прочные нити. Обязательно такие, что не тянутся - это основа. Дальше через нижнюю часть основы продеваем картонную полоску – чтобы полотно было ровным. После этого можно начинать вплетать горизонтальные нити – уток.
Первый ряд – косичка – вяжется крючком или просто руками через одну или две нити основы. Она нужна для того, чтобы гобелен не упал и не рассыпался, когда его снимаешь с рамки.
Теперь в верхней части ниток основы нужно продеть линейку (полоску картона) – так, чтобы нитки чередовались: одна под линейкой, другая над линейкой, одна – под, другая – над. Повернешь линейку «на ребро», получиться «коридорчик», в нем легче пропускать горизонтальную нить. Правда, через ряд верхние и нижние нити основы должны меняться местами. Новый «коридорчик» приходиться делать не линейкой, а вручную. Итак – один ряд – быстро, линейкой, второй – медленно, руками, третий- линейкой, четвертый – руками… Быстро – медленно, быстро – медленно.
Есть одна хитрость. Когда плетешь, гобелен, нитку хочется затянуть. Постепенно полотно сужается и сужается… И чтобы этого не происходило на концах каждого ряда оставляем небольшую воздушную петельку.
Заканчивая полотно так же, как и начинали в конце – косичка. Обрезаем нити основы и дважды для надежности связываем ниточки между собой.
Остается последний штрих – прогладить готовую работу утюгом через мокрую тряпочку.
Как видите – все не так и сложно.
ВЫВОД:
На занятиях дети осваивают не только процесс ткачества, но и находят новые оригинальные их соединения традиций и стилей. Работы детей удачно вписываются в интерьер группы, используются как одежда для кукол и являются отличным подарком.
Ткачество - одно из древнейших народных ремесел, которое ценится за свою жизненную необходимость. Процесс ткачества позволяет улучшить координацию движений, мелкую моторику рук, внимательность, интеллект, привить любовь к труду и чувство вкуса. Можно сделать вывод, что ткачество это не только увлекательный процесс, техника которого имеет богатую историю, но так же возможность проявить себя в творчестве. Именно творчество, является огромным стимулом для развития и становления личности ребенка.