Приложение МААМ

Народная сказка в системе воспитания дошкольников

Екатерина Бардамова
Народная сказка в системе воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Какие сказки мы используем

Считается необходимым включать в педагогический процесс рус-ские народные сказки, символы, сюжеты и метафоры которых широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной работе многими отечественными и зарубежными специалистами.

Первая младшая группа - «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Тере-мок».

Вторая младшая группа – «Волк и козлята», «Снегурушка и лиса», «Кот, петух и лиса»,

Публикация «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» размещена в разделах

«Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

Средняя группа – «Смоляной бочок», «Зимовье», «Гуси-лебеди», «Жихар-ка», «Бобовое

зернышко», «Девочка Снегурочка», «Лиса и журавль», «У страха глаза велики»,

«Привередница», «По щучьему велению», «Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка».

Старшая группа - «Заяц-хвастун», «Бабушка, внучка да курочка», «Крылатый,

мохнатый да масляный», «Мороз, солнце да ветер, Лисичка-сестричка и серый волк»,

«Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и кувшин»,

«Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик», «Белая уточка», «Волшебное кольцо», «Липунюшка»,

«Иван Царевич и серый волк», «Кузьма Скоробогатый», «Морозко».

Подготовительная к школе группа - «Царевна-лягушка», «Семь Симеонов – семь работников», «Снегурочка, пузырь, соломинка и лапоть, Мороз Иванович», «Петух да собака, Мужик и медведь, Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке».

Сказка, требующая отгадки

Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадки у разных народов называются по-разному. У чувашей, например, загадка – это «тумпалли юмах», что буквально означает «сказка, требующая отгадки». Почему? Многие загадки содержат сказочный сюжет и могут рассматриваться как особая разновидность сказок. В. П. Аникин называет загадкой «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». Признаки

загадки:

По содержанию она представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;

Описание нередко оформлено в виде вопроса;

Как правило, это описание лаконично;

Загадке часто присущ ритм.

Отсюда, следующее определение загадки: загадка – это краткое описание предмета или

явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Многие фольклористы отмечают, что загадки умны, высокопоэтичны, нравственны.

А значит, они оказывают соответствующее влияние на умственное, эстетиче-ское и нравственное воспитание детей. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее доминирующим началом в них стало умственное воспитание.

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательной речи, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от нечистой силы свое

жилище, свою семью. К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земле-дельцы. Они

называли орудия труда, животных, места охоты не общепринятыми названиями, а описательными оборотами или загадками.

С помощью загадки нередко испытывали мудрость, находчивость, образованность человека, что отразилось во многих народных обрядах, в том числе посвящения юношей в воины, выкупа невесты женихом и т. д. Подобная роль загадки отражена в фольклорных произведениях. Например, в сказке «Царевна-лягушка» Ивану приходится разгадать загадки, прежде чем паук отдает ему меч-кладенец: «Что на свете всех дороже?» (Жизнь).

У многих народов проводились «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно совершавшийся осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим загадки, группируя их тематически: о человеке, одежде,

явлениях природы. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание.

Широкие педагогические возможности загадки отмечаются многими.

Загадки способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроте умственных реакций (Г. Н. Волков)

Загадка доставляет уму полезное упражнение (К. Д. Ушинский)

Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, доставляют ребенку эстетическое

наслаждение (Ю. Г. Илларионова)

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специаль-ных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка (Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина).

Особенности отбора загадок

Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают за-гадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательными:

Длинная, гладкая, оранжевая, сладкая.

Зайчики едят и нам велят. (морковь)

Для этого же возраста подходят и загадки с рифмующейся отгадкой:

Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок. Кто же это? (петушок)

Тематика загадок для детей младшего возраста ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые ему интересны: об игрушках, домашних животных, предметах быта, продуктах питания. Загадки для малышей не должны быть длинными, а описания подробными: большое количество признаков только запутает ребенка.

Дети среднего дошкольного возраста уже умеют выделять в предметах различные

качества и свойства, поэтому в работе с ними можно использовать загадки более сложные, в которых есть сравнения, метафоры, образы. Но жизненный опыт в этом возрасте пока еще невелик. Значит, сравнения и образы должны быть знакомы детям из их повседневной жизни или в связи с частыми повторениями на занятиях.

Скатерть бела всю землю одела. (снег)

Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча)

Подобные образы понятны детям благодаря их внешнему сходству с предме-том-отгадкой. В этом же возрасте популярны загадки с рифмующимися от-гадками:

С неба падают зимою и кружатся над землею

Легкие пушинки, белые.. . (снежинки)

Воспитатели при проведении развлечений и праздников используют заучен-ные

загадки-вопросы. Такие загадки и ответы на них способствуют формирова-нию у

детей убеждений. Их можно найти в сказках и заучить с детьми. Например. «Что для человека дороже всего на свете?» - «Нет ничего дороже Родины» («Сказка о барине и его работнике»).

Дети старшего дошкольного возраста уже могут отгадывать загадки,

предполагающие несколько отгадок:

Без крыл летит, без ног бежит,

Без огня горит, без ран болит. (ветер, туча, солнце, сердце).

Старшие дошкольники имеют более широкие представления о животном мире, труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок. Дети начинают понимать смысл образных выражений, поэтому и загадки могут не отражать реальные признаки

предмета, а только создавать их образ.

Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)

Широко используются загадки, «расшифровка» которых строится на посте-пенном

исключении неверных сопоставлений:

Черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица. (жук)

В этом возрасте используются литературные загадки, которые имеют длинное описание, а также загадки, для отгадывания которых необходимо иметь развитую наблюдательность.

Молода – похожа на серп, поживет - станет как лепешка (месяц, луна)

Загадки можно использовать на литературных викторинах, посиделках и развлечениях. Мною предлагаются загадки по сказкам. Это не только помогает закрепить содержание

сказки, которую читали в группе на занятии, но и развивает память детей, образное

мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез).

С образной загадки можно начать любое занятие по сказке (ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка, аппликация, музыкальное, физкультурное занятия и т. п., что станет их хорошей мотивацией для приглашения сказочного героя, и проверкой детей на сообразительность. Загадки может загадывать сам сказочный герой или дети. С загадки может начинаться каждая часть занятия, что способствует поэтапному разворачиванию его содержания.

Дети могут отгадывать загадки хором или индивидуально. Индивидуальное

отгадывание предполагает обязательное поощрение детей. В этом случае важно, чтобы во время занятий похвалы удостоились все дети группы (при-чем необязательно за отгадку). При отгадывании загадок можно использовать педагогический прием «Помоги» : дети помогают «незнающей, неумеющей» игрушке отгадать загадки.

Ситуация успеха позволяет ребенку чувствовать себя уверенным в себе, компетентным (снимает комплекс неполноценности, если он отмечался раньше).

Загадки по сказкам собраны педагогами и используются как на заня-тиях,

развлечениях, так и в свободной деятельности детей.

Она легко, как по канату, пройдет по тоненькой веревочке,

Она жила в цветке когда-то, ну, как зовут ее? (Дюймовочка)

Он ходит с длинной бородой, он очень жадный, хитрый, злой,

Но все ж не испугает нас разбойник этот.. . (Карабас)

Человечек деревянный на воде и под водой ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино)

Толстяк живет на крыше, летает он всех выше. (Карлсон)

Игра в сказку

В дошкольном детстве ведущий вид деятельности – игра, в которой раз-виваются все познавательные процессы. Технология использования сказки в играх может быть представлена играми-драматизациями.

1-й этап. Знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, про-смотр диафильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций).

2-й этап. Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок и т. п.).

3-й этап. Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, изготовлении атрибутов

для игр.

4-й этап. Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка

необходимой среды для творческой игры, разыгрывания сюжета сказки,

театрализованной игры.

Все игры организуются с учетом основных педагогических принципов. Напомним лишь

некоторые из них.

Во-первых, надо избегать излишней дидактики: эту роль выполнит ди-дактическая игра, а творческая должна развиваться как свободная деятель-ность самих детей.

Во-вторых, воздействуя на ребенка через игру, воспитатель только на первых порах учит играть, формирует технику игровых действий, в дальнейшем же он играет роль только

организатора и регулятора взаимоотношений.

В-третьих, игра, конечно, ведущий вид деятельности детей, но далеко не единственный. В частности, продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование,

аппликация) вносят существенный вклад в развитие личности.

Далее рассмотрим примеры педагогической технологии обучения детей играм-драматизациям.

Игра-драматизация «Колобок» (технология строится на основе «расшатывания» сюжета игры «Путешествие»).

Знакомство со сказкой.

Чтение сказки и рассматривание иллюстраций. Просмотр диафильма «Колобок».

Разыгрывание сказки с помощью предметов-заместителей. Дидактическая игра

«Колобок идет по лесу» (выкладывание сюжетных картинок в определенной

последовательности). Словесно-дидактическая игра «Куда покатился Коло-бок?».

Экскурсия в музей «Русская изба». Занятие «Испеку я колобок». Обыгрывание этой же ситуации на прогулке: «испечь» колобок из снега, песка. Эксперимент: почему колобки в группе растаяли?

Эмоциональная рефлексия знакомого материала.

Посещение кукольного театра. Просмотр спектакля «Колобок». Просмотр и обсуждение

видеозаписей (дети приносят их из дома) о приключениях Колобка. Разучи-вание песни

Колобка на музыкальном занятии (творческое воспроизведение танца Колобка). Игры на имитацию движений животных: лисы, зайца, волка, медведя. Выпечка колобка дома с

родителями. Игры с колобком и заучивание приговорок: «Ах, ты мой горя-ченький! Ах, ты

мой румяненький!»

Художественная деятельность детей

Лепка «С кем повстречался Колобок?» (лепка и обыгрывание пластилиновых персонажей сказки). Рисование сюжетное по мотивам сказки «Колобок» (организация выставки детских работ). Аппликация «Герои сказки» (составляется из геометрических фигур). Конструирование из бумаги и картона игрушек-самоделок для сказки. Ручной труд – изготовление «рубашек» для варежкового театра по сказке (сшивание частей по готовой выкройке).

Создание игровой среды

Оформление настольного театра: изготовление объемных деревьев, домика из картона, фигур животных; варежкового театра по сказке; выставки рисунков и аппликаций по сказке; книжного уголка: книги по сказке «Колобок» в оформлении разных художников. Подготовка геометрических фигур для моделирования сказки на фланелеграфе : колобок – желтый,

медведь – коричневый и т. д.

Игра-драматизация «Теремок» (технология строится на основе «расшатывания» сюжета игры «Дом»).

Знакомство со сказкой

Чтение сказки и рассматривание иллюстраций. Просмотр диафильма «Тере-мок».

Показ детям сказки с помощью геометрических моделей: кругов разного цвета и

величины. Экскурсия в музей «Русская изба». Знакомство с ее атрибутами (печь, скамейка, прялка). Повторная экскурсия я в музей «Русская изба». Обучение игровым действиям: печь блины, прясть пряжу, подметать пол. Обучение приговоркам: «Пеку блины румяные,

румяные, горячие».

Эмоциональная рефлексия знакомого материала

Посещение кукольного театра. Просмотр спектакля «Теремок». Обсуждение спектакля в группе. Рассматривание книг и сравнение разных вариантов сказочной версии «Теремок». Просмотр диафильма «Рукавичка» и других версий «Теремка». Разучивание приговорок к сказке : «Лягушка-квакушка пряжу прядет», «Волк-волчище дров припасет», «Лисичка-сестричка дом приберет», «Все вместе дом построим лучше прежнего». Сочетание слова и движения. Отработка интонации. Дома вместе с родителями выпечка блинов для игры.

Художественная деятельность детей

Лепка «Мой любимый герой в сказке «Теремок» (лепка и обыгрывание сказочных

Персонажей). Музыкальная деятельность – разучивание песен о дружбе и теремке.

Имитация движений животных. Конструирование из картона и бумаги «ша-почек-масок» для персонажей сказки. Рисование «Стоит в поле теремок». Игры с конструктором «Русская изба» (использование крупного строителя). Сюжетно-ролевая игра – придумка «Теремок» : «Вот по полю-полю кошка идет.. .», «Что кошка может делать в теремке? Кто еще может прийти в теремок?»

Создание игровой среды

Оформление русской избы в группе из имеющегося материала (на отдельном столе).

Организация выставки детских рисунков и конкурса на лучший теремок. Изготовление фигурок зверей и деревьев для разыгрывания сказки в настольном театре.

Запись воспитателем «новых сюжетов» сказки «Теремок» (по детским придумкам).

Подготовка геометрических моделей для разыгрывания новых сюжетов сказки «Теремок» на фланелеграфе.

Примечание. Дидактические и подвижные игры по сюжетам сказки или с героями сказки можно рассматривать как промежуточный этап для подготовки

игры-драматизации (см. 2-й этап).

Публикации по теме:

Сказка как метод развития взаимоотношений. Людям свойственно обмениваться историями. Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми.

Занятия по ознакомлению с художественой литературой Тема: Рассказывание якутской народной сказки «Как у горностая кончик хвоста почернел» Программные задачи: Познакомить детей с новой якутской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная сказка в системе воспитания дошкольников
Опубликовано: 20 марта 2013 в 12:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Бардамова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД